Программа по профориентации для 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки. Поэтому начало школьного обучения — ценный период для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта. Начало школьного обучения делает учебно-познавательную деятельность ведущей, открывает возможности освоения знаний о мире профессий через печатное слово. Вместе с тем развитие представлений о профессиональной деятельности людей происходит с помощью наглядных средств, в практической деятельности и на основе ярких примеров и жизненных ситуаций. Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализировать деятельность людей различных профессий.
Одним из направлений социализации личности младшего школьника является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. «В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях на производственные предприятия, по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, встречаются с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций “Труд наших родных”;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организация детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета “Технология”, участия в разработке и реализации различных проектов); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе МБОУ ООШ №37 и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования: ДК имени Ленина, МОУ ДОД "Дворец творчества", муниципальное учреждение "Центральный Дворец культуры", муниципальное учреждение культуры "Краеведческий музей", муниципальное учреждение культуры "Выставочный зал", муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система имени Н.К. Крупской", Муниципальное учреждение "Центр психолого-педагогической помощи населению" и других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
- участвуют во встречах и беседах с выпускниками МБОУ ООШ №37, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Значительную помощь в процессе социализации по этому направлению оказывает профориентационная работа с младшими школьниками, базовой формой которой является курс «Путешествие в мир профессий», разработанный О. Ю. Елькиной, доктора пед. наук, профессора, заместителя директора НФИ Кем ГУ - руководитель Центра педагогического образования, заведующей кафедрой педагогических технологий начального образования и психологии развития ребёнка. Он служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования (2009) указано, что организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. МБОУ ООШ №37 предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Предлагаемый курс «Путешествие в мир профессий» проводится за счет часов, отведенных в базисном учебном (образовательном) плане на внеурочные занятия.
Интегрированный курс «Путешествие в мир профессий» ориентирован на комплексную реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и нацелен на воспитание у младших школьников трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Для достижения этой цели определено содержание, которое сопряжено с основной образовательной программой начальной ступени общего образования.
Содержание курса строится на идее равного уважения к разным видам труда, включая виды трудовой деятельности, соответствующие рабочим и массовым профессиям, востребованным в Кемеровской области. Теоретической основой воспитания у младших школьников трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни является сформулированный Л.С. Выготским механизм интериоризации: личностные качества ребенка формируются извне внутрь. Сначала он наблюдает за деятельностью людей, затем пытается ее воспроизвести, далее привычно использует и преобразовывает во внутренние личностные способности. С этих позиций опыт — это заимствованные образцы творческой активности, которые переходят во внутренний план личности, становятся нормой в ее действиях и поведении.
Значимым аспектом воспитания будущего труженика является формирование продуктивного опыта в профориентационной работе на пропедевтическом этапе профессионального самоопределения (1—4-й классы). Продуктивный опыт младшего школьника — интегративное и динамичное личностное качество, обеспечивающее проявление субъектной позиции ребенка, ориентированной на преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность.
В соответствии с программой в I полугодии 1-го класса проводится изучение особенностей представлений младших школьников о мире труда и профессий. На диагностические процедуры отводится 8 часов. В целом, в каждом классе, со 2 по 4 , выделяется по 34 часа в год, а в 1 классе – 33 часа Таким образом, количество часов, отводимых на данный курс, составляет 135 часов.
Занятия проводятся в форме внеурочных занятий, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, кружков, защиты проектов, диспутов, соревнований, поисковых исследований. Их ведут не только педагоги школы, но и педагоги учреждений дополнительного образования, работники учреждений культуры, представители различных организаций. В развитии потенциала обучающихся принимают участие их родители (законные представители). В период каникул организуются профориентационные экскурсии.
