Родительские собрание как форма работы с родителями. Пособие.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

в помощь классному руководителю

Составитель: О.В. Давыдова,

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ «СОШ №37», 2012 год

 

Введение

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы его будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Задача школы, каждого учителя, классного руководителя – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в обновлении содержания воспитания.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если дальше так будет продолжаться”, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

Одной из форм установления контактов педагогов с семьями обучающихся является родительское собрание. Очень часто классные руководители проводят просто встречи с родителями, на которых знакомят с отметками по предметам и замечаниями педагогов по поводу учебы и поведения их детей. Иногда организуются встречи со специалистами (врачами, юристами и др.). Но ведь родительское собрание – это та форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности коллектива. Родительские собрания призваны повышать педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание обучающихся. Результативность собраний во многом зависит от продуманности и тщательности подготовительной работы.

В пособии представлены рекомендации по подготовке  и проведению родительских собраний. Приводится тематика родительских собраний. Предлагается вариант анкет, которые можно использовать как в период подготовки к собранию, так и на родительском собрании с целью сбора информации и обсуждения проблем. Даны советы психологов во избежание ошибок.

Предназначено для классных руководителей. Особенно может быть полезным молодым классным руководителям.

з416

Изучение опыта школьной жизни показывает, что воспитание обучающихся осуществляется успешнее, если родители хорошо знают друг друга, сообща обсуждают свои проблемы, делятся заботами и опытом. Обычно такое сообщество родителей создается учителем начальных классов, а потом оно, к сожалению, распадается. Причин тому много, но одна из них в том, что классный руководитель не считает нужным продолжать эту работу.

Конечно, родители и потом собираются вместе, зачастую лишь затем, чтобы услышать краткие сообщения об успеваемости да решить организационно-хозяйственные вопросы. Поэтому они встречают сообщение о родительском собрании тяжким вздохом: пустая трата времени.

Во избежание этого нужно, чтобы, во-первых,  содержание собрания так или иначе, касалось каждого родителя, семьи; во-вторых, несло новую, полезную, важную информацию; в-третьих, было интересным, нестандартным по форме.

Обобщение передового опыта сотрудничества педагогов и родителей

позволяет выявить виды собраний.

Общее у них то, что родители собираются вместе, а различаются они целью, содержанием, формой проведения    .

1.Собрания, посвященные психолого-педагогическому просвещению родителей.

В недавнем прошлом такое содержание собраний было весьма популярным, а сейчас, к сожалению, стало редким. Но важность их не уменьшилась, поскольку при всем объеме информационного потока далеко не все родители имеют возможность, время, да и желание читать подобную литературу, делать верные выводы. При проведении таких собраний важно помнить, что они менее всего должны быть похожи на лекции.

2.Общие собрания родителей и школьников.

Многие классные руководители практикуют проведение общих собраний, однако, часто они посвящены либо вопросам успеваемости, либо организационно-хозяйственным делам. Обсуждение подобных тем не исключается, но занимать они должны лишь часть времени и быть, конечно же, не основными.

Такие собрания хороши в конце учебного года, тогда они запоминаются, их ждут, и, пожалуй, подготовительная работа более важна, чем сам отчет.

Естественно общие собрания проводятся не часто. Главная цель общих собраний в том, чтобы помочь родителям и их детям понять друг друга, научиться видеть себя и свои поступки глазами другого, близкого человека, и, в конечном итоге, побудить к самосовершенствованию.

Для чего нужны родительские собрания?

Родительские собрания нужны:

- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т. д.);

- как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

- как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей.

Формы и этапы родительского собрания

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими или тематическими;

- итоговыми;

- общешкольными и классными.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение.

Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

Подготовку и проведение родительского собрания классные руководители должны строить с учетом Положения о родительских собраниях.

Положение о родительских собраниях

1.Общие положения

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Классное родительское собрание

1.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классными  руководителями, органами ученического самоуправления  класса, с Советом класса.

1.2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию.

1.3.Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления.

1.4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.

1.5. Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссией и дает им оценку.

1.6. Обсуждает предложение родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

1.7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.

1.8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов.

1.9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении

2. Правила проведения собрания

2.1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

2.2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций, советов.

2.3. Главным методом проведения собраний является диалог.

2.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке не позднее трех дней до даты проведения собрания.

2.5. Администрация школы (заместитель директора по ВР) должна быть информирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.

2.6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

2.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

2.8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

2.9. Классный руководитель  информирует заместителя директора по воспитательной или учебно-воспитательной работе об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после собрания.

3. Принципы проведения родительского собрания

3.1. Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

3.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

3.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и заботы о детях.

Задача встреч родителей и учителей - искать совместимые пути их решения.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей

Поэтому есть необходимость поговорить о наиболее важных моментах подготовки и проведения родительских собраний в классе.

Правила подготовки классного родительского собрания

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.


Психологи советуют:

- перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение;

- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

- не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);

- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

- доведите до родителей мысль: что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку

Не стоит:

- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать в общении с родителями назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого- педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями-предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав школы, правила учащихся).

Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово-материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

При подготовке и проведении родительского собрания

классному руководителю важно помнить:

1.Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа.

В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей,

2. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

3. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания.

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи;

б) определение целей родительского собрания.

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения па родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсената их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

- подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год;

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов;

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог;

д) определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

 

з417

Психологи советуют обратить внимание на поведение классных руководителей вовремя проведения родительского собрания.

1. Необходимо снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Дать понять, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6.Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Пожалуй, каждый классный руководитель заинтересован в том, чтобы первое в учебном году собрание прошло хорошо. Ведь от этого зависит общение с родителями, их настрой на взаимодействие, помощь.

Очень часто, особенно молодые классные руководители, не знают с чего начать разговор с родителями, как его вести, чтобы добиться нужного результата.

Психологи дают советы.

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Как можно лучше провести родительское собрание

Можно воспользоваться следующей его структурой (в качестве рекомендации).

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания – 1-1,5 часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 минут.
  2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 минут.
  3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 минут.
  4. Обсуждение проблемы родителями – 20 минут.
  5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Необходимо начинать с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В конце собрания классному руководителю просто необходимо поблагодарить родителей за участие, совместную работу. При необходимости можно попросить задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения.

з418

Примерная тематика родительских собраний

Современная методическая литература предлагает множество тем и готовых разработок родительских собраний. Однако, следует придерживаться особенностей класса и остановить  свой выбор на тех проблемах, которые существуют, или могут быть в классном коллективе.

Темы собраний, которые приводятся ниже, носят рекомендательный характер и также могут быть использованы в работе.

1 класс

1.   Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

2.   Леворукость и праворукость. О чем они сигнализируют родителям?

3.   Как развивать у ребенка желание читать?

4.   Формирование культуры здоровья у ребенка.

5.   Трудности адаптационного периода. Что необходимо знать родителям? Как помочь  ребенку преодолеть первые трудности?

2 класс

  1. Особенности учебников, по которым обучаются дети.
  2. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.
  3. Поощрение и наказание в семье.
  4. Что является правдой, а что - ложью. Как отличить вранье от фантазий и мечтаний?
  5. Как сохранить здоровье детей.

3 класс

1.   Семейные традиции и обычаи. Их значение для ребенка.

2.   Не тот сибиряк, кто мерзнет. Профилактика простудных заболеваний.

3.   Как развивать у ребенка память и мышление?

4.   Как правильно выполнять домашние задания. Распорядок дня школьника.

5.   Психолого-педагогические особенности детей, обучающихся в третьем классе.

4 класс

1.   Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании?

2.   Живем на одной волне. О чем может рассказать родителям школьный дневник?

3.   Способности и прилежание – звенья одной цепи. Как помочь ребенку стать успешным в учебе?

4.   Кругозор  четвероклассника. Нравственные и гражданские уроки начальной школы.

5.   Готовимся в основную школу. Возможные трудности и как к ним относиться?

5 класс

  1. «Синдром понедельника» у пятиклассника и как его избежать?
  2. Физкультура и спорт в жизни школьника.
  3. Что я могу рассказать о характере моего ребенка? Привычки, увлечения.
  4. Телевидение и ребенок. О значении досуга.
  5. Трудности адаптации пятиклассников в школе.
  6. Права, обязанности и ответственность родителей и обучающихся.

6 класс

  1. Первые проблемы подросткового периода.
  2. Окружение ребенка. Друзья. Кто они, какие они.
  3. Физическое и духовное развитие школьников.
  4. Компьютер в жизни школьника: за и против.
  5. Вредные привычки ребенка. Как им противостоять.
  6. Как развить у ребенка работоспособность, осмысленность своих действий.

7 класс

1.Роль отца и матери в семье. Роль внутрисемейных взаимоотношений на психику и поведение ребенка.

2.Агрессия, ее причины и последствия. Как с ней бороться?

3. Поощрение и наказание в семье.

4. О родительском авторитете.

5. Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе.

6. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

8 класс

  1. Как уберечь подростка от насилия.
  2. Жизненные цели подростков.
  3. Как помочь подросткам приобрести уверенность в себе и своих силах.
  4. Трудности обучения. Как им противостоять. Помощь родителей.
  5. Первая влюбленность. О чем должен знать родитель.
  6. Вредные привычки. Как с ними бороться. Ваш ребенок в школе и после школы.

9 класс

  1. Ответственность школьника за свои поступки. Уроки этики поведения детей и взрослых.
  2. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. ГИА. Что это такое?
  3. Курение, алкоголь, наркомания и статистика.
  4. Склонности и интересы подростков в выборе будущей профессии.
  5. Поговорим о дружбе. Эмоции и чувства.
  6. Неразлучные друзья взрослые и дети. Взаимоотношения со старшим подростком.

10 класс

  1. Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием.
  2. СПИД – реальность или миф.
  3. Профессиональное самоопределение.
  4. Закон и ответственность. Уроки гражданственности.
  5. Компания в жизни старшеклассников.
  6. Учебные итоги 10-го класса – ступенька в будущее.

11 класс

  1. Профессии, которые выбирают наши дети. Роль традиций семьи.
  2. Как избежать конфликта в общении с сыном или дочерью.
  3. ЕГЭ. Что это такое. Как достойно выдержать испытание ЕГЭ.
  4. Правила поведения родителей 11-классков.
  5. Хорошие родители. Какие они?
  6. Оглянемся назад. Советы. Пожелания. Выпускной.

Экспресс-методики для сбора информации

в банк данных классному руководителю

Экспресс-методики хороши тем, что они не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. В свою очередь они являются незаменимым помощником для дальнейшей работы классного руководителя, так как собранная информация позволяет составить или скорректировать план воспитательной работы с классом.

Тест

«Стратегия семейного воспитания»

Цель: определить стиль семейного воспитания.

Инструкция:

Уважаемые родители! Выберите из 4-х предложенных вариантов ответов самый предпочтительный для вас.

1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А) Преимущественно воспитанием;

Б) Сочетанием врожденных задатков и условий среды;

В) Главным образом врожденными задатками;

Г) Ни тем, ни другим, а жизненным опытом;

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А) Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б) Абсолютно с этим согласен;

В) Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей;

Г) Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом;

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А) Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умываться. (Эдгар Хоу)

Б) Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).

В) Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер);

Г) Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер);

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А) Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит;

Б) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам;

В) Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности;

Г) Конечно, в первую очередь это должны сделать родители;

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А) Если просит, можно дать;

Б) Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы;

В) Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы;

Г) Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе;

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник:

А) Огорчусь, постараюсь утешить ребенка;

Б) Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика;

В) Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие;

Г) Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях;

7. Как вы относитесь к  сквернословию вашего ребенка?

А) Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято;

Б) Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут просто необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить;

В) Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г) Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы его?

А) Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доведут. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших;

Б) Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят;

В) Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г) Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ваш ребенок вам солгал?

А) Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;

Б) Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значение;

В) Расстроюсь;

Г) Попробую разобраться, что его побудило солгать;

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А) Безусловно;                                                              В) Надеюсь;

Б) Стараюсь;                                                                  Г) Не знаю;

Спасибо за работу!

Обработка результатов

к тесту «Стратегия семейного воспитания»

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

б

в

в

г

в

г

а

б

г

Б

Авторитарный

а

а

г

в

б

б

б

а

а

А

Либеральный

в

б

б

б

а

а

г

в

в

В

Индифферентный

г

г

а

а

г

в

в

г

б

г

Отметьте в таблице выбранные родителями варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем  более выражен в данной семье определенный тип воспитания.

Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствует четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, также и самого себя как родителя.

Авторитетный стиль:

Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль:

Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно,  очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку, порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль:

Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако, стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода.

Индифферентный стиль:

Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот не мало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Тест

«Какие мы родители»

Цель:

Определить взаимоотношения между родителями и детьми в семье.

Инструкция:

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда)

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами ТВ и радио по вопросам воспитания? 2. Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?

3. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

4. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

5. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

6. Используете ли вы форму запрета только тогда, когда это действительно необходимо?

7. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

8. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросит его, о чем- либо?

10. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

11. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» - 1 и за отрицательный – 0.

Спасибо за работу!

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать  на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся  ли еще кое- что улучшить?

Тест для детей и родителей.

“Насколько мы знаем своих детей”.

Инструкция: (обучающимся)

Уважаемые ребята! Перед вами незаконченные предложения. Просим вас дописать их.

1.Мне бывает очень радостно, когда…

2.Я очень грущу, когда …

3.Мне бывает страшно, когда…

4.Мне бывает стыдно, когда…

5.Я очень горжусь, когда…

6.Я сержусь, когда…

7.Я бываю очень удивлен, когда…

Спасибо за работу!

Инструкция: (родителям)

Уважаемые родители! Перед вами незаконченные предложения. Просим вас закончить приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.

1.Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…

2.Ваш ребенок очень грустит, когда…

3.Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…

4.Вашему ребенку бывает стыдно, когда…

5.Ваш ребенок гордится, когда…

6.Ваш ребенок сердится, когда…

7.Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…

8.Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.

9.Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

Чем больше совпадений, тем более доверительные отношения в семье.

Спасибо за работу!

Анкета для родителей старшеклассников

Цель: Изучение воспитательных возможностей семьи и учета их при организации профориентационной работы.

Анкетирование проводится на родительском собрании в начале учебного года.

Инструкция:

Уважаемые родители! Ваши ответы на данную анкету помогут нам в правильной организации работы по подготовке Ваших ребят к выбору профессии.

Просим иметь в виду, что Ваше мнение нигде оглашаться не будет.

Благодарим Вас за помощь и сотрудничество в нашей работе.

Ф.И. ученика ____________________________________________________________________

Имя, отчество родителя, заполнившего анкету ________________________________________

________________________________________________________________________________

Место работы, специальность ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дата заполнения _____________________

  1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) будущую профессию?

А) да, выбрал _____________________________________________________________;

Б) выбрал, но еще колеблется;

В) не выбрал;

Г) не знаю;

2.    Выбрал ли Ваш ребенок учебное заведение для продолжения образования?

А)да, выбрал _____________________________________________________________;

Б) выбрал, но еще колеблется;

В) не выбрал;

Г) не знаю;

3.    Как вы относитесь к его выбору?

А) полностью одобряю;

Б) не совсем одобряю;

В) не знаю;

Г) полностью не одобряю;

4. Какой путь получения образования (профессии) Вы рекомендуете сыну (дочери)? Назовите, какое именно учебное заведение.

А) профтехучилище;

Б) техникум (колледж);

В) обучение в 10-11 классах своей школы;

Г) обучение в 10-11 классах профильной школы (лицей);

Д) ВУЗ;

5.    Как Вы считаете, надо ли родителям принимать участие в выборе жизненного пути ребенка?

А) Надо и почему?

Б) не надо и почему?

6.    Как Вы готовите сына (дочь) к будущей трудовой деятельности?

А) даю советы общего характера;

Б) даю советы по конкретной профессии;

В) Рассказываю о своей профессии, трудовых традициях семьи;

Г) рекомендую литературу с учетом интересов сына (дочери);

Д) Советую выбрать секцию, клуб по интересам;

Е) Посещаем музеи, выставки в целях развития интересов;

Ж) Не оказываю никакой помощи;

З) затрудняюсь ответить;

7. Какие на Ваш взгляд из проводимых в школе мероприятий помогают обучающимся в правильном выборе профессии?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как Вы участвуете в работе школы по подготовке детей к труду т выбору жизненного пути? ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Если не участвуете, то почему?

А) не имею свободного времени;

Б) не знаю, чем могу помочь;

В) никто не предлагал, но есть желание помочь;

Г) не умею общаться с коллективом класса;

10. Как Вы могли бы помочь школе по подготовке детей к выбору?

А) организовать экскурсию на предприятие;

Б) выступить с беседой, рассказом о своей профессии;

В) пригласить к ребятам своих товарищей по труду, людей нужных и интересных профессий;

Г) Организовать конкурс;

Д) Провести с ребятами субботник в микрорайоне;

11. Хватает ли Вам знаний, чтобы оказывать квалифицированную помощь своим детям при выборе жизненного пути?

А) да, всегда хватает;

Б) не хватает специальных знаний по профориентации;

В) не хватает общих психолого-педагогических знаний;

Г) Не задумывался;

12. Организуете ли Вы занятия сына (дочери) с репетитором?

А) да;

Б) нет;

В) считаю это не нужным;

13. Хотели бы Вы воспользоваться помощью профконсультанта в выборе дальнейшего обучения Вашего ребенка?

А) Да;

Б) Нет;

В) не думал об этом;

Г) Мы уже работали с профконсультантом;

14. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать педагогам и родителям для улучшения подготовки обучающихся к трудовой деятельности?

Спасибо за работу!

Литература

1. Касаткина Н.А., Формы взаимодействия учителя с родителями в средней и старшей школе (родительские собрания, беседы, практикумы, праздники) /Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Красношлыкова О.Г., Чернова Н.А. Психолого-педагогические основы работы с семьей: теория и практика. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

3.Сибирцева, Г.Н, Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе/ Г.Н. Сибирцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4. Сыромятникова, Л.М. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении:  методическая работа/ Л.М. Сыромятникова. – М.: Глобус, 2010.

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .