Комплект текстовых методик для проведения мониторинга результативности здоровьесберегающей среды по
Приложение 4
Комплект текстовых методик
для проведения мониторинга результативности здоровьесберегающей среды по эмоциональному критерию (Э)
1. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью для учащихся MSLSS (Э 1).
2. Рекомендации по проведению методики «Многомерная школа удовлетворенности жизнью для учащихся MSLSS» (Э 1).
3. Шкала субъективного счастья С. Любомирски (Э 2).
4. Рекомендации по проведению методики «Шкала субъективного счастья С. Лю-бомирски…» (Э 2).
5. Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности
(по Кондашу) (Э 3).
6. Рекомендации по проведению «Методики самооценки влияния школьных ситуаций по состоянию тревожности» (по Кондашу) (Э 3).
7. Методика «Экипаж» (комфортность в школе) по В.А.Кореневской (Э 4).
8. Рекомендации по проведению методики В.А.Кореневской «Экипаж» (комфортность в школе (Э 4).
9. Бланк результатов мониторирования по эмоциональному критерию (Э).
Справки по телефону
2-17-16: Бабак Г. В.
Многомерная шкала удовлетворённости жизнью
для учащихся MSLSS (Э-1)
Текст методики:
Перед тобой список предложений. Пожалуйста, отметь, как часто они оказываются верными для тебя: никогда, иногда, часто, почти всегда.
Семья
1. Мне нравится быть дома, в моей семье
2. В моей семье все хорошо ладят друг с другом
3. Мне нравится проводить время с родителями
4. Мои родители занимаются со мной интересными вещами
5. Моя семья лучше большинства других
6. Члены моей семьи хорошо обращаются друг с другом
7. Родители справедливо относятся ко мне
8. Дома я могу заняться множеством интересных вещей
Друзья
9. Мои друзья относятся ко мне хорошо
10. Друзья хорошо обращаются со мной
11. Я хотел бы иметь других друзей
12. Друзья неприятно поступают со мной
13. У меня хорошие друзья
14. Мне нравится проводить время с друзьями
15. У меня достаточно друзей
16. Мне неприятно проводить время с друзьями
17. Мои друзья помогут мне, если понадобится
Школа
18. Утром мне хочется пойти в школу
19. Мне нравится в школе
20. В школе интересно
21. Я бы хотел, чтобы можно было не ходить в школу
22. В школе много такого, что мне не нравится
23. Мне интересно на школьных занятиях
24. Я узнаю много нового в школе
25. В школе я чувствую себя плохо
Окружающая среда
26. Мне нравится то место, где я живу
27. Я бы хотел, чтобы в моём районе жили другие люди
28. Я бы хотел жить в другом доме
29. Я бы хотел жить в другом месте
30. Мне нравится мой район
31. Мне нравятся мои соседи
32. В моём районе много неприятных людей
33. Дом, где живёт моя семья, хороший
Я сам
34. Мне кажется, я выгляжу хорошо
35. Другим со мной интересно
36. Я приятный человек
37. Большинству людей я нравлюсь
38. Есть много вещей, которые у меня хорошо получаются
39. Мне нравится пробовать новое
40. Я себе нравлюсь
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по проведению методики «Многомерная школа удовлетворенности жизнью для учащихся MSLSS» (Э-1)
- 1. Оформление листа ответов по образцу:
Ответы
по методике «Многомерная шкала….» (Э-1)
уч-цы 8 «а» кл. школы № 1
Ивановой Кати
- 2. Специалист (психолог, классный руководитель и т.д.) предлагает детям отметить словами по списку предложений, как часто они оказываются для них верными: никогда, иногда, часто, почти всегда.
- 3. Сбор листов с ответами.
- 4. Подсчет набранных каждым учащимся баллов производится из условия, что ответам «никогда» присваивается 1 балл, «иногда » - 2 балла, «часто»- 3 балла, «почти всегда » - 4 балла, кроме предложений 11, 12, 16, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 32, т.к. это обратные пункты и баллы по ним инвентируются, т.е. ответу «никогда» присваивается 4 балла, «иногда» - 3 балла, «часто» - 2 балла, «почти всегда» - 1 балл.
- 5. Общая сумма набранных каждым учеником баллов и выявленного уровня заносится в бланк «Результаты …» Э в колонки, соответствующие методике (Э-1.).
- 6. Ключ для выявления уровней:
высокий - 120-160 баллов
средний - 80-119 баллов
низкий - 40-79 баллов
Шкала субъективного счастья С. Любомирски (Э-2)
Для каждого из четырех утверждений запишите, пожалуйста, одну из семи цифр, наиболее точно выражающую Ваше ощущение.
1. В целом я считаю себя:
1 2 3 4 5 6 7
не слишком очень
счастливым счастливым
2. По сравнению с большинством сверстников, я:
1 2 3 4 5 6 7
менее более
счастлив счастлив
3. Некоторые люди всегда счастливы. Они получают удовольствие от жизни, что бы ни происходило, беря от жизни все. В какой степени это относится к Вам?
1 2 3 4 5 6 7
совсем в большой
не похоже степени
4. Некоторые люди стабильно несчастны. Хотя они не страдают депрессией, они, похоже, никогда не бывают так счастливы, как могли бы быть. В какой степени это относится к Вам?
1 2 3 4 5 6 7
в большой совсем
степени не похоже
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по проведению методики «Шкала субъективного
счастья С.Любомирски…» (Э-2)
- Оформление листа ответов по образцу:
Ответы:
по методике «Школа субъективного…» (Э-2)
ученицы 8«а» класса школы № 1
Ивановой Кати.
- Объяснение методики работы. Учащимся необходимо по каждому из четырех утверждений (последовательно) написать цифру, наиболее точно выражающую его ощущение.
Например: 1. - 5; 2. - 2 и т.д.
- Сбор листов ответов.
- Подсчет набранных каждым учеником баллов производится путем сложения чисел, записанных им, по каждому выражению.
- Набранное каждым учеником количество баллов и выявленный уровень заносится в бланк «Результаты …» Э в колонки, соответствующие методике (Э-2).
6. Ключ для выявления уровней:
высокий - 21 - 28 баллов
средний - 14 - 20 баллов
низкий - 7 - 13 баллов
Методика самооценки влияния школьных ситуаций
на состояние тревожности (по Кондашу) (Э-3)
Инструкция: оцени каждую ситуацию в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу, запиши номер ситуации и соответствующие слова: «ситуация не волнует» , «слабо волнует», «достаточно волнует», «очень волнует» .
- Ответ у доски.
- Разговор с директором школы.
- Учитель решает, кого спросить.
- Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
- Выполнение контрольной работы.
- Учитель называет оценки за контрольную работу.
- Ожидание родителей с родительского собрания.
- Сдача экзамена.
- Участие в соревнованиях, конкурсах.
- Ответ у доски.
- Непонимание объяснений учителя.
- Неожиданный вопрос учителя
- Не получается домашнее задание.
- Принятие важного, ответственного решения.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по проведению «Методики самооценки влияния школьных ситуаций
По состоянию тревожности» (по Кондашу) (Э-3)
- 1. Оформление листа ответов по образцу:
Ответы:
по методике Кондаша (Э-3)
ученицы 8«а» класса школы № 1
Ивановой Кати
- 2. Объяснение методики работы. Учащимся предлагается на каждую предлагаемую ситуацию записать словами, насколько она вызывает тревогу: не волнует, слабо волнует, достаточно волнует, очень волнует. Например:
1- очень волнует;
2- не волнует; и т.д.
- 3. Сбор листов ответов.
- 4. Подсчет набранных каждым учеником баллов производится из расчета, что ответ «ситуация не волнует» оценивается в 0 баллов; ответ «слабо волнует» – 1 балл; «достаточно волнует» - 2 балла; «очень волнует» - 3 балла.
- 5. Общее количество баллов, набранное каждым учеником, и выявленный уровень заносится в бланк «Результаты …» Э в колонки, соответствующие методике (Э-3).
6. Ключ для выявления уровней: высокий: -- 31-42 балла
средний : -- 20-30 баллов
низкий: -- 0-19 баллов
Методика получения обратной связи
от учащихся среднего звена
«Э К И П А Ж» (Э-4)
ВВОД В ИССЛЕДОВАНИЕ
Ребята! Вы уже большие, много знаете и умеете. А раньше, когда мамы и папы привели вас в школу, вы были совсем маленькими, не очень много знали и мало что умели. Вы, нарядные мальчики и девочки, пришли в первый класс и словно отправились в многолетнее плавание по океану школьной жизни на большом корабле. Вы отправились за знаниями и верными друзьями. Класс был экипажем корабля, а первая учительница – вашим первым капитаном.
Плавание не всегда проходило удачно: были трудности в пути, встречались неожиданности. Но вы сумели преодолеть все препятствия, стали старше, сильнее и мудрее.
Теперь у вас, быть может, другой экипаж и другой капитан – ваш классный руководитель (назвать фамилию, имя, отчество классного руководителя). Плавание продолжается. И плыть еще очень и очень долго.
Представьте еще очень долго и долго.
Представьте себе большой корабль, на котором вы плывете вот уже… (указывается год после окончания начальной школы). Земли не видно, и кругом, до самого горизонта, вода. Вы видите огромное небо над головой, которое не всегда бывает безоблачным; бесконечную водную гладь; наблюдаете, как каждый день всходит и заходит солнце; изредка слышите, как кричат чайки; иногда встречаете и приветствуете плывущие на встречу другие корабли. Обычно на море штиль, но часто море штормит. Тогда мрачнеет небо, темнеет вода, огромные черные волны накрывают корабль… В такой ситуации вашему экипажу приходится нелегко. Если у вас дружная команда, то она быстро справляется с бедой, а если не очень дружная, тогда вам приходится туго.
Но в пути почти всегда все зависит от его смелости, мудрости; от его умения вести корабль, минуя рифы и мели; от его готовности спасать экипаж, защищать его, поднимать настроение; от его желания понимать каждого матроса, приходить ему на помощь в трудную минуту. С настоящим капитанов не страшна никакая беда ни на море, ни на суше.
На каждом корабле обязательно ведется вахтенный журнал, куда записываются все происшествия, все события, которые происходили с кораблем в питии. Записи в журнале, обычно, ведет вахтенный матрос, ведет четко и аккуратно.
Внимание! По рации получена команда: каждому матросу ответить на вопросы, ответы записать в вахтенный журнал.
Вы готовы? У всех есть ручка и бумага? Начали! ( диктует вопросы).
1. Помните песню: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля…» Ваш капитан часто улыбается? Он веселый, приветливый человек? Или он угрюмый, суровый капитан, который улыбается редко?
2. Если с тобой случается беда или просто неприятность, приходит ли капитан тебе на помощь? Может ли успокоить, сказать доброе слово, подбодрить?
3. Бывали ли случаи, когда тебе казалось, что капитан поступил несправедливо: не разобрался, не захотел понять? И тебе было обидно и, может быть хотелось плакать? Или твой капитан всегда и во всем разбирается, поступает мудро и справедливо?
4. Одни матросы гордятся своим капитаном, другие – любят, а есть и такие матросы, которые боятся его. Ты не боишься своего капитана?
5. Мог бы ты с гордостью сказать матросам других кораблей: «Мой капитан делает все для того, чтобы сплотить экипаж, стремиться к тому, чтобы все матросы приходили друг другу на помощь, старается сделать жизнь экипажа яркой и интересной».
6. Как ты чувствуешь себя среди матросов своего корабля? Они настоящие друзья, или каждый живет сам по себе, и до другого ему нет дела? Грустно тебе, одиноко или весело и хорошо? Хотелось бы тебе оказаться на другом корабле, где матросы добрее и отзывчивее?
Когда вы сдадите свои записи вахтенному матросу, экипаж продолжит плавание. Снова будет вода кругом, куда не взглянешь. Снова, то штили, то штормы. И качка будет, и акулы, конечно. Но если капитан надежный, экипажу нечего бояться. Корабль не свернет с верного курса, достигнет желанной цели.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по проведению методики В.А.Кореневской «Экипаж»
(комфортность в школе) (Э-4)
Внимание! Данную методику может провести любой специалист, кроме классного руководителя, предпочтительнее поручить это сделать психологу, если в школе он есть.
1. Специалисту, проводящему данную методику, необходимо во вступительной беседе ввести учащихся в ситуацию игры (используйте текст методики).
2. Оформление листа ответов по образцу:
судовой журнал
матроса Ивановой Кати (ученица 8 класса «а», школа № 1)
по методике «Экипаж» (Э 4).
- 3. Ведущий объясняет, что каждый диктуемый вопрос предполагает позитивный, негативный или промежуточный ответ, и предлагает детям записать каждому свой, только один, в зависимости от его собственного взгляда и чувства.
Например, на вопрос 1 может быть запись такой:
1 – угрюмый или
1 - веселый, приветливый или
1 - по-разному.
- 4. Сбор листов ответов.
- 5. Подсчет набранных каждым учеником баллов производится из расчета, что каждый позитивный ответ оценивается в 10 баллов, промежуточный ответ - в 5 баллов, негативный ответ - 0 баллов.
- 6. Общее количество баллов, набранное каждым учеником, и выявленный уровень заносится в бланк «Результаты …» Э в колонки , соответствующие методике (Э-4).
- 7. Ключ для выявления уровней:
высокий - 48 - 60 баллов
средний - 35 - 47 баллов
низкий - 22 - 34 балла.
Бланк Э РЕЗУЛЬТАТЫ
мониторинга по эффективности здоровьесберегающей среды
обучающихся _______кл. шк. № _____
по эмоциональному критерию
№ п/п |
ФИО ученика |
МЕТОДИКИ |
Общее кол-во баллов |
Суммарный уровень |
|||||||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
||||||||
Бал- лы |
Уро-вень |
Бал-лы |
Уро-вень |
Бал- лы |
Уро-вень |
Бал-лы |
Уро- вень |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (чел.) имеют: высокий уровень средний уровень низкий уровень |
|
|
|
_____ _____ _____ |
|
_____ _____ _____ |
|
_____ _____ _____ |
|
______ ______ ______ |
Ответственный за проведение мониторинга (должность, Ф.И.О.)
< Предыдущая | Следующая > |
---|