В результате изучения курса у младших школьников сформируются:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда
других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||
1-й класс |
|
||||||||||||||||||||||||||||
I четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Диагностика представлений младших школьников о мире труда и профессий |
Сентябрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Составление азбуки профессий. Буквы «А - Ж» |
Сентябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Составление азбуки профессий. Буквы «З - П » |
Сентябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Составление азбуки профессий. Буквы « Р - Ц » |
Сентябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Диагностика ценностного отношения младших школьников к трудовой деятельности |
Октябрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Составление азбуки профессий. Буквы « Ч-Я » |
Октябрь |
1
|
|
1
|
|
|||||||||||||||||||||||
II четверть 8 часов
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Всего |
Теоретические занятия |
Практи ческие занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Диагностика творческих способностей младших школьников |
Ноябрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Эстафета «Любимые занятия» |
Ноябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Путешествие по океану Профессий |
Ноябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в пожарную часть №4. |
Декабрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Виды учебных заведений |
Декабрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Учебные заведения нашего города. |
Декабрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
III четверть 10 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов
|
Теоретичес кие занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
Всего |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в детскую поликлинику. |
Январь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Игра «Что было бы, если бы?..» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Встреча с передовиками производства. |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Игра «Я б в военные пошел» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Типы профессий. «Человек - Человек» |
Февраль |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Типы профессий. «Человек - Техника» |
Март |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Типы профессий. «Человек - Природа» |
Март |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Типы профессий. «Человек – Художественный образ» |
Март |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Типы профессий. «Человек - Знак» |
Март |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
IV четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов
|
Теоретичес кие занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Игра «Угадай профессию» |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Тайны вещей. |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Бюро находок. |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Свойства материала. |
Апрель |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
История профессий |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Адреса профессий |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Где живут профессии? |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Язык, на котором говорят профессии |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
Итого в 1-м классе |
34 |
6 |
28 |
|
|||||||||||||||||||||||||
2-й класс |
|
||||||||||||||||||||||||||||
I четверть 8часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер заня тия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов
|
Теоретичес кие занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Слагаемые профессии |
Сентябрь |
2 |
1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в школьную столовую |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Профессия ищет друзей |
Сентябрь |
2 |
1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Встреча с представителем Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума |
Октябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Игра «Профессии из прошлого» |
Октябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Выбирай на вкус |
Октябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
II четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Профессия «Кондитер» |
Ноябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в кондитерский цех «Пышка» |
Ноябрь |
2 |
2 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
В гостях у своего «Я» |
Ноябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Диагностика уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии
|
Декабрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Мое «Я» в гостях у других «Я» |
Декабрь |
2 |
1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Великая радость — работа |
Декабрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
III четверть 10 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Игра «Поле чудес» |
Январь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
У каждого дела запах особый |
Январь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Какого цвета ремесла? |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Конкурс «Делу время, потехе час» |
Февраль |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Конкурс чтецов стихов «Чем пахнут ремесла?» |
Март |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Концерт «Песни о женском труде» |
Март |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в художественную школу. |
Март |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
IV четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Диагностика «Лестница успеха» |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Кому полезен мой труд? |
Апрель |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Викторина «Угадай профессию» |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Трудимся вместе дружно! |
Апрель |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Праздник Труда |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Дружно не трудно |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Мои помощники в труде |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Фестиваль «Океан Профессий» |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Итого во 2 классе |
|
33 |
13 |
21 |
|
|||||||||||||||||||||||
3-й класс |
|
||||||||||||||||||||||||||||
I четверть 8часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов
|
Теоретичес кие занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Подготовка к путешествию по галактике Профессий (вводное занятие) |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Знакомство с профессиями «Человек — Человек» |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
История профессии «воспитатель дошкольного учреждения» |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в МДОУ «Журавлик» |
Сентябрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Игра-концерт «Учитель, перед именем твоим!» |
Октябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задание «Умею ли я сопереживать?» |
Октябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задание «Умею ли я общаться с людьми и организовывать работу?» |
Октябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
II четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
Всего |
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "воспитатель дошкольного учреждения"». Творческие задания. |
Ноябрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "учитель"». Тренировочные задания |
Ноябрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Встреча со школьным фельдшером. |
Декабрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Беседа «Профессия «Продавец» |
Декабрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия на городскую телевизионную студию. Профессия «журналист» |
Декабрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Игра «Угадай профессию» |
Декабрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
III четверть 10 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Знакомство с профессиями «Человек — Природа» |
Январь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Просмотр фильма «Профессия «эколог»» |
Январь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
История профессии «ландшафтный дизайнер» |
Февраль |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задание «Сходство — различия» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задание «План участка» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задание «Кто самый зоркий?» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "ландшафтный дизайнер"». Творческие задания |
Март |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "ландшафтный дизайнер"». Тренировочные задания |
Март |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя в профессии "ландшафтный дизайнер"». Тренировочные задания |
Март |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
10. |
Практическая работа «Познай себя в профессии "ландшафтный дизайнер"». Творческие задания |
Март |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
IV четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия на школьный приусадебный участок |
Апрель |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Создание проекта детского парка |
Апрель |
2 |
1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Защита проекта детского парка |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа по озеленению пришкольного участка |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в парк. Заключительное занятие на планете профессий «Человек — Природа» |
Май |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Итого в 3-м классе |
34 |
5 |
20 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
4-й класс
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
I четверть
8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||||||||||||||||||||||
|
Знакомство с профессиями «Человек — Техника» |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
||||||||||||||||||||||||
|
История профессии «машинист подъемного крана» |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в музей шахты имени 7Ноября |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Встреча с представителями шахтерских династий |
Сентябрь |
1 |
1 |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задания на выявление профессионально важных качеств |
Сентябрь |
1 |
|
1 |
||||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Задания на выявление профессионально важных качеств (окончание) |
Октябрь |
1 |
|
1 |
||||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "машинист подъем крана"». Тренировочные задания |
Октябрь |
1 |
|
1 |
||||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя в профессии "машинист подъемного крана"». Тренировочные задания |
Октябрь |
1 |
|
1 |
||||||||||||||||||||||||
II четверть 8 часов |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя в профессии "машинист подъемного крана"». Творческие задания |
Ноябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Заключитель ное занятие на планете профессий «Человек — Техника» |
Ноябрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Знакомство с профессиями «Человек — Художественный образ» |
Ноябрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
История профессии «актер театра кукол» |
Декабрь |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в ДК имени Ленина. Студия «Арлекин» |
Декабрь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Посещение представления в Цирк (новогоднее представление для детей) |
Декабрь |
2 |
|
2 |
|
|||||||||||||||||||||||
III четверть 10 часов
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретичес кие занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Творческие задания |
Январь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "актер театра кукол"». Тренировочные задания |
Январь |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя в профессии "актер театра кукол"». Творческие задания |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Концерт «Один в один» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Групповое занятие по разработке проекта кукольного мини- спектакля «Поздравления мамам и бабушкам» |
Февраль |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Групповое занятие по реализации проекта кукольного мини-спектакля «Поздравления мамам и бабушкам» |
Март |
2 |
1 |
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Кукольный мини- спектакль, посвященный празднику весны 8 Марта, «Поздравления мамам и бабушкам» |
Март |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Конкурс презентаций «Театры мира» |
Март |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
IV четверть 8 часов
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия |
Название темы |
Месяц |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Знакомство с профессиями «Человек — Знак» |
Апрель |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
История рассказывает о библиотеках |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в школьную библиотеку |
Апрель |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя». Тренировочные задания |
Апрель |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай профессию "библиотекарь детской библиотеки"». Тренировочные задания |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Практическая работа «Познай себя в профессии "библиотекарь детской библиотеки"».Тренировочные и творческие задания |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Экскурсия в городскую типографию «Где рождается книга?» |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Заключительное занятие курса «Путешествие в мир профессий» |
Май |
1 |
|
1 |
|
|||||||||||||||||||||||
Итого в 4-м классе |
|
|
34 |
10 |
24 |
|
|||||||||||||||||||||||
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВКЕ
К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Для диагностики уровня сформированности компонентов продуктивного опыта младших школьников разработан критериально-оценочный аппарат. С этой целью для каждого структурного компонента выявлены соответствующий критерий и его показатели, определен комплекс средств измерения, позволяющих провести оценку уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников (табл. 2).
Таблица 2.
Компонент продуктивного опыта младших школьников |
Критерий
|
Показатель |
Средство измерения |
Информационный («Я знаю») |
Когнитивный. Определяет степень осознания школьником своего «Я», понимания значения учения и творчества в жизни |
и личностной значимости учения.
|
|
Мотивационно- потребностный («Я хочу») |
Мотивационно- потребностный. Характеризует отношение и интерес школьника к учебной и продуктивной деятельности |
и трудовой деятельности.
|
|
Целеполагающий («Я планирую») |
Ориентировочный. Показывает степень владения знаниями и умениями целепо- лагания и планирования деятельности |
1. Знание общих ориентировочных основ деятельности. 2. Умение формулировать цель предстоящей деятельности. 3. Умение планировать деятельность для достижения цели |
и планирования (приложение 3) |
Операционный («Я умею»). Креативный («Я созидаю») |
Креативно- деяте льностный. Отражает степень продуктивной активности и самостоятельности, настойчивость, успешность освоения практической деятельности |
1. Скорость овладения практическими умениями. 2. Настойчивость в преодолении трудностей. 3. Успешность выполнения учебных и трудовых заданий. 4. Оригинальность выполненной работы. 5. Проявления творческой активности и самостоятельности |
Н. И. Непомнящей (приложение 3).
|
Эмоциональный («Я переживаю») |
Эмоциональный. Демонстрирует наличие эмоциональных переживаний в различных видах деятельности и умение регулировать эмоциональное состояние |
1. Наличие эмоциональных переживаний в деятельности. 2. Эмоциональность и выразительность речи.Умение контролировать и регулировать эмоциональное состояние |
1. Рисуночный тест. 2. Методика «Конкурс чтецов ». 3. Пиктограмма «Мое настроение» |
Рефлексивно- оценочный («Я оцениваю») |
Рефлексивно - оценочный. Выявляет степень овладения школьником рефлексивными, оценочными умениями |
1. Умение контролировать и оценивать ход деятельности. 2. Умение анализировать и оценивать результат деятельности. 3. Умение оценивать личный вклад в совместную деятельность |
1. Наблюдение за деятельностью школьников. 2. Методика «Рефлексия предпочитаемой деятельности» Н. И. Непомнящей. 3. Самооценка личного вклада в общее дело |
Установлена неравномерность развития продуктивного опыта младших школьников, что позволило условно выделить три его уровня:
- интенсивно-творческий (высокий);
- активно-поисковый (средний);
- подражательно-пассивный (низкий).
Интенсивно-творческий уровень выявлен у младших школьников, которые имеют полные и адекватные знания о собственных личностных качествах и проявлениях индивидуальных особенностей, полученных в результате самонаблюдения; понимают социальную и личностную значимость учения и преобразующую роль творческой деятельности в жизни человека. Им свойственны устойчивое положительное отношение к учебной деятельности, настойчивое стремление к продуктивной деятельности, социальная направленность познавательного интереса и позитивное отношение к совместному творчеству. Школьники, обладающие опытом данного уровня, имеют систематизированные знания о способах целеполагания, планирования, анализа и оценки деятельности; грамотно формулируют цель деятельности и составляют реальный план для ее достижения; быстро и основательно овладевают практическими умениями; проявляют настойчивое стремление к самостоятельному преодолению трудностей; демонстрируют рациональность поиска способов выхода из проблемной ситуации; выполнение учебных и трудовых заданий осуществляют в ситуации успеха; проявляют устойчивое проявляют устойчивое стремление к творческой активности и самостоятельности в деятельности; адекватно конкретной ситуации выражают эмоциональные переживания с помощью яркой и образной речи и целесообразных жестов и мимики; владеют эффективными способами регулирования и самоконтроля эмоционального состояния; опираются на опыт рефлексивной деятельности, который проявляется в освоенности умений контролировать, анализировать и оценивать ход и результаты деятельности, устанавливать причины успеха и неудач.
Младшие школьники с активно-поисковым уровнем сформированности продуктивного опыта обладают неполными и недостаточно объективными знаниями о собственных личностных качествах и проявлениях индивидуальных особенностей; не осознают социальную и личностную значимость учения; значение творческой деятельности человека понимают по отдельным проявлениям. У них преобладают ситуативное положительное отношение к учебной деятельности, эпизодическое стремление к творческой деятельности и избирательное отношение к совместному творчеству; отсутствует социальная направленность познавательного интереса. Эти учащиеся имеют фрагментарные знания о способах целеполагания, планирования, анализа и оценки деятельности; формулируют ошибочную цель деятельности; не умеют выявлять способы достижения цели согласно составленному плану; достаточно быстро, но поверхностно овладевают практическими умениями; показывают стремление к самостоятельному преодолению трудностей ситуативно; применяют нерациональные способы выхода из проблемной ситуации; выполнение учебных и трудовых заданий осуществляют в ситуации успеха при наличии внешней привлекательности или легкости заданий; эпизодически проявляют творческую активность и самостоятельность в деятельности; демонстрируют недостаточно адекватные конкретной ситуации эмоциональные переживания, которые выражаются в однообразной речи, нецелесообразных жестах и мимике; слабо владеют отдельными способами регулирования и самоконтроля эмоционального состояния. Ограниченный опыт рефлексивной деятельности проявляется эпизодически в недостаточно сформированных умениях контролировать, анализировать и оценивать ход и результаты деятельности, неумении выявлять причины успеха и неудач; реальным достижениям не соответствует субъективная оценка личного вклада в совместную деятельность.
Школьники, у которых выявлен подражательно-пассивный уровень сформированности продуктивного опыта, имеют неполные и фрагментарные знания о собственных личностных качествах и проявлениях индивидуальных особенностей, полученные из оценок и высказываний окружающих; не понимают социальной и личностной значимости учения и проявлений творческой деятельности человека; проявляют отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие желания участвовать в продуктивной деятельности, несформированность познавательных интересов, негативное отношение к совместной творческой деятельности. У этих учащихся отсутствуют знания о способах целеполагания, планирования, анализа и оценки деятельности; умения формулировать цель и планировать деятельность. Они испытывают трудности в овладении и применении практических умений; стремятся получить помощь в трудной ситуации или избегают затруднений; проявляют пассивность в поиске выхода из проблемной ситуации; успешно выполняют репродуктивные учебные и трудовые задания при наличии помощи извне; не проявляют творческую активность и самостоятельность; выполняют действия по образцу или четкому алгоритму. Эмоциональные переживания полностью неадекватны конкретной ситуации, речь однообразна и монотонна, жесты и мимика нецелесообразны; отсутствует умение регулировать и контролировать собственное эмоциональное состояние; отсутствует опыт рефлексивной деятельности, не сформированы умения контролировать, анализировать и оценивать ход и результаты деятельности; отсутствуют умения оценивать личный вклад в совместную деятельность; проявляется пассивность при анализе совместной деятельности или равнодушие к происходящему.
Определение и характеристика критериев, а также соответствующих им показателей, использование комплекса измерительных средств, выявление уровней сформированности продуктивного опыта позволяют осуществить целостный подход к диагностике исследуемого опыта у младших школьников.
Профориентационная направленность данного курса учтена при разработке диагностических средств. Например, для измерения уровня сформированности информационного компонента применяются задания «Угадай профессию», «Объясни смысл пословиц», «Собери шкатулку народной мудрости» (о трудолюбии, лени, какой-либо профессии).
Понимание школьниками преобразующей роли творческой деятельности, т.е. креативный компонент, изучается при анализе художественного произведения (например, «Хозяйка медной горы» или «Голубая змейка» П.Бажова), а также при помощи беседы о творчестве (вопросы приведены в приложении 1).
Степень проявления мотивационно-потребностного компонента определяется при контент-анализе сочинения на тему «Моя будущая профессия» (приложение 2), с помощью наблюдения и оценки учителем отношения школьников к совместной деятельности при проведении коллективных мероприятий, экскурсий профориентационной направленности.
Уровень сформированности операционного компонента выявляется в ходе наблюдений в процессе обучения и во внеклассной работе, а также с помощью методики выявления особенностей деятельности, разработанной Н. И. Непомнящей [8, 152 —154].
Наблюдение за познавательной, трудовой и игровой деятельностью школьников позволяет судить об уровне развития креативного и эмоционального компонентов продуктивного опыта.
Развитие рефлексивно-оценочного компонента изучается при подведении итогов коллективных творческих мероприятий, во время которого учащимся предлагается анализировать причины успеха и неудач, оценивать свой вклад в общее дело; при анализе проявлений в учебной деятельности познавательной самостоятельности младших школьников.
Для количественного выражения уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников предлагается использовать следующие оценки:
■ 3 балла — интенсивно-творческий (высокий) уровень;
■ 2 балла — активно-поисковый (средний) уровень;
■ 1 балл — подражательно-пассивный (низкий) уровень.
Диагностика уровня сформированности продуктивного опыта первоклассников проводится во второй четверти учебного года. Учитель объясняет учащимся, что, перед тем как отправиться в плавание по океану Профессий, капитану необходимо подобрать команду и проверить готовность каждого члена экипажа по четырем параметрам:
■ ЗН — знания о личностных качествах и представления о
профессиях;
■ ОТ — отношение к учебной и трудовой деятельности;
■ СП — способность к продуктивной деятельности;
■ РА — умение планировать, контролировать и оценивать свою работу.
Учитель сообщает учащимся, что на протяжении всего периода их обучения в школе он внимательно наблюдал за ними, но сделать окончательный вывод о готовности каждого ему помогут специальные задания.
Индивидуальные показатели готовности отмечаются на Волшебном компасе учащегося. Например, у школьника выявлены следующие уровни сформированности продуктивного опыта:
■ информационный (ЗН) — 3;
■ мотивационно-потребностный и эмоциональный (ОТ) — 2;
■ операционный и креативный (СП) — 2;
■ целеполагающий и рефлексивно-оценочный (РА) — 1.
При вычислении показателей ОТ, СП, РА определяется среднее значение включенных в них уровней сформирован ности компонентов продуктивного опыта. На Волшебном компасе учащегося начальный уровень сформированности продуктивного опыта обозначается следующим образом:
Методика проведения вводного и итогового занятий имеет свою специфику. Данные занятия позволяют организовывать совместную деятельность педагога и школьника по анализу и оценке уровня личностного развития учащихся. После того как определены данные РА, ОТ, СП каждого школьника, можно планировать вводное значение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАНЯТИЙ В 1 — 2-м КЛАССАХ
Задачами первой части курса — «Волшебный компас в океане Профессий» (1 — 2-й классы) — являются:
■ включение школьников в рефлексивную деятельность, обеспечивающую актуализацию проблемы подготовки к выбору профессии;
■ формирование мотивов трудовой деятельности, ценностного отношения к ней;
■ формирование образа «Я» младшего школьника посредством анализа характера и поступков героев произведений детской литературы;
■ развитие реалистической самооценки.
В основу построения первой части учебного пособия положены следующие методические требования:
- Разноуровневый характер заданий:
- первое задание — репродуктивное, предполагающее воспроизведение знаний о мире профессий;
- второе задание — аналитическое, требующее сопоставить имеющиеся знания и особенности новой ситуации, созданной заданием;
- третье и последующие задания — продуктивные, позволяющие учащимся переосмыслить ранее изученное и создать собственный продукт, имеющий общественную ценность и индивидуальную значимость для развития личности.
Выполнение этого требования поможет сделать занятие интересным для школьников с разными уровнями представлений о труде людей и мире профессий.
- Постепенное усложнение заданий каждого уровня, обеспечивающее активизацию процесса освоения мира труда и профессий.
- Объединение заданий по темам.
- Наличие общего игрового сюжета, позволяющее построить курс как игру-путешествие школьников на корабле по океану Профессий. На первом форзаце учебного пособия представлена карта путешествия. В начале темы приводится фрагмент этой карты, на котором показано местонахождение участников путешествия на момент проведения занятия. Начальный этап диагностики уровня развития знаний учащихся о труде и мире профессий представлен в игре как подготовка к плаванию, а заключительное измерение уровня — это подведение итогов путешествия.
5. Активность учащихся и их самостоятельность, благодаря которым максимально учитываются индивидуальные показатели развития.
- Возможность совершенствовать средствами профориентации каждый компонент структуры продуктивного опыта младших школьников:
- информационный компонент («Я знаю»). Знания о собственных личностных качествах и индивидуальных особенностях расширяются на каждом занятии. С учетом профориентационной направленности курса обогащаются представления школьников о труде людей, мире профессий и значении труда в жизни человека. Например, на занятии «История профессий» вводятся ключевые понятия: устаревшие и современные названия профессий, исчезнувшие и редкие профессии, новые профессии. Развитию представления о преобразующей роли творческой деятельности посвящено занятие по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
- мотивационно-потребностный компонент («Я хочу»). Данный компонент предусматривает формирование положительного отношения к учебе и совместному творчеству. Стремление к продуктивной деятельности развивается на занятии по стихотворению С. Баруздина «Бревно», где учащимся предлагается выбрать поступок, руководствуясь одним из мотивов. На занятии по рассказу Е. Пермяка «Бумажный змей» обращается внимание на отношение к коллективному труду;
- целеполагающий компонент («Я планирую»). Формирование у школьников понимания необходимости целеполагания и планирования хода и результатов деятельности осуществляется на занятии по басне И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;
- операционный компонент («Я умею»). Настойчивость в преодолении трудностей, способность успешно выполнять учебные и трудовые задания развиваются при создании продукта творческой деятельности. Развитие практических умений обеспечивается при выполнении следующих заданий: «Отметь те пословицы, которые есть только у тебя» (оценивается оригинальность выполнения задания), «Придумай названия новых конфет и нарисуй их обертки» (оценивается успешность практической работы);
- креативный компонент («Я созидаю»). Стремление школьника к продуктивной деятельности поддерживается путем развития игрового сюжета, включая элементы соревнования, использования проблемного изложения и исследовательского поиска;
- эмоциональный компонент («Я переживаю»). На занятиях «Великая радость — работа», «В гостях у своего "Я"» и «Мое "Я" в гостях у других "Я"» школьники выполняют задания, помогающие им скорректировать свое отношение к самому себе и к другим людям, к различным видам деятельности и поручениям взрослых;
- рефлексивно-оценочный компонент («Я оцениваю»). Данный компонент характеризуется умениями смотреть на свою деятельность со стороны, контролировать и оценивать ее ход и результаты; развивается на многих занятиях. Работа по развитию рефлексии и самооценки проводится во время конкурса «Делу время, потехе час», где учащимся предлагается оценить свой результат и отразить в виде рисунка свое место на Лестнице успеха.
