Профессиональный стандарт. Трудовая функция. Трудовые действия.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
3.1.2. Воспитательная деятельность. Трудовая функция. Трудовые действия.
Текст выступление на городском м/о
зам директоров по ВР
2015 год
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начинается очередной учебный год, который принесет каждому из нас немало забот, ответственных моментов, новостей и встреч.
Каждый из нас перед началом очередного учебного года готовит план воспитательной работы по разным направлениям деятельности. Это взято за правило и по-своему дисциплинирует.
Любая образовательная организация живет и работает по четко сформулированным правилам и нормам. Одним из главных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является Устав школы. Участники образовательного процесса: педагогический коллектив, родители (законные представители), обучающиеся обязаны придерживаться содержания Устава: правил внутреннего трудового распорядка, правил поведения.
Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает свой лик.
Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Также существуют правила, которые приписывают в обязательном порядке то или иное поведение. Без надлежащего функционирования правил поведения невозможно существование мирного общества и сожительства людей, т.к. без определенного ограничения свободы нельзя быть абсолютно свободным. А школа – это большой, разновозрастный коллектив, для качественного существования которого нужны четкие правила.
Устанавливая рамки поведения для каждого конкретного ученика, можно достичь общественного порядка во всей школе.
Правила поведения в некоторой степени позволяют моделировать исходы различных ситуаций. Например, при планировании какого-либо разговора, встречи и т.д. мы можем рассчитывать на то, что наш собеседник в большинстве случаев поведет себя именно так, как предполагают установленные социальные нормы.
Итак, Правила поведения обучающихся – это отдельный документ, который устанавливает нормы поведения учеников в здании и на ее территории.
Цель правил поведения обучающихся – создание в школе нормальной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание уважения к личности и ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения, предупреждения детского травматизма.
Правила поведения обучающихся в школе предусматривают:
- правила поведения на уроке;
- правила поведения во время проведения внеурочных мероприятий;
- правила поведения в школьной столовой;
- правила поведения во время перемен;
В данном документе также прописаны права обучающихся, меры поощрения обучающихся и взыскания.
При принятии документ был рассмотрен и одобрен на заседании актива ДЮО «Экспедиция ХХ1 век», м/о классных руководителей, рассмотрен на заседании Управляющего совета школы.
В целях максимального соблюдения правил поведения обучающимися нами введены такие механизмы регуляции:
- информационно-наглядные стенды;
- совет профилактики;
- сотрудничество с КПДниЗП, ОУУПиПДН;
- индивидуально-профилактические беседы;
- общешкольные линейки;
С правилами поведения обучающиеся знакомятся перед началом нового учебного года, повторяют их по мере необходимости. Вновь прибывшие ученики, первоклассники знакомятся с правилами поведения на первой неделе обучения в рамках часа общения. Родители (законные представители) знакомятся с правилами на первом классном родительском собрании.
В течение учебного года классные руководители постоянно напоминают школьникам о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. В учебном году бывают различные ситуации, которые требуют разрешения: конфликты возникают как между обучающимися, так и между взрослыми участниками образовательного процесса. К счастью, до сбора конфликтной комиссии дело доходит не так часто. Обычно, выяснение причин несогласия происходит в процессе беседы с разными сторонами конфликта либо в учебной части, либо в кабинете зам директора по ВР в присутствии социального педагога. Разногласия могут быть связаны как с качество обучения, так и с поведением школьников (на территории школы, в учебное время). При необходимости приглашается психолог ЦПМСС. Примирение сторон неизбежно.
С целью снижения риска конфликтной ситуации классные руководители проводят часы общения (в соответствии с планом работы школы) в рамках нравственности, толерантного поведения.
В школе созданы и реализуются 2 программы воспитания:
- «Начала нравственности» (1-4 классы);
- «Надежда России» (5-9 классы);
В данных программа имеются разделы;
- «Дорога к человечности – дорога к нравственности»;
- «Я – гражданин»;
В разделах предусмотрены мероприятия, которые в той или иной форме, косвенно касаются правил поведения в обществе, а значит и в школе. Например, «По законам добра» (классный час с элементами игры), «Вежливость на каждый день» (час общения) и т.д.
Организация школьных перемен активистами ДЮО, дежурство в школьной столовой и в целом по школе также способствуют поддержанию дисциплины. Дежурный по школе класс следит за тем, чтобы обучающиеся (особенно начальных классов) не бегали по коридорам.
Шумно всегда бывает в коридорах, где обучаются ученики начальных классов. В силу своих особенностей, детям этого возраста свойственна большая двигательная активность, им необходимо выплеснуть энергию, так как урок в стационарной позе для них - это тяжело (несмотря не физминутки). В прошлом учебном году участники группы «ПСВ» ДЮО «Экспедиция ХХ1 век» проводили организованные перемены (игры, небольшие конкурсы). Такая форма перемен вызвала положительные эмоции у учеников начальных классов. Учителя тоже остались довольны. Трудность в том, что регулярно это делать проблематично (связано с расписанием уроков).
Правила поведения, как документ, находится в Папке каждого классного руководителя. Со стороны зам директора по ВР была дана рекомендация разместить отдельные пункты правил в классном кабинете.
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися закреплены в трудовой функции Профессионального стандарта. Подробное знакомство с этим документом будет проводиться в рамках м/о классных руководителей в начале сентября учебного года.
Выполнение этого пункта связано с необходимыми знаниями и умениями.
Нельзя добиться выполнения и соблюдения четких правил поведения обучающимися, если педагог:
- не умеет общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
- не умеет или не желает анализировать реальное состояние дел в учебной группе (классе), поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
- не пытается сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
- не владеет методиками воспитательной работы, основными принципами деятельностного подхода, видами и приемами современных педагогических технологий.
- не знает основных закономерностей возрастного развития, кризисов развития, диагностикой личности ребенка.
Эти необходимые знания и умения со стороны учителя (классного руководителя) напрямую влияют на степень выполнения обучающимися норм и правил поведения в школе, выполнения Устава образовательной организации.
О.В. Давыдова,
зам директора по ВР
< Предыдущая | Следующая > |
---|