Содержание и формы сотрудничества ОО с семьей по воспитанию и социализации обучающихся

Содержание и формы сотрудничества ОО с семьей

по воспитанию и социализации обучающихся

в условиях перехода на ФГОС ООО

выступление на городском заседании м/о заместителей директора по ВР

МБОУ «ООШ№37»

2014 год

За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

Для того, чтобы помочь обучающимся легче адаптироваться в современном обществе, каждое образовательное учреждение разработало программу, направленную на социализацию школьников.

В нашем образовательном учреждении процесс воспитания обучающихся и их социализации осуществляется в соответствии с Программой «Надежда России».

В состав данной программы включены блоки:

- 1 блок – программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся;

- 2 блок – программа социализации и профессиональной ориентации обучающихся;

- 3 блок – программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

Целью воспитания и социализации обучающихся основного общего образования в контексте ФГОС ООО, является социально-педагогическая поддержка становления нравственно развитого, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа воспитания и социализации обучающихся опирается на нормативно-правовые документы российского, регионального уровней, локальные акты.

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком (обучающимся) определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.

Обучающимся для принятия собственного решения, определенного выбора нужно хорошо знать окружающий его мир: рынок труда, профессии, намечающиеся перемены, ценности общества. Подросток должен быть мобильным, должен уметь правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Он встает перед решением сложной задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна,  в том числе и школа.

Успех работы ОУ во многом зависит от умения учителей, классных руководителей связать имеющийся информационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности.

Учитель должен помочь обучающимся осознать необходимость жить по законам, принципам и правилам общества. Иначе говоря, стать социализированными.

Но если школа будет работать обособленно от семьи, то полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков не удастся.

Несмотря на то, что государство отвело школе лидирующую роль (может быть, к сожалению) в воспитании социализации детей, все же нельзя не отметить, что семья в последнее время тоже не остается в стороне. А значит, нам необходимо строить работу в этом направлении совместно.

Воспитание социализации школьников невозможно без связи с социумом.

Поскольку термин «социализация» был включен  в школьную программу воспитания совсем недавно, то формы работы с коллективом родителей (законными представителями)  необходимо выбирать с учетом требований времени. Обычные беседы, классические родительские собрания  не всегда бывают оправданными.

В своей деятельности в первую очередь мы подключаем предприятия и организации, расположенные на территории микроучастка школы: ДК имени Ленина, шахту «Имени 7 Ноября», предприятия малого бизнеса. Активно используем информацию из музея школы.

Родители обучающихся являются помощниками в продвижении наших идей.

Собрать большое количество народа нам не позволяют возможности школы. Поэтому, работа строится малыми группами – классными коллективами или встречами родителей по параллелям.

Не так давно мы опробовали у себя в школе новую форму проведения встреч с родителями  - собрание в форме студии.

Одну из первых встреч с родителями мы провели по проблеме социализации обучающихся. Собрание проводилось в связи с письмом о недопустимости жестокого обращения в детской среде.

Тема встречи «Семья и школа: детство без жестокости и насилия».

Во время проведения собрания-студии  учитель (классный руководитель) создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению какой-либо проблемы, связанной с воспитанием школьников.

Родительское собрание-студия – это не лекция, и не семинар.

Оно проводится в форме групповой дискуссии, либо круглого стола с обязательным использованием рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности. Такая форма собрания способствует переосмыслению взглядов родителей на проблемы развития, воспитания и социализации детей. При этом, у родителей есть возможность сравнить свою позицию с позицией других родителей.

Главное отличие собраний-студий от традиционных родительских собраний:

- неформальный характер общения педагогов с родителями;

- равноправное положение и активность всех участников обсуждения (и родителей, и педагогов)

- положительный и эмоциональный фон, который создается в рамках обсуждаемой темы;

- обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Суть студийных занятий заключается в обучении одновременно на трех уровнях:

- теоретическом,

- практическом,

- технологическом.

Технологический уровень обучения родителей.

- Составление алгоритма действия учителя и родителей по формированию позитивных отношений с ребенком.

Родительское собрание-студия, демонстрируя свои возможности, наглядно отвечает на родительский вопрос: что происходит с моим ребенком в школе, социуме, подростковом окружении.

Имеется презентация к собранию.

Зам директора по ВР                                                                                               О.В. Давыдова

МБОУ «ООШ №37»

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .