Городской семинар "«Организация профориентационной работы с младшими школьниками "
Организация профориентационной работы с младшими школьниками
в условиях реализации ФГОС НОО
Кривелева О.С., заместитель директора по УВР
Глобальные социально-экономические изменения в положении России на международной арене, перемены, приведшие к пересмотру приоритетов в экономике и промышленности, сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни современного российского общества.
Проблема социализации подростков, значимости подготовки будущих выпускников основной и старшей школы к выбору направления дальнейшего образования заявлена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. содержит ряд положений о профессиональной ориентации и предусматривает:
- подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст.66);
- помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (ст. 42);
- профориентационная направленность программ дополнительного образования детей (ст. 75).
Слайд 2 Внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования обеспечивает более широкие возможности для формирования и развития готовности школьников к профессиональному самоопределению. Стандартами предусмотрен ряд направлений, которые закладывают основу для создания соответствующих программ на уровне конкретных образовательных учреждений (в составе Программ воспитания и социализации обучающихся либо в качестве самостоятельных документов):
- система работы педагогов,
- психолога,
- социального педагога;
-сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, центрами профориентационной работы;
- совместная деятельность обучающихся с родителями.
До введения ФГОС в практике учителей начальной школы профориентационная работа имела, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существовало множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно. Поэтому целью нашего семинар является трансляция накопленного опыта педагогов нашей школы в профориентации обучающихся начальных классов.
В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия учителя, шофёра, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, важно расширять представления обучающихся о различных профессиях. Ясно, что выбор профессии в начальной школе не является главной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора младших школьников о мире профессий.
Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
- расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни
людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;
- развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов
познавательной и профориентационной игры;
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Бернард Шоу сказал: «Единственный путь к познанию – деятельность», поэтому необходимо в процессе деятельности знакомить обучающихся с различными профессиями, что в будущем поможет им сделать правильный выбор. Нужно помнить, что профориентационная работа в начальной школе только тогда приведёт к положительным результатам, когда будут соблюдаться следующие принципы:
- систематичность и преемственность – работа ведётся с первого по
четвёртый класс;
- дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возрастных особенностей ;
- правильный выбор разнообразных приёмов и методов, а также форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями;
- связь профориентации с жизнью.
Профориентационная работа в начальной школе реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» обучающиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы , помимо прочих, можно использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. В структуру уроков учителя включают профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира . В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения.
Профориентационная работа в начальной школе в рамках внеурочной деятельности представлена двумя курсами «Мир профессий» и «Остров Дружбы».
Согласно требованиям организации занятий внеурочной деятельности, администрация школы на общешкольном родительском собрании предлагает перечень курсов внеурочной деятельности, на основании этого, родители пишут заявления о выбранных курсах. Нужно отметить, что курс «Мир профессий» за последние два года стал пользоваться популярностью.
Данный курс имеет утвержденную программу, которая разработана на основе авторской программы О.Ю. Елькиной. Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, с которым Вы сегодня имели возможность познакомиться, посетив выставку «Наш Арбат». Обучение ведется по учебным пособиям, состоящих из двух частей: 1-2 классы и 3-4 классы. Во 2-4 классах годовая нагрузка составляет 34 часа. Исключение составляют 1 классы, где за счет дополнительных каникул отнимается одна неделя, следовательно, 33 часа.
Коллеги, достижение любой цели начинается с проблемы, поэтому начало учебного года в каждом классе начинается с проведения диагностики, которая выявляет качество проводимой работы.
В таблице представлены данные одного класса, которые свидетельствуют о том, что к концу четвертого класса обучающиеся меняют профессиональный выбор, могут дать точное представление о будущей профессии.
№ п.п. |
Девочки |
1 класс |
4 класс |
Мальчики |
1 класс |
4 класс |
1 |
Продавец цветов |
1 |
1 |
Военный (спецназ) |
3 |
2 |
2 |
Флорист |
1 |
0 |
Программист |
1 |
1 |
3 |
Няня в детском саду |
1 |
0 |
Повар |
1 |
1 |
4 |
Актриса |
3 |
1 |
Учитель |
1 |
1 |
5 |
Воспитатель в детском саду |
1 |
1 |
Тренер |
1 |
1 |
6 |
Парикмахер |
2 |
2 |
Полицейский |
3 |
3 |
7 |
Ветеринар |
1 |
2 |
Шахтер |
3 |
4 |
8 |
Модельер |
1 |
2 |
|
|
|
9 |
Дизайнер |
1 |
1 |
|
|
|
10 |
Учитель физической культуры |
2 |
2 |
|
|
|
11 |
Тренер |
0 |
1 |
|
|
|
12 |
Учитель |
1 |
2 |
|
|
|
13 |
Модель |
1 |
1 |
|
|
|
Конечно, говорить о массовом переосмыслении профессионального выбора в начальной школе не приходится, но для всего педагогического коллектива важен выбор каждого обучающегося.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, вовлечь их в активную деятельность, педагоги школы организовывают экскурсии на предприятия города. В нашей школе налажено тесное сотрудничество с таким предприятием, как ОАО СУЭК Кузбасс «Шахта имени 7 Ноября», хочется сказать, что на протяжении 75 летней истории школы, шахта и школа- это единый организм. Сотрудничая с шахтой, обучающиеся получают первичные знания о профессии «шахтер», экологические знания.
Первичные знания о профессии «полицейский», обучающиеся получают, участвуя в акциях «Пешеходный переход», «Мы –против наркотиков» и многих других, с участием сотрудников ДПС , представителями органов внутренних дел. Доброй традицией стали профориентационные мероприятия с приглашением родительской общественности. В рамках семинара Вашему вниманию будет представлено мероприятие «Парад профессий», где родители и дети будут представлять важность заявленной профессии.
Кроме экскурсий, востребованной формой являются встречи с представителями профессий. Чтобы «оживить» такие встречи, с обучающимися проводится подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейны по профессиям. Помимо этого, подготовиться к встрече ребятам помогает «Календарь профессий», который ежемесячно обновляется , материалы профориентационных уголков.
Продолжая речь о формах профориентационной работы, наиболее эффективными, по нашему опыту, являются следующие:
- Агитбригады;
- Классные и информационные часы. Любой профессиональный праздник, соответствующий календарю профессий, может стать темой классного или информационного часа.
- Для обучающихся любой возрастной категории утренники являются самым волнующим мероприятием, потому что вместе с детьми в них принимают участие и их родители. Темы утренников разнообразны: «Все профессии важны», «Ярмарка профессий», «Мир профессий».
- Игры и игровые упражнения разнообразят любое внеклассное мероприятие.«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву «С…», связанных с данной профессией» .
- Каждый ученик считает себя лидером, победителем, поэтому ребята очень любят участвовать в викторинах: «Океан профессий», «Всё о профессии …», конкурсных программах: «Мир профессий», «Угадай профессию», «Умники и умницы».
- Одной из новых форм является ведение школьниками «Профессионального портфолио». Портфолио наполняется письменными работами и рисунками, интервью с родителями, вырезками из газет, журналов. Одним словом, это «копилка» материалов и информации о профессиях, учебных заведениях. Создание портфолио предполагает возможность делиться полученными сведениями, самостоятельно структурировать полученные материалы, обращаться за помощью к родителям или специалистам.
Уважаемые коллеги, резюмируя выше сказанное, хочу сказать, что работа по профориентации в начальной школе в МБОУ ООШ №37 ведется планомерно и целенаправленно; при самоопределении обучающихся используются различные формы и методы работы, благодаря которым к концу 4 класса, у обучающихся расширяются знаний о мире профессий, формируется интерес к трудовой деятельности, расширяются первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий , обучающимся представляется возможность «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность, развиваются творческие способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Роль музейной педагогики в организации сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся
Давыдова О.В., заместитель директора по ВР
Наше время все острее ставит на повестку дня вопрос о профессиональной ориентации подрастающего поколения. Потребность в хороших кадрах испытывают практически все структуры нашего общества: от государственных органов управления до структур малого бизнеса. Вот почему, на наш взгляд, так важна профессиональная ориентация обучающихся.
В нашей школе знакомство с миром профессий начинается в начальной школе с программы «Начала нравственности», в которой предусмотрен раздел «Дерево сильно плодами, а человек – трудом».
Данный раздел предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение школьников в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для самовыражения.
Важная образовательная и воспитательная функция в профессиональной ориентации школьников отводится школьному музею.
Наш музей был основан в ноябре 2011 года, в год 70-летия ОАО СУЭК-Кузбасс «Шахта «Имени 7 Ноября».
По своему профилю музей является комплексно-краеведческим. Интерьер музея стилистически напоминает шахтовую выработку, под потолком которой висят тросы, горят подземные лампы.
12 тематических экспозиций рассказывают посетителям музея о труде шахтеров.
Главная функция музея – просветительская. Именно на это опирается совет музея, проводя экскурсии, встречи, уроки мужества.
Почему музей «Истории шахты имени 7 Ноября» так хорошо вписался в общие воспитательные задачи школы, в том числе и по профориентации?
Город Ленинск-Кузнецкий является моногородом, одним из ведущих угольных городов. Поэтому музей не может обойти стороной основную профессию нашего города – профессию шахтера.
В рамках этого направления в музее проводятся встречи с представителями шахты, ветеранами шахтерского труда, бригадирами.
Основная задача таких встреч – показать значимость труда шахтера, рассказать о разных ее сторонах, привлечь школьников в угледобывающую промышленность.
Экскурсии в музее построены с учетом возраста обучающихся.
Поэтому очень важно, чтобы факты и излагаемый материал были доступны и понятны. Для учеников начальных классов и воспитанников детских садов спланированы экскурсии в игровой форме:
- «Путешествие уголька»;
- «Машина времени»;
- «О чем нам рассказал музейный предмет»;
Для учеников более старшего возраста проводятся такие тематические экскурсии, как:
- «Трудовой подвиг»;
- «Не углем единым»;
- «Мой город – моя семья»;
Тематические встречи обучающихся младших классов в музее направлены, прежде всего, на уважение к труду человека в целом, на знакомство со смежными рабочими профессиями, например с такими как экскаваторщик, водитель, бульдозерист.
Музей своей деятельностью призван укрепить связь поколений, семейные традиции.
На стендах музея размещены фотографии семейных династий, выпускников школы, которые связали свою судьбу с шахтой.
Отдельные предметы шахтерского труда расскажут школьникам об их предназначении.
В своей работе мы стараемся вести именно беседу со школьниками, а не лекцию или монолог. Включаясь в беседу, обучающиеся рассказывают о том, что они уже знают .
Неоценимую помощь в становлении мировоззрения школьников оказывают встречи с представителями шахты: бригадирами и ветеранами. Неподдельный интерес вызывает у обучающихся рассказы и эпизоды по типу «Один день смены шахтера» или «Как мы добыли миллион».
Задавая вопросы, школьники тем самым расширяют свой кругозор. Беседы и встречи в музее построены по принципу спирали: последующий виток знаний накладывается на предыдущий.
Среди недавних выпускников школы есть те, которые определили свою профессиональную судьбу, поступив в специальные учебные заведения, готовящие людей, связанных с трудом шахтера.
Для нас это приятно. Значит, встречи в музее не прошли даром.
Панорама семейных профессий
(внеурочное занятие для обучающихся начальной школы и их родителей)
Матыцины О.А., заместитель директора по УВР
1 ведущий
Всем, всем мой горячий профессиональный привет! Я долго думал, какими словами начать наше мероприятие «Панораму семейных профессий». И начну со стихотворения.
Столько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтеры есть.
Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
Главное — не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на Луну летать.
2 ведущий
Алексей, ты прав, только я не поняла, почему привет у тебя профессиональный?
1 ведущий
Потому что, я выбрал профессию ведущего. Сейчас я доказываю сам себе, что я не ошибся в выборе.
(Вбегает на сцену ярко одетая фотомодель)
Фотомодель
Подождите! Без меня не начинайте! Я немного опоздала. Красивым девушкам это прощается. Прислали бы за мной машину, я бы уже радовала ваши взоры.
1 ведущий
Вы кто такая? Вы перепутали адрес. Вам нужно на конкурс «Мисс яркая одежка», а у нас «Панорама семейных профессий».
Фотомодель
Фи, как смешно назвали. «Панорама семейных профессий» ведущие не продвинутые какие-то. Запоминайте, как правильно все должно звучать - муниципальный кастинг «Профессиональные грани фотомодели».
Быть ведущим хорошо.
А моделью лучше.
Я в модели бы пошла-
Пусть меня научат.
Мне не надо напрягаться,
Знать одно - лишь улыбаться,
В форме талию держать.
Пусть снимают нас в анфас
Стоя, лежа сотый раз.
Супер! Я моделью стану,
Всё мне будет по карману.
2 ведущий
С ней всё понятно. О своей профессии эта красавица ничего не знает. Алексей, помоги девушке спуститься с небес и занять место в зале. Ей полезно будет посмотреть выступления участников нашей Панорамы, которые, в отличие от нашей гостьи, знают все о профессии, которую будут представлять.
1 ведущий
При многих обязанностях человека в обществе о нём судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает человеку раскрыть личностные качества, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде много пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.
2 ведущий
Мы предлагаем вам сыграть с нами в игру «Закончи пословицу». Вы согласны?
1 ведущий
Кто не работает,… (тот не ест).
2 ведущий
Хочешь есть калачи,… (не сиди на печи).
1 ведущий
Труд человека кормит,… (а лень портит).
2 ведущий
Без труда, не вынешь и рыбку … (из пруда)
1 ведущий
Вы большие молодцы! Пословицы знаете.
1 ведущий
Алексей, наши младшие товарищи не только знают пословицы о труде, но и уже определились с выбором профессии.
2 ведущий
Проведенное анкетирование показало, что обучающиеся 1-х классов хотят быть врачами, полицейскими, парикмахерами, шахтерами, водителями и продавцами.
1 ведущий
У нашей второй параллели преобладает, оказывается, желание стать модельерами, актерами, летчиками, врачами и полицейскими.
2 ведущий
Третьеклассники хотят стать врачами, парикмахерами, учителями, певицами, дизайнерами, ветеринарами.
1 ведущий
Ученики взрослеют и уже к четвертому классу на первое место по престижности выходят профессии военного, пожарного, футболиста, бизнесмена, космонавта, телеведущего, модели, есть даже желающие стать президентом!
2 ведущий
Вот такие у наших ребят мечты! Я уверена, что они обязательно исполнятся.
А пока я предлагаю, заглянуть в мир профессий их родителей. Готовы?
1 ведущий
Итак, разрешите «Парад профессий» считать открытым! Позвольте пригласить на сцену первых участников.
2 ведущий
Встречайте аплодисментами семью Крафт – маму _______________________ и ее дочь Алину, обучающуюся 1г класса.
1 ведущий
Я уверен, что после такого выступления, кто-то уже решил стать слесарем по ремонту подвижного состава. Я желаю вам удачи!
2 ведущий
А мы продолжаем. На сцену приглашается дружная семья Заикиных.
1 ведущий
Замечательное выступление. Не каждая семья сможет похвастаться такой шахтерской династией. Пожелаем всем вам здоровья и семейного благополучия.
2 ведущий
Мы с удовольствием приглашаем на сцену замечательную семью Смирновых.
1 ведущий
Спасибо семье Смирновых. Отличное выступление.
2 ведущий
Ребята, наверное, немножко подустали. Поэтому прежде, чем продолжить наше мероприятие, я предлагаю чуть-чуть поиграть.
Я начинаю предложения, а вы его заканчиваете.
Профессий всех не сосчитать!
А вы, какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет в поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книги… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает — (молодец!)
1 ведущий
Позвольте продолжить и под бурные овации представить семью Сергеевых, которая нам очень хорошо знакома. Ведь прекрасная ее половина работает в нашей школе учителем.
2 ведущий
Спасибо нашей любимой Оксане Владимировне и ее семье. Сыновья по праву могут гордиться своей мамой.
1 ведущий
А наше мероприятие завершает выступление семьи Бобровых.
1 ведущий
Да уж, выступление пальчики оближешь. Везет же некоторым.
Может, ну его ведущего? Буду кондитером, тоже захотел сладкой жизни.
2 ведущий
Алексей, не завидуй! Все работы хороши! Ты можешь быть отличным ведущим и при этом замечательным кондитером. Главное, трудиться и тогда ты обязательно достигнешь своей цели!
1 ведущий
Совершенно верно, Соня! Ты как всегда – права!
2 ведущий
Алексей, все участники Парада семейных профессий выступили, а значит и подошел к концу наш праздник профессий. Мы сегодня немного помечтали…
1 ведущий
Мы мечтаем стать врачами, моряками, циркачами
Учеными, артистами и даже программистами.
И не просто так мечтать, а кем быть - решить и стать.
2 ведущий
Самое главное: в любой профессии надо оставаться добрым и честным…
1 ведущий
И тогда любая профессия будет хорошей и нужной: вырастай и выбирай!
2 ведущий
Удачи вам, новых успехов и правильного выбора профессии! До новых встреч, друзья!
Люди и куклы
(внеурочное занятие по профориентации в 3 классе)
Н.В. Березовская, учитель начальных классов
Цель: знакомство с профессией актер театра кукол
Задачи:
- развивать воображение, творческие возможности учащихся;
- развивать интерес к театру;
- воспитывать умение слушать, вести диалог;
Развитие универсальных учебных действий:
Личностные
- формировать готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
Регулятивные
- учить принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с учебной задачей; правильно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные
- научить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.
Коммуникативные
- научить работе в парах, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация « Театр С.В. Образцова»;
- карточки со скороговорками;
- карточки с заданиями;
- куклы кукольного театра .
Ход занятия:
Ученик:
- Игра актеров и актрис,
Неуловимый запах сцены,
Неповторимый шум кулис,
Меняет нашей жизни цену.
Душа уносится в полет,
И где конец игре – неясно.
Всегда театр в нас живет
И это все – таки прекрасно.
Учитель:
- Ребята, куда мы с вами мысленно перенеслись во время чтения этого стихотворения?
- Что вы знаете о театре?
- Предлагаю вам отгадать слова, связанные с понятием «театр». Поменяйте слоги местами так, чтобы получились слова, связанные с театром.
ценас (сцена)
афиша (шаафи)
кулиса (ликуса)
спектакль (такспекль)
занавес (весзана)
репетиция (тирепеция)
режиссер (серрежис)
- Какие бывают театры?
- О какой профессии пойдет речь на нашем занятии?
- Что вам известно об этой профессии?
- Ребята! 21марта весь мир отмечает Международный день актера – кукловода. Самым известным кукловодом в нашей стране был С.В. Образцов. Он создал кукольный театр.
(Просмотр презентации)
В Кузбассе тоже существуют театры кукол: Кемеровский областной театр кукол имени Аркадия Гайдара и Новокузнецкий театр кукол «Сказ».
Особенностью творчества актера в кукольном театре является то, что он сам на сцене, как правило, не появляется. Актер скрыт ширмой. Поэтому от умения владеть куклой, от выразительности речи зависит очень многое. Зритель воспринимает куклу как живое существо, действующее и думающее.
В период обучения будущего актера кукольного театра особенное внимание уделяется воспитанию пластической культуры, развитию двигательных навыков рук, особенно кистей: студенты в числе других физических упражнений занимаются и жонглированием. Ведь иногда сами руки могут стать "куклой". Кроме того, работа с куклой требует ловкости и силы рук (куклы иногда бывают достаточно тяжелы и громоздки, сложны в управлении). Также большое внимание уделяется занятиям сценической речью - в ее специфическом, "кукольном" варианте. И конечно, всем дисциплинам, обязательным для общей профессии "актер". Тут и мастерство актера , и вокал, и история литературы и театра (в том числе - кукольного), театрально-декорационного искусства, живописи...
- А что должен уметь актер театра кукол?
На доске появляются записи:
- владеть сценической речью и сценическими движениями.
-отчетливо произносить звуки;
-владеть интонацией;
- передавать с помощью интонации настроение героев:
-уметь управлять куклой
Учитель.
- Предлагаю Вам попробовать себя в роли актера театра кукол.
Давайте потренируемся отчетливо произносить звуки. В этом нам помогут скороговорки.
(Обучающиеся получают листы со скороговорками).
У Кондрата куртка коротковата.
У ежа и ёлки иголки колки.
У осы не усы, не усище, а усики.
Бобр добр до бобрят.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Проворонила ворона вороненка.
- Давайте посмотрим, что у Вас получилось.
(Обучающиеся по очереди произносят скороговорки).
-Молодцы! Мы С Вами отметили , что для актера немаловажно владеть интонацией.
Давайте представим, что вас попросили произнести для зрителей следующую фразу:
«Когда заканчивается спектакль, опускается занавес»
- Ребята, произнесите слово «занавес» с разной интонацией.
Обучающиеся получают карточки - задания :
- грустно, словно досмотрена до конца последняя серия увлекательного фильма;
- испуганно, словно тебя догнал медведь;
- радостно, словно удалось закончить домашнее задание;
-устало, словно только что закончилась генеральная уборка.
- Еще одно важное умение - владеть руками.
Этюд «Настроение рук» (показать всей группой)
- радость;
- злость;
- удивление;
- испуг;
- разочарование;
- любовь.
Работа с куклами
- Ребята! А сейчас мы посмотрим миниатюру и попробуем оценить работу наших артистов.
Миниатюра «Две собаки» (Приложение 1.)
- Одинаковый ли образ у героев этой постановки?
- Удалось ли нашим актерам это передать?
- При помощи каких средств?
Итак , ребята, с какой профессией мы познакомились сегодня?
Кто из вас хотел бы стать актером кукольного театра?
Надеюсь, что некоторых из Вас мы ещё увидим на театральной сцене страны.
До новых встреч!
Приложение 1.
Басня
« Две собаки »
Продолжительность: 2 минуты;
Действующие лица:
Барская собака
Бродячая собака
Ворона-рассказчица
На первом плане слева – особняк, справа – забор. На втором плане небо. Из-за особняка вылетает Ворона и садится на забор.
Ворона (зрителям):
Собака барская любила
За жизнь с бездомной поболтать,
Когда из дома выходила
От скуки время скоротать.
( Ворона скрывается за забором. Из-за забора уныло выходит тощая Бродячая собака. Ей навстречу из особняка с громким веселым лаем выбегает Барская собака.)
Барская собака (весело): Гав! Гав! Подруга, как делишки?
Бродячая собака (печально):
Да, как обычно, не ахти –
Скулят от голода детишки,
А корки хлеба не найти!
Зря только ноги истоптала!
Барская собака (притворно-сочувственно)
Да, непростые времена!
Бедняжка!
(снова жизнерадостным голосом)
А вот я едала
На завтрак нынче каплуна!
Жирен, ну, просто объеденье!
И сверх того хозяин дал
Мне два бисквита и печенье
Без мармелада! Вот нахал!
Так я печенье есть не стала!
Бездомная собака (со вздохом)
Каплун! Бисквит! Тебе везет!
Еще с тобой бы поболтала,
Да подвело совсем живот!
Барская собака
Ну, что ж, тогда прощай, подруга!
И мне пора вернуться в дом!
Приятного тебе досуга!
Поговорим еще потом!
Барская собака с радостным лаем убегает в особняк. Бездомная собака уныло плетется к забору и скрывается за ним. На заборе появляется Ворона.
Ворона (зрителям)
И люди, обладая лишним,
Порою действуют точь-в-точь –
Хоть о чужих проблемах слышат,
Но не пытаются помочь.
Ворона улетает.
Конец.
Познай профессию «Ландшафтный дизайнер»
(внеурочное занятие по профориентации в 4 классе)
Лаптева С.А., учитель начальных классов
Цель: развитие интереса к профессиональной сфере «Человек — Природа».
Задачи:
- познакомить обучающихся с особенностями профессии “ Ландшафтный дизайнер”, раскрыть её значение в жизни человека;
- способствовать развитию интереса к проектной деятельности;
- развивать творческие способности и навыки группового взаимодействия;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Развитие универсальных учебных действий:
Личностные
- формировать готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
Регулятивные
- учить принимать позиции слушателя, в соответствии с учебной задачей; правильно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные
- учить ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.
Коммуникативные.
- учить принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация с видами старинных русских усадеб Москвы и Санкт-Петербурга,
- дизайнерские находки современных специалистов;
- чертёжные листы А3,
- цветные карандаши (фломастеры), линейки;
- жетоны для голосования.
Ход занятия:
Ученик:
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Ученик:
- Любовь к природе — великое чувство. Беречь и любить природу может только тот, кто ее знает, понимает, изучает. Человек, посвятивший себя профессиям, связанным с природой, способен порадоваться красоте первой весенней травы, позаботиться о выпавшем из гнезда птенце, задуматься о сохранении природных запасов.
В современном мире появилось много новых профессий, связанных с природой и творчеством, например: флорист, ландшафтный дизайнер, эколог. Человек всегда стремился к тому, чтобы его окружали красивые, удобные и полезные предметы. Ландшафтный дизайнер занимается проектированием окружающего пространства.
Профессия ландшафтного дизайнера уникальна тем, что объединяет в себе три профессии: художник, садовник и архитектор. Профессиональная задача дизайнера — украшать природное пространство зеленью, цветами с учётом расположения коммуникаций, беседок, колодцев, клумб, деревьев, кустарников.
Для того чтобы лучше изучить профессию ландшафтного дизайнера мы разделились на группы: историки, теоретики и практики. Слово предоставляется историкам.
( Выступление группы историков сопровождается презентацией.)
1 группа Историки
Ученик:
История возникновения ландшафтного дизайна насчитывает тысячелетия.
Шестнадцатый век — это время расцвета садово-паркового искусства. Самым известным ландшафтным дизайнером считается Андре Ленотр, который создал в семнадцатом веке Версальский парк во Франции (Слайд)
Ученик:
В России шедеврами ландшафтного дизайна до сих пор считаются старинные дворянские усадьбы, большинство из которых было построено в восемнадцатом веке.
(Ряд слайдов)
В нашей стране профессия ландшафтного дизайнера появилась в середине прошлого века. В это время садово-парковое искусство получило своё развитие при создании городских парков. В двадцатом веке в Москве были созданы Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького, Измайловский парк, парк Победы на Поклонной горе и многие другие (Ряд слайдов)
Ученик:
Современное название этой профессии возникло позднее. Раньше таких специалистов называли зеленщиками, садовниками, садоводами, озеленителями.
Ландшафт – это территория с естественными насаждениями и природными особенностями.
Ландшафтный дизайнер – это человек, который может изменить территорию сада, парка, определённого участка, придав ему дополнительную красоту.
Ученик:
- Ребята! Наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве. Его нужно украсить цветами. А для этого нужно вырастить цветочную рассаду. Ландшафтный дизайнер следует разработанному проекту. Перед созданием проекта дизайнер должен посетить место будущей работы. Важно знать желания заказчика, провести необходимые замеры и определить, какие изменения следует осуществить. Дизайнер знакомит заказчика с эскизом, нарисованным от руки или на компьютере. Получив одобрение, он разрабатывает ландшафтный проект и доводит его до завершения. Работа ландшафтного дизайнера предполагает, если это необходимо осушение земли, перемещение грунта, укрепление склонов, устройство цветников и водоёмов, обеспечение полива.
Дизайнер продумывает размещение дорожек, беседок, композиций с использованием различных природных и искусственных объектов и материалов (стекло, камни, элементы из дерева, стальные конструкции, ракушки, фонари и другое).
Учитель: Спасибо Историкам за интересную информацию. А теперь слово предоставляется Теоретикам, которые познакомят нас с процессом создания клумб и многими тонкостями ландшафтного дизайна.
(Выступление группы теоретиков сопровождается презентацией.)
Ученик:
Ландшафтному дизайнеру необходимо иметь специальное образование; хорошо знать мир растений, историю садово-паркового искусства, основы архитектуры; уметь чертить и рисовать; интересоваться новинками в мире дизайна.
Ученица: Ребята, а давайте с Вами составим список качеств, которыми должен обладать ландшафтный дизайнер!
(Обучающиеся составляют список из предполагаемых качеств),
Ученица: Отлично! А теперь давайте сравним наш список с требованиями, которые предъявляются при приеме на работу «ландшафтным дизайнером».
Итак, ландшафтный дизайнер должен обладать следующими качествами:
- художественным вкусом;
- творчеством и фантазией;
- самостоятельностью;
- ответственностью;
-аккуратностью;
- находчивостью;
- доброжелательностью;
организаторскими способностями.
Ученик: По реакции многих ребят я вижу, что они уже захотели стать ландшафтными
дизайнерами. Чтобы попробовать свои силы в профессии «ландшафтный дизайнер»,
мы решили спроектировать небольшую клумбу на пришкольном участке.
