Моделирование системы духовно-нравственного воспитания. Мастер класс

Моделирование системы (структуры)

духовно-нравственного воспитания и установление связей

между ее элементами»

Мастер-класс

 

Выступление на областном семинаре

2014 год

План выступления по теме

1.Информационная справка о МБОУ «ООШ №37» (кратко);

2.Система духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере образовательного учреждения №37(из опыта работы);

3.Моделирование структуры духовно-нравственного воспитания и установление связей между ее компонентами (мастер-класс);

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я представляю образовательное учреждение «Основную общеобразовательную школу №37» города Ленинска-Кузнецкого.

Информационная справка о МБОУ «ООШ №37»

Школа расположена в окраинной части города, в районе двух крупных угледобывающих предприятий, на территории которых имеются спортивные комплексы.

В непосредственной близости работают 2 дошкольных образовательных учреждения, Дворца культуры.

Это обуславливает тесное сотрудничество с ними.

Наша школа относительно удалена от основных магистралей города. Но с другой стороны она удалена и от основных культурных центров города.

На микроучастке школы преобладает частная застройка. Наблюдается отток малообеспеченной части населения в окраинный район школы.

Поэтому, на сегодняшний день перед воспитательной деятельностью школы встали следующие проблемы:

1.Наличие случаев совершения противоправных действий среди несовершеннолетних, а также в их семьях.

2. Культурная малограмотность и невысокая возможность  саморазвития и самовыражения детей.

3. Неспособность (это связано с материальным положением, удалением от центра) определенной части родителей максимально развивать детей во всех направлениях.

Поэтому вся воспитательная система школы построена исходя из сложившейся ситуации.

 

Система духовно-нравственного воспитания обучающихся

на примере образовательного учреждения №37

Наше образовательное учреждение, равно как и другие учреждения Кемеровской области, в своей воспитательной работе учитывает те требования, которые выдвигает перед системой образования современная действительность.

Компоненты воспитательной системы школы учитывают ФГОС основного образования второго поколения. В документе представлена фраза: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

В нашей школе созданы и реализуются 2 воспитательные программы.

В начальной школе реализуется программа «Начала нравственности».

Целью данной программы является создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

В программе предусмотрены следующие направления:

- «Я, моя семья, мои друзья»;

- «Я – гражданин России, гражданин Кузбасса»;

- «Дерево сильно плодами, а человек – трудом»;

В основной школе работает программа «Надежда России».

Цель программы заключается в создании в школе единого воспитательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка. Формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, способной осознавать взаимосвязь экологического состояния окружающей среды со здоровьем человека,  умеющей ориентироваться всоциокультурных условиях, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Программа реализуется через следующие направления:

- «Дорога к человечности, дорога к нравственности»;

- «Наш дом – Россия, отчий дом»;

- «Здоровым быть, счастливо жить»;

- «Традиции храня и умножая»;

- «Путь в профессию»;

Эти две программы неразрывно связаны друг с другом, наблюдается преемственность.

Программы ориентируют детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

Система мероприятий каждого направления позволяет развивать у обучающихся такие качества, как: уважительное отношение к людям, толерантность, заботу и внимание к близким людям, гордость за Отечество, и другие общечеловеческие качества.

Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. Проигрывая со школьниками элементы русских народных праздников («Русская березка», «Масленица»), можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием  предков. Благодаря обыгрыванию  взаимоотношений наших предков во время обрядовых праздников происходит ранняя социализация обучающихся.

В целях реализации отдельных направлений программ  администрация школы подключает местный социум: Дворец культуры, спортивные комплексы, расположенные на территории угледобывающих предприятий.

Помощь и содействие в воспитании детей нам оказывает администрация «Шахты «Имени 7 Ноября». В 2011 году, в год своего 80-летия шахта подарила школьникам, родителям, жителям микрорайона уникальный по своему внешнему виду и наполняемости музей «Музей истории шахты «Имени 7 Ноября». Экспонаты и материал, представленные в музее работают на формирование гражданских и нравственных качеств  личности ребенка.

С 2013 года наша школа является ресурсным центром по экологическому образованию и воспитанию обучающихся. Отдельные направления программы ресурсного центра также призваны воспитывать духовные качества личности ребенка, его нравственные устои.

Внеурочная деятельность, занятия детей в учреждениях дополнительного образования….

Всё вышесказанное учитывают программы воспитания и воспитательная система школы.

 

Моделирование структуры духовно-нравственного воспитания

и установление связей между ее компонентами

(мастер-класс)

Уважаемые коллеги!

Прежде чем перейти к пище твердой,ребенок вскармливается молоком матери.

Прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо научить любить свою страну и свой народ.

(К.Д. Ушинский)

В нашей школе духовно-нравственное воспитание реализуется через:

- урочную деятельность;

- внеурочные занятия в рамках ФГОС НОО и ООО;

- систему внеклассных мероприятий (КТД);

- работу школьной библиотеки;

- работу школьного музея «Истории шахты «Имени 7 Ноября»;

- школьное ученическое самоуправление;

- связи с социумом и учреждениями дополнительного образования;

Духовно-нравственное воспитание ребенка складывается в триедином пространстве: семья, школа, социум.

В центре триединого пространства находится ребенок, обучающийся, который является главным получателем духовно-нравственных ценностей.

Школа и семья являются участниками образовательного процесса. Они существуют не изолированно друг от друга, а в окружении социума.

Между этими тремя звеньями существует тесная связь. Каждый из элементов системы предлагает друг другу ряд услуг, каждая из которых, так или иначе, оказывает влияние на духовно-нравственную сторону личности ребенка.

Особое внимание в нашей школе уделяется взаимоотношению с семьями обучающихся. Семья рассматривается как ячейка общества и участник образовательного процесса.

На систему духовно-нравственного воспитания предлагаю посмотреть с трех позиций:

  1. Алгоритм создания системы ДНВ
  2. Структурные элементы системы
  3. Установление связей между элементами системы

В ходе обсуждения работы в группах я буду демонстрировать свой вариант.

Задания участникам семинара

1 группа:

Дается чистый лист ватмана и фломастеры.

Задание:

1. Схематично представить систему духовно-нравственного воспитания обучающихся

2. Составить алгоритм создания системы ДНВ (общее для всех групп задание)

2 группа:

На листе ватмана дается незаполненная структура (см. ниже).

Задание:

1. Заполнить соответствующие блоки структуры.

2. Составить алгоритм создания системы ДНВ (общее для всех групп задание)

3 группа:

Дается структура, заполненная без стрелочек. (см. ниже, но без стрелок)

Задание:

1. Вам необходимо установить связи между элементами системы, пояснив роль каждой из них.

2.Составить алгоритм создания системы ДНВ (общее для всех групп задание)

p419

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .