Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Урок анализа художественного текста в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по теме

«Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе».

ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

(мастерская слова)

Тип урока: Урок-обобщение.

Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, компьютерные технологии).

Цели урока:

1) Образовательные:

1.      обобщение материала по данной теме;

2.      формирование умений и навыков применения образно – выразительных средств языка (олицетворений, эпитетов) в устной и письменной речи;

3.      реализация творческих заданий с применением выразительных средств языка;

2) Воспитательные:

1.      развитие культуры речи;

2.      развитие умений работать в группах, парах;

3.      развития умения слышать и чувствовать собеседника;

4.      воспитание эстетического вкуса.

3) Развивающая:

развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.

Подготовка урока, оборудование: диск с записью произведений П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф.Шопена, А.Моцарта. Репродукции картин на тему «Зима», интерактивная доска.

 

Ход урока:

I. На доске — стихотворение Владимира Соколова.

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

 

II. Слово учителя

За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира — волшебно красивого мира зимы.

Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…

— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух)

— как вы думаете, какие слова с точки зрения средства художественной выразительности входят в эти словосочетания? (эпитеты)

— а какие еще средства выразительности языка вы знаете? (олицетворение, метафора)

(На доске открывается тема: «Волшебница зима» мастерская слова)

 

Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская, мастерская слова!

С некоторыми средствами выразительности языка мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.

(Каждому ученику или паре учеников даётся вопрос, напечатанный на листочке, на который они должны дать экспресс-ответ.)

 

Варианты заданий:

1. К данным определениям подберите слово синоним, название образно – выразительного средства языка:

яркое, образное определение предмета или явления (эпитет);

перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора);

изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение).

2. Определите вид образно – выразительного средства языка:

“опять серебряные змеи через сугробы поползли”;

“утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило”;

“по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается”;

“только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков”.

 

III. Слово учителя

Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.

(Каждому ученику выдаётся планшет.)

Зима в метафорах:

Я вижу: …….

Я слышу: …….

Я чувствую: ……

Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.

(На интерактивной доске ученики просматривают репродукции и определяют картины, которые произвели на них особое впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы “по настроению”.)

IV. Слово учителя:

Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой — небо, которое в ней отражается.

Давайте опять посмотрим в окно. Что можно увидеть в нём зимой, если “включить” воображение? Запишите на планшете в графе «Я вижу».

V. Работа в группах

Поделитесь своими “видениями” с товарищами и нарисуйте одну общую картину.

(Один человек от группы зачитывает работу.)

— Какие выразительные средства языка вы использовали?

Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Как это ни странно, но и зима наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?

(Звучит музыка.)

VI. Составление синквейна.

Синквейн — белый стих со строго заданной формой.

1 строка — любое существительное

2 строка — два прилагательных — эпитета

3 строка — три глагола движения

4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза

5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)

Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе. А что ещё можно услышать зимой? Представьте свои ощущения в виде синквейна и запишите их в графу «Я слышу». Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.

(Выступления заслушиваются.)

А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.

(Стихи выведены на интерактивную доску и звучат в записи (фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс» авторы – составители В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин). Ребята выписывают метафоры, распределяя их по графам планшета «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую».)

- А теперь прочтите, что вы выбрали.

— А теперь выберите одно словосочетание или целое предложение, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его в ваш планшет. Пусть это будет названием вашего будущего мини-сочинения (эссе).

(На доске для справки написано определение эссе.

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)

 

В качестве творческого напутствия хочу вернуться к стихотворению, с которого мы начинали урок .(см. начало урока)

На работу над эссе даётся 15–20 минут, затем написанные тексты своих эссе ребята читают(2-3).

Странички отпечатаем и оформим в сборник «Мгновения зимы».

 

 

Урок изучения теории литературы в 5 классе

Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения.

Задачи образовательные:

1.      дать определение драмы и её жанров;

2.      выявить художественные особенности драматического произведения;

3.      заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.

воспитательные:

1.      формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;

2.      формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

развивающие:

1.      развивать устную и письменную речь учащихся;

2.      развивать умение работать с текстом.

 

Тип урока: Урок изучения теоретического понятия.

Продолжительность урока – 1 час.

Ход урока:

Стадия вызова.

Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о какого рода литературном произведении пойдёт речь?

Ученики: Драматическом.

Учитель: Известно крылатое выражение, что вся жизнь – театр, и человек в ней – актёр. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то прохожие, то внуки. И в каждой ситуации человек выбирает определённый тон и линию поведения, форму общения.

Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играет какую-то роль для зрителей – это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства и об актёрах.

А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, опреный – ни один из них не обойдётся без слов.

Итак, начнём.

Приём – составление списка известной информации.

- Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

(Разбиваю учащихся на пары)

Приём – «дискуссия в парах»

- Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, проямнит некоторые из них.

- А теперь поделитесь своими знаниями о драме.

(По ходу ответов веду записи на листе бумаги)

 

2. Стадия осмысления.

Приём «ИНСЕРТ»

- Теперь пора подготовитьсяк чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», "-":

Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;

Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Эти обозначения должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязаельно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о драме в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.

Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от критики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой драматического произведения, актёрской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.

Греческой слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны. Но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о которм здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

 

3.         Стадия рефлексии.

Приём – «дискуссия»

- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие предствления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

- Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- Что вам было известно о драме?

- Что явилось для вас новым?

Приём -«сопоставление плана статьи»

(Работа в парах)

- Просмотрите ещё раз статью и, объединившись в пары, составьте её план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода».

- Каковы художественные особенности драмы как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.

 

Д/З:

1)         Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма»;

2)         Прочитать материал учебника на стр. 248 – 249;

3)         Ответить на вопросы со стр. 249;

4)         Выучить определение драмы и её художественные особенности.

 

 

Урок «В мастерской художника слова» (обобщающее повторение) в 5 классе

Фрагмент урока.

Использование приёма «колесо проблем» при изучении темы

«В творческой мастерской: Сочиняем сказку»

Тема: «В творческой мастерской: «Сочиняем сказку»

 

Приём – «колесо проблем»

Фаза – осмысление

Учитель: Теперь мы приступаем к интереснейшему делу. Результатом работы сегодняшнего урока должно стать сочинение –сказка по всем правилам фольклора. Но сначала давайте определим задачи сказки, заполнив «Колесо проблем» и попробовав свои творческие способности.

«Колесо проблем»

на какие классы

делятся

каковы цели какие бывают герои сказок

СКАЗКА

каковы художественные

признаки какова композиция

какие художественные

пространства

(Заполняется учениками при помощи учителя в процессе ответов)

Учитель: С чего начнём работу? Давайте вспомним, на какие классы делятся фольклорные сказки? (На волшебные, про животных и социально-бытовые).

Учитель: Что является обязательным в любых сказках? (сказочный художественный мир)

Учитель: Какие герои встречаются в сказках? (животные, люди)

Учитель: Какую роль играют животные в волшебных сказках, в сказкух про животных? (роль помощника, роль героя)

Учитель: Какое художественное время в сказках: прошлое, настоящее или будущее? Чем вы можете доказать, подтвердить, что в фольклорных сказках время всегда прошлое? (сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошлом времени: «жили-были», «на пиру был», «мёд-пиво пил» и т.д.)

Учитель: Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке? (любое, в разных сказках – разное)

Учитель: Чем отличается художественное пространство бытовой сказки и волшебной сказки?

Учитель: Какие люди бывают в сказках?

Как делятся герои?

Что воплощают положительные герои?

Какие качества народ считал идеальными?

Где и как эти главные герои эти качества проявляют?

Какая художественная условность волшебной сказки способствует тому, чтобы герой проявил свои лучшие качества? (уход из дома).

Кроме героев ещё какие-нибудь люди могут быть в сказках?

В каких образах ещё могут быть волшебные помощники?

Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали? (троекратное повторение, олицетворение, поястоянные эпитеты)

Какова композиция сказок? (зачин, …)

Какова цель фольклорной сказки?

Какие названия сказок вам известны? (приводят примеры)

В чём их особенность? Какие по объёму могут быть названия?

Что должно отражать название сказки?

 

 

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

 

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.