Для этого мы выполнили следующие проектные задания:
1. Провели опрос учителя биологии Гвоздевой Е. Ю. , зам. директора по воспитательной работе Давыдову О. В. о предпочтениях по благоустройству школьной территории (Ряд слайдов)
2. Выбрали место для будущей клумбы.
3. Используя справочную литературу , мы узнали, какие растения подойдут для воплощения наших идей ландшафтного дизайна, и заполнили таблицу: (Слайд)
Морфологические и физиологические данные однолетников
№ |
Название растения |
Высота растения |
Сроки цветения |
1 |
Агератум голубой (розовый, белый) |
20-25 см |
с июля до заморозков |
2 |
Алиссум (белый, желтый, сиреневый) |
до 30 см |
с июня до заморозков |
3 |
Бархатцы (белые, желтые, оранжевые) |
20-25 см |
с июня до заморозков |
4 |
Диморфотека (белые, оранжевые, розовые )
|
20-60 см |
июль-сентябрь |
5 |
Иберис (белые розовые, сиреневые, фиолетовые) |
до 40 см |
июнь, июль |
6 |
Лобелия |
10-15 см |
с июня до заморозков |
7 |
Настурция |
до 2 метров |
с июня до заморозков |
8 |
Петуния |
10-50 см |
с июня до заморозков |
9 |
Сальвия |
40-50 см |
с июня до заморозков |
10 |
Циния |
10-90 см |
с июня до заморозков |
Ученик:
Мы узнали, как начать работу, изучили принципы создания клумб.
Перед началом обустройства цветника:
1) Необходимо выбрать подходящее место (большинство однолетних растений очень любят солнечный свет).
2) Продумать форму клумбы (наиболее распространены клумбы в виде геометрических фигур),
3) Подобрать однолетние клумбовые растения, подходящие по цветовой гамме, запланировать размещение растений.
Ученик: Не стоит забывать о простых правилах создания различных клумб:
- Высокие растения необходимо располагать на заднем плане или в центре клумбы.
- По мере приближения к краям цветника высота растений должна соразмерно уменьшаться.
- Не рекомендуется допускать сильных перепадов размеров цветов.
- На переднем плане красивее и аккуратнее будет выглядеть небольшой бордюр из низкорослых цветов.
- Плотность посадки растений на клумбе увеличивается с уменьшением высоты используемых растений.
Свои наработки мы передали нашим коллегам практикам, чтобы они идею воплотили в жизнь.
Выступление группы практиков сопровождается презентацией.
3 группа «Практики»
Ученик:
- Получив необходимую информацию от теоретиков и историков, мы принялись за дело.
Выращивание рассады цветов — увлекательное и приятное занятие.
Прежде всего, мы запаслись семенами. Для выращивания растений сначала нужно подготовить «грядки». Мы взяли пластиковые поддоны. Предварительно сделав отверстия на дне поддонов и положив дренаж (керамзит) для стока лишней воды, насыпали в эти «грядки» землю. Перед посадкой почву хорошо увлажнили. Семена разложили по бороздкам на расстоянии 3 см друг от друга и слегка присыпали землей. Мы помнили, что для нормального роста растениям нужны тепло и свет. Также для поддержания благоприятного микроклимата и ускорения процесса роста, был сделан из пленки парничок и накрыты посевы.
Практическая работа
Учитель:
- Ребята! У вас на столах чертёжные листы А3, цветные карандаши (фломастеры), линейки.
Ваша задача создать макет клумбу.
(Проектирование клумбы. Работа в группах. )
Подведение итогов. Защита проекта
Каждая творческая группа представляет свой проект в течение 1-2 минут. Остальные группы могут задавать вопросы о проекте.
Рефлексия занятия
Учитель:
- Ребята! Путем голосования нам необходимо выбрать самый оригинальный проект клумбы. Для этого каждый из вас, кроме автора проекта, может отдать свой жетон за понравившийся ему проект.
- Спасибо за работу! Проделав такую большую подготовительную работу, во время летней практики мы создадим клумбу 4 Г класса, по проекту, который стал сегодня победителем.
< Предыдущая | Следующая > |
---|