"Что за прелесть эти сказки!", учебно-методическая разработка к уроку внеклассного чтения в 1 классе

Учебно-методическая разработка к уроку внеклассного чтения в 1-м классе по теме

"Что за прелесть эти сказки!"

Автор: учитель начальных классов Лемешко Л.В.

Цели:

Образовательные:

  • Вспомнить прочитанные сказки; научить школьников различать виды русских народных сказок. Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся.

  • Воспитательные:

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Оборудование:

  • презентация по теме;
  • мультимедийная техника, экран;

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте доброго настроения.

2. Объявление темы и целей урока.

Нас встречает в жизни сказка
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит.

В беде научит помогать.
Никогда не унывать
И пусть зло пока хитрее,
Всё равно добро мудрее
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить.

- О чём это стихотворение? Вы догадались, о чём пойдёт сегодня разговор. Давайте сформулируем тему цели сегодняшнего урока. Итак, тема урока: "Что за прелесть эти сказки!”, и будем говорить о сказках".

Так что же такое сказка? (Сказка – это художественное произведение, в котором есть элементы волшебного и фантастического). Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны". Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро  награждал "баянов" за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было!..

3. Актуализация знаний.

- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!”

- Как вы понимаете эти слова?

Назовите самых главных жителей сказочного мира. (Кощей Бессмертный, Баба -Яга, Красна девица и Добрый молодец)

Вспомните какими бывают в сказках Кощей Бессмертный, Баба-Яга?(злые)

Добрый молодец и Красная девица? (красивые, умные)

Заяц и волк? (трусливый, глупый, доверчивый)

Главными героями наших сказок являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои - Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная, Елена Премудрая. Кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

- На какие группы мы можем разделить русские народные сказки?

Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди.

Бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Послушайте отрывки из сказок и определите, какая из них - сказка о животных, какая - о жизни людей, какая – волшебная.

1. Жили-были старик со старухой. Ели они как-то раз горох и уронили горошинку на пол. Покатилась горошинка по полу и скатилась в подполье.

Долго ли, коротко ли лежала там горошинка, только стала расти…

2. …Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из одного стакана, да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.

Как пошла танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались.

3. Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Заинька линять, а как пришла зима студёная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить. Увидала это лиса…

Волшебные сказки могут все. Превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них вы можете прочитать и о Змее – Горыныче.

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

1. Угадай сказку

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла – обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок – золотой гребешок.)

Эту  сказку вы читали к уроку?  - В какую группу её отнести? (русская народная сказка о животных)
- Понравилась вам сказка?

2.Тетрализация  сказки «Кот, дрозд и петух»

3.Анализ содержания.

- Кто главные герои сказки? (Кот, дрозд, петушок – золотой гребешок)
- Какова же лиса?
- Кого она перехитрила?

- Докажите, что она хитрая? Какую песню она пела петушку?
- А каковы дрозд и кот? Что вы можете об этом сказать? Как они спешили на выручку петушку?
Чему учит эта сказка?

В сказке «Кот, дрозд и петух» Петушок не послушал наказ, выглянул в окошко, и унесла его лиса. Кот и петух отправились в погоню. Смекалка друзей помогла спасти петушка.

1.Узнай сказку по картинке.

2.Вспомни.

- Какую песенку пел Колобок?
- Что пела Коза своим семерым козлятам?
- Кто сможет позвать Сивку-Бурку?

- Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться 
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб спина была пряма,
Поднимайтесь на носочки
Словно тянетесь к цветочкам
Раз – два – три – четыре – пять,
Повторите-ка опять:
Раз – два – три – четыре – пять.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
Раз – два – три – четыре – пять,
Повторите-ка опять:
Раз – два – три – четыре – пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

3.  Викторина  «Узнай героя сказки».

  1. Он живет в народных сказках

И с прохожими неласков.

Огнем дышит, как дракон,

И летать умеет он.       (Змей Горыныч)

  1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.         (Емеля)

  1. Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.           (Ступа)

  1. Он сумел поймать волчишку.

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком. (бычок – смоляной бочок)

  1. Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.

Хлебы пекла и скатерть ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была?  (Василиса Премудрая)

  1. Я семействе не один,

Третий, неудачный сын,

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак –

Не дурак я, а добряк.  (Иван)

  1. Я  - богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте,  как зовусь?  (Кощей Бессмертный)


  1. Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом.

Выгнала она косого

Из домишки лубяного.

Но пришёл петух с косой —

Снова в домике косой.

Кто в далёкие леса

Навсегда ушёл? ...  (лиса)

4.Викторина.

  1. Поляки называют ее Едзина, чехи – Езинка, словаки – Ежи Баба, а как называем ее мы? (Баба яга)
  2. Назовите грозное оружие Соловья – разбойника. (свист)
  3. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (Русская народная сказка «Репка».)
  4. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?         (Василиса Премудрая.)
  5. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?  (игла)
  6. Фрукт, обладающий омолаживающим эффектом.   (яблоко)


5. Уроки добрым молодцам и красным девицам.

  1. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сада – получишь жениха.

(«Крошечка-Хаврошечка).

  1. Без труда – не вынешь рыбку из пруда.     («Лисичка-сестричка и серый волк»)
  2. Как аукнется, - так и  откликнется!                              («Лиса и журавль»)
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.    («Кот, петух и лиса»  «Репка»)
  4. Слушайся старших                («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Творческое задание.

- Попробуйте дома выполнить иллюстрацию к сказке “Петушок – золотой гребешок ” дома.

Итог. Релаксация.

О чём мы сегодня говорили? Какую сказку пересказывали?  Что особенно понравилось? Какое настроение у вас было на уроке?



Литература:

1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.

2. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. –сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. – м.: ВАКО, 2006 г.

3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. - М.:Вако,2007 г.

4. Летний лагерь на базе школы / Авт. – сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007 г.

5. Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. - Вып.2. Кн. для учителя. – Волгоград, 2008 г.

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.