Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развитияи
Духовно-нравственное воспитание,
как основа гармоничного развития личности обучающегося
О.В. Давыдова,
г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым разрушением советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:
Во-первых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В настоящее время становится иной современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная, духовная и этнокультурная.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №37» созданы и реализуются программы духовно-нравственного развития обучающихся: в начальной школе реализуется программа «Начала нравственности».
Целью данной программы является создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
В программе предусмотрены следующие направления: «Я, моя семья, мои друзья», «Я – гражданин России, гражданин Кузбасса», «Дерево сильно плодами, а человек – трудом».
В основной школе работает программа «Надежда России». Цель программы заключается в создании в школе единого воспитательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка. Формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, способной осознавать взаимосвязь экологического состояния окружающей среды со здоровьем человека, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Программа реализуется через следующие направления: «Дорога к человечности, дорога к нравственности», «Наш дом – Россия, отчий дом», «Здоровым быть, счастливо жить», «Традиции храня и умножая», «Путь в профессию».
Эти две программы неразрывно связаны друг с другом, наблюдается преемственность.
Программы ориентируют детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Система мероприятий каждого направления позволяет развивать у обучающихся такие качества, как уважительное отношение к людям, толерантность, заботу и внимание к близким людям, гордость за Отечество, и другие общечеловеческие качества.
Большую роль в реализации направлений школьных программ имеет личность учителя, классного руководителя. По словам К.Д. Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. И это действительно так.
Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. Проигрывая со школьниками элементы русских народных праздников («Русская березка», «Масленица»), можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Благодаря обыгрыванию взаимоотношений наших предков во время обрядовых праздников происходит ранняя социализация обучающихся.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- нация;
- национальное самосознание (идентичность);
- гражданское общество;
- многообразие культур и народов;
- межэтнический мир и согласи;
- социализация;
- национальный воспитательный идеал;
- базовые национальные ценности;
- духовно-нравственное развитие личности;
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Понимая это, в нашей школе в рамках реализации программ воспитания предусмотрены мероприятия совместно с родителями или при их поддержке.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуется совместно с другими субъектами социализации: учреждениями культуры, угледобывающим предприятием ОАО СУЭК-Кузбасс «Шахта «Имени 7 Ноября», учреждениями здравоохранения, спорта, предприятиями города.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося, гражданина России позволяет утверждать, что цель программы будет достигнута.
В заключении хочется отметить, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Литература
1.Казаченок, Н.В., Шмелева, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации /Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева // М. Просвещение. – 2014. – С.171-181.
2.Касаткина, Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе / Н.А. Касаткина // Волгоград. – 2011. – С.67-90.
3.Фалькович, Т.А., Шипина, Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации / Т.А. Фалькович, Т.И. Шипина // М.: 5 за знания. – 2006. – С.49-77.
< Предыдущая |
---|