Методический семинар. Пояснения к фильму.

Задание «Методический семинар»

Пояснительная  записка

Технология  развития критического мышления на уроках

русского языка и литературы

как средство формирования положительной мотивации

к  изучению предмета

Демидович Е.А.,

учитель русского языка и литературы

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Но  вовлеки меня - и я постигну»

Конфуций

Ещё в V веке до н. э. греческий философ Гераклит сказал: «Всё течёт, всё изменяется», это высказывание актуально и сегодня. Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом, говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Сегодня  цель учителя не просто дать знания ребёнку, а «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», то есть  обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Готовить детей нового поколения жить в информационном обществе, уметь самоопределиться, самоутвердиться поможет инновационная технология развития критического мышления. Почему я выбрала именно эту технологию? Считаю ее актуальной, действенной. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. Думаю, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и прежде всего критического. А это очень важно для человека в современном мире, человека, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой “человек репродуцирующий” – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Практика показывает, что реально владеет информационной культурой малый процент выпускников школ, поэтому привлекательность данной технологии видится в возможности развивать у учащихся критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. Данная технология соответствует основным положениям ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ООО; основана на творческом сотрудничестве учителя с разными возрастными группами школьников при постановке проблемы, поиске её решений; направлена на развитие у обучающихся аналитического подхода к любому учебному материалу.

По мнению профессора Д. Клустера, понятие «критическое мышление» возникает тогда, когда новые, уже известные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению.  А, на мой взгляд, гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Использование этой технологии позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществлять прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развивать у школьников логическое мышление, творческую активность, речевые способности, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно всё это побудило меня к использованию данной технологии.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Критическое мышление  (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам [3, с. 5].

Существует и  более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление» [  8 ].

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

ТРКМ решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов[ 6 ].

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

4. Критическое мышление есть мышление социальное.

Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление? На этот вопрос со всей определенностью ответил Д.Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей «думанию».

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала позволяет ученику выстроить систему знаний.

В  основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия [ 3 ].

Первая стадия – ВЫЗОВ.

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, обращение к жизненному опыту учащихся, удивление от увиденного, текст с ошибками, вызывающий противоречие между знанием и незнанием.

На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы:

  • составление списка «известной информации»;
  • «Кластер»;
  • «Загадка»;
  • «Корзина идей»;
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»;
  • «Рассказ – предположение по ключевым словам»;
  • «Верные и неверные утверждения»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • «Лови ошибку»
  • «Мозговой штурм» и т.д.

Результаты: актуализированный опыт, активизация знаний, сформированный мотив.

Для учащихся интересными и действенными способами являются « кластер», «корзина идей», «загадка»

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ.

Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

На данном этапе актуальны такие приемы, как:

  • Чтение текста с маркировкой по методу «insert»;
  • «Чтение с остановками»;
  • Ведение различных записей типа «рабочих листов» или «бортовых журналов»;
  • Выделение ключевых слов;
  • «Круги по воде»;
  • «Сюжетная таблица» (кто? что? где? когда? Сколько?) и т.д

Результаты: систематизированное новое знание, решение задач, заявленных на стадии вызова.

Больший интерес для учащихся представляют такие приёмы как:  «чтение с остановками», «выделение ключевых слов». Эти приёмы действенные и дают  положительные результаты, которые можно увидеть в результатах областных мониторингов и  результатах промежуточной аттестации по предмету.

Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ (размышления).

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На данном этапе используются такие приемы, как:

  • «Слепое письмо»;
  • «Шесть шляп»;
  • «Фишбоун»;
  • «Психорисунок»;
  • «Последнее слово за мной»;
  • «Логические задачи»;
  • «Текст с ошибками»;
  • «Синквейн» – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях;
  • Достраивание  «Кластера» и т.д.

Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Результативными и интересными являются приёмы: «шесть шляп», «синквейн», достраивание «кластера».

На каждой ступени обучения к учащимся выдвигаются определенные требования и планируются результаты, которые, безусловно, усложняются в силу возраста и интеллектуальных способностей. Меняются как приемы, так и методы. Все эти методические приемы учебной работы  ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности и помогают формировать интерес к предмету.

Технология критического мышления находит свое отражение и во внеурочной деятельности. Это участие ребят в предметных неделях, проектной  и исследовательской деятельности, олимпиадах, НПК, конкурсах, факультативах и элективных курсах по предмету.

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере,   чем я, несомненно,  делюсь с коллегами  на методических объединениях, педсоветах, ШМО, семинарах, всевозможных тренингах.

Наверное, перед каждым учителем стоит главная задача: как сделать свой урок интересным для детей, увлекательным и, главное,  полезным. Я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами, очень актуальна технология развития критического мышления. Приемы и методы данной технологии помогают ученику работать с большими объемами информации, анализировать текст, формировать собственную позицию, развивать навыки работы с источниками и справочниками, а самое главное – самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов данной технологии даёт возможность развивать в ребёнке личность, развивать его познавательные и созидательные способности.

Список литературы.

1.   Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству  [Текст] / Богоявленская Д.Б. -М.: 1986. – 234с.

2.    Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст] / Загашев И.О., Заир-Бек С.И. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

3.    Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Заир-Бек С.И., – М: «Просвещение», 2011,-223с

4.    Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы [Текст]  // Директор школы. 2005. № 4.

5. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И.И. Комарова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 123 с.

6.   Клустер Д. Что такое критическое мышление [Текст]/ Клустер Д.  .—М. : ЦГЛ, 2005.

7.   Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Селевко Г. К -М., “Народное образование”, 1998.

8 .   Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]/ Селевко Г. К – СПб., 2000. – 126с.

9.   www.nsportal.ru

 

 

 

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.