Сценарий "Путешествие на яхте "Михайло Ломоносов". З.Л. Савина, учитель химии

Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов»

Сценарий внеклассного мероприятия

с мультимедийным сопровождение

Цель: углубление знаний учащихся по химии ,развитие интереса к предмета .
Задачи:
Расширить кругозор учащихся ,развивать умения применять полученные знания ,информатика ;

Развить мышление ,умения делать логические выводы

Способствовать установлению межпредметных связей ( химия , информатика )

Повышать культуру поведения ,общения ,речи ;

Развивать навыки работы с интерактивной доской и в виртуальной химический лаборатории .

Оборудование : компьютер ,интерактивная доска ,мультимедийный проектор,периодическая  система химических элементов Д. И. Менделеева .

Информационная поддержка : обучающая программа «Виртуальная химическая лаборатория . 8 класс » ,мультимедийная  презентация конкурсной программы . Подготовка к мероприятию: формирование двух команд по пять человек .

Ход мероприятия

«Как вы яхту назовете ,так она и поплывет…»

Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

Учитель химии: кто из нас не мечтает об интересных и далёких путешествиях ! Сейчас я приглашаю вас совершить виртуальное морское путешествие на прекрасной яхте. Вы – экипаж ,состоящий из двух вахтенных команд: А и Б .

Учитель информатики: Получен приказ администрации порта :я назначаюсь штурманом судна и буду прокладывать маршрут нашего следования . Учитель химии (Ф.И.О) – капитан яхты .Но в приказе зашифровано название корабля ,на котором ы отправляемся в плавание по Морям Знания

Капитан : Ключевое слово этого кроссворда – название нашей яхты .За каждое правильно отгаданное слово кроссворда команда получает в свою копилку драгоценную жемчужину .
Вопросы кроссворда (слад 3)

Капитан : Отдать швартовы ! Мы отправляемся в плавание на яхте «Михайло Ломоносов» .
Штурман: Капитан ! Как будем выходить из бухты «Основных понятий»?

Капитан: Чтобы выйти из бухты ,нам нужно правильно ответить на вопросы (слайд 4)

1.Что такое химический элемент ?

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

2.Что такое изотопы ?
3.Что такое электронное облако ?
4.Какиевесщества называют сложными ?
5.Какие вещества называют простыми ?
6.Плавление железа – это физическое или химическое явление ?
7.Ржавление железа – это физическое или химические явление ?
8.Из каких элементарных частиц состоит ядро атома ?
9.Что показывает индекс в химической форме ?
10.Какое название получила модель строения атома , предложенная Э. Резерфордом ?
(За каждый правильный ответ каждая помада получает жемчужину.)

Штурман: Получено сообщение :мы получили разрешение на выход в море

Капитан : К работе приступает вахта А .Найдите выигрышные пути на следующих таблицах ,которое составляет названия либо металлов ,либо неметаллов .Действовать надо оперативно ,на размышление отводится не больше одной минуты (слайд 6
Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий


А теперь задание вахте Б :

Штурман : Капитан ! Мы идем по заднему курсу и входим в море Электронных структур.

Капитан :Это море известно опасностями . И хотя дует легкий бриз , навигация здесь – трудное дело. Нельзя допустить ни одной ошибки ! Важна слаженность работы каждой вахты экипажа . Учитываю трудность задания ,каждая вахта может получить до трех жемчужин .
Заполните пробелы в предложенной схеме строения  атомов .
Штурман: Внимание всем впереди барьерные рифы формул ! Вокруг рифов , словно полчища злых демонов с рёвом беснуются мрачные волны .
Капитан: Свистать всех наверх !Спустить парус ! Экипаж ,все навесило !Штурман ,доложить обстановку .
Штурман : Яхта находится  в полной готовности к борьбе с буранами . Движимся вдоль рифа .
Капитан :Необходимо найти более или менее безопасный проход в барьерном рифе. Для этого надо по названию вещества записать формулы ,составляя их в соответствии со степенями окисления химических элементов ,а так же определить тип  химической связи .Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул в команде вахты А !
Задание вахте А .

1.Сульфид натрия .
2.Оксид кремния .

Капитан :А теперь лоцман Б покажет свои знания и умения .

Задание вахте Б .

1.Гидрид кальция .
2.хлорид алюминия .

Штурман : Благодаря усилиям гребцов и умелым действиям обоих лоцманов мы преодолели Рифы Формул и входим в Реку Химических уравнений .

Капитан : Итак ,перед нами поставлена задача : расставить коэффициенты и указать типы химических реакций . За каждое уравнение команда получает жемчужину .

Вахта А .
Задания : CuCl2 + NaOH = Cu (OH)2 + NaCl
P + O2 = P2O5
CuO + C = CO2 + Cu
Fe + Cl2 = FeCl3
AgBr = Ag + Br 2


Вахта Б .

Задание : Mg + O2 =MgO
Al + O2 = Al2O3
AgJ =Ag + J2
MnO +H2 = Mn =H2O
H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O

Штурман :Капитан ! Течение встречное ,и нас сносит к потоку Экологически Чистой Воды (слайд 10)
Капитан :
Нам нужно пополнить запасы питьевой воды .И всем нам потребуется сообразительность – качество ,нужное всегда и везде , в том числе и в море . Задание к работе в виртуальной лаборатории : получить дистиллированную воду , очистив жидкость от неперегоняющихся примесей .Экипаж! Занять места за компьютерами .Внимание,как только вы справитесь с заданием и получите чистую воду ,вы поднимаете руку . Команда ,выполнившая задание быстрее ,получает жемчужину .

Капитан :Штурман ,взять курс к последнему пункту нашего маршрута .Наступил самый ответственный момент в нашем плавании : нам нужно пройти канал Расчетных задач (слайд 11)..Мы сложем это сделать только в том случае ,если вы справитесь с заданиями . Решав задачи ,вы не только получите жемчужину в свою копилку ,но и приобретете право войти  порт .Все зависит от вас . Старайтесь , а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море , как «Летучему Голландцу» .

Задание вахте А .
1.Установите формулу вещества ,содержащего 40% кальция ,12% углерода и 48% кислорода (слайд 12).
2.Рассчитайте относительную молекулярную массу этого вещества (слайд 13).

Капитан :
Карбонат кальция –нерастворимая в воде соль ,из которой многочисленные морские животные (моллюски ,раки) строят покровы своего тела – раковины и кораллы .Остатки коралловых полипов образуют тропические острова –атоллы и коралловые рифы .Эту же формулу имеет и строительный камень –мрамор ,и столь привычный стоящему у доски школьнику мел . Эту же формулу имеет прекрасный драгоценный жемчуг (слайд 14)

Задание вахте Б .

1.Установите формулу вещества ,имеющего следующее соотношение масс магния ,серы ,кислорода : 3: 4 :8 (слайд 15)
2.Рассчитайте относительную молекулярную массу этого вещества (слайд 16)

Капитан :
Сульфат магния – растворимая в воде соль . Известна под названием горькая ,или английская ,соль ,широко используется в медицине .Ион магния входит в состав хлорофилла ,и , следовательно ,участвует в процессах фотосинтеза .Магний является необходимым биоэлементом ,содержится в морской воде и придает ей горький вкус .

Штурман : Земля ! На горизонте видны ясные очертания горных вершин познания .Это порт назначения .

Капитан : Экипаж яхты «Михайло Ломоносов» ,наше путешествие благополучно завершилось . Администрация порта прибытия объявляет благодарность экипажу яхты «Михайло Ломоносов» за слаженную работу и премирует грамотами лучших матросов
Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие ? Какие препятствия на пути показались наиболее сложными ? Нужны ли нам такие путешествия ? Для чего ?

Если вам понравилось ,о подумайте о том , в какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз .

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.