Первая часть курса предполагает следующие этапы:
1. Подготовительный.
Цель этапа: выявить индивидуальный уровень сформированности продуктивного опыта каждого школьника. Игровой сюжет: подготовка команды к плаванию, отметка показателей на индивидуальном Волшебном компасе, знакомство с маршрутом.
2. Основной.
Цель этапа: способствовать формированию продуктивного опыта учащихся в выборе профессии через создание атмосферы творчества на занятиях, где активно развивается игровой сюжет.
Игровой сюжет: плавание по океану Профессий с остановками в пунктах, отмеченных на карте путешествия, представленной на первом
форзаце учебного пособия.
3. Заключительный.
Цель этапа: развивать умение учащихся оценивать результаты своей работы, выявлять достижения, неудачи. Игровой сюжет: завершение плавания; нанесение показателей на Волшебный компас в конце путешествия; сравнение индивидуальных показателей; выяснение, почему компас является волшебным.
Каждое занятие проводится в течение 30 минут и имеет следующую структуру:
- Вступительная беседа. Ее цель — увлечь детей темой занятия, обогатить их представление о мире профессий новыми сведениями.
- Коллективное обсуждение репродуктивного задания (с целью стимулирования активности учащихся) и самостоятельное выполнение его в тетради.
- Проблемно-поисковая работа при выполнении аналитического задания. Методы работы: эвристическая беседа, дискуссия, мозговой штурм, мозговая атака.
- Выполнение продуктивного задания. Данный этап предполагает два периода: самостоятельную творческую работу каждого школьника и активное обсуждение результатов выполнения задания (можно дать учащимся условные игровые названия, например «Время тишины» и «Мысли вслух»).
- Подведение итогов. На этом этапе дается оценка работы на занятии. Важно, чтобы при проведении занятий каждый педагог осознавал атмосферу творчества, исследовательского поиска, учитывал специфику развития учащихся класса и особенности общения с ними.
Включение младших школьников в рефлексивную деятельность на занятиях актуализирует проблему выбора профессий. Учащиеся рассуждают на эту тему не только на занятиях, но и в общении со сверстниками, интересуются у родителей, когда и почему они выбрали свои профессии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Теоретическим основанием практических проб явились концептуальные положения профессора С.Фукуямы. В отечественной педагогике научно-практические рекомендации по организации и проведению проб разработаны коллективом под руководством профессора С.Н.Чистяковой [7; 10].
Практические пробы используются в рамках курса «Твоя профессиональная карьера» для 5 — 9-го классов. В настоящее время их проведение практикуется в предметной области «Технология». Необходимость проведения проб в профориентационной работе с младшими школьниками теоретически обоснована и экспериментально проверена Г. Н. Котельниковой, доказавшей, что пробы в сфере профессиональной деятельности развивают у учащихся начальной школы интерес к миру профессий. При проведении занятий с младшими школьниками термин «практическая проба» заменяют словосочетанием «проба сил» или «практическая работа».
Формирование продуктивного опыта младших школьников посредством практических проб помогает им найти свой образ «Я» в нетрадиционных ситуациях выбора.
Методика подготовки и проведения практических проб в начальной школе имеет особенности, обусловленные возрастом учащихся и задачами пропедевтического этапа профессионального самоопределения.
Практическая проба в работе с младшими школьниками состоит из двух этапов: подготовительного, включающего диагностическую и обучающую части, и практического, предполагающего задания трех направлений (технологического, ситуативного, функционального) и двух (а не трех, как в 5 — 9 м классах) уровней сложности.
Диагностика на подготовительном этапе выявляет наличие основных профессионально важных качеств в конкретной сфере профессиональной деятельности. Диагностическая часