Аннотация к рабочей программе по музыке

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Музыка»

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.  C.  Шмагина; на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение, «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.

Цель и задачи программы:

– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;

- приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса музыки в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 уч. год на изучение данной программы выделено: 33 ч. (1 кл.), 34 ч. (2-4 кл.).

Рабочая программа составлена на основе :

  1. Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2013-2014 учебный год;
  2. Федерального компонента государственного образовательного  стандарта  ( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);
  3. Примерной программы (стандарты второго поколения) по музыке (Москва: Просвещение, 2010год.)
  4. Авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-9 классы. Москва: Просвещение, 2006 год)
  5. Авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

УМК

  1. «Музыка» Поурочные планы 5 класс. В.М.Самигулина, Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 год
  2. «Музыка» Поурочные планы 5 класс. Ю.Д.Изместьева, Издательство «Учитель», Волгоград, 2004 год
  3. «Музыка» Поурочные планы 6 класс. . Ю.Д.Изместьева,  Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 год
  4. «Музыка» Поурочные планы 7 класс. Ю.Д.Изместьева, Издательство «Учитель», Волгоград, 2004 год
  5. «Музыка» Поурочные планы 8 класс. В.М.Самигулина, Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 год
  6. - Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.
  7. -  Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). –М.: Просвещение, 2009.

Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих  задач:

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, , музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Изучение музыки Кузбасский композиторов и сопредельных территорий направлено на достижение следующихцелей:

-  воспитание слушательской и исполнительской культуры;

- приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов, художественным ценностям музыкального современного  искусства Адыгеи и Кубани, народов северокавказских республик и воспитание на этой основе духовно богатой и эстетически развитой личности.

Достижение поставленных целей планируется посредством решения следующих учебно-воспитательных задач:

-  формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям адыгской  музыкальной культуры (фольклору), культурно-художественным традициям народов Кубани и республик Северного Кавказа;

- освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества адыгских, отечественных и зарубежных композиторов о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

-  формирование у школьников нравственно-эстетической отзывчивости к музыкальному искусству Адыгеи и Кубани, и в целом – республик Северного Кавказа;

-  воспитание у подростков ценностного отношения к культуре и искусству своей малой Родины, воспитание средствами искусства народов Кузбасса, культуры межнационального общения, толерантности, гуманности, миролюбия.

В национальном компоненте по музыке учтены:

- основные функции регионального музыкального образования;

- образовательно-воспитательные задачи регионального музыкального образования;

- научные основы содержания регионального уровня музыкального образования.

Место предмета в учебном плане.

Учебный план муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №37» на 2014-2015 учебный год отводит 272 часа для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI , VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.  Программа «Музыкальное искусство» рассчитана на 170 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации  национально-регионального компонента содержания образования. Продолжительность урока 45 минут (Устав МБОУ "ООШ №37").

Основные содержательные линии:

• обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

• усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

• обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его   автором, с учащимися, с учителем;    формулировать   собственную   точку   зрения   по   отношению  к   изучаемым   произведениям   искусства,   к   событиям  в  художественной   жизни

страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации. Опыт                                                          творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России)

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

• специфику музыки как вида искусства;

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

• возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• богатство музыкальных образов и способов их развития;

• основные формы музыки;

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

• имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

• устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе.

• определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

  1. основные жанры народной и профессиональной музыки разных народов РФ;
  2. имена крупнейших русских, зарубежных композиторов и их основные произведения.

уметь

  1. узнавать изученные произведения русских, зарубежных композиторов;
  2. выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных  композиторов (по выбору учащихся);
  3. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
  4. выражение своих впечатлений от прослушанных произведений;
  5. исполнения народных и современных песен;
  6. участия в художественной жизни школы.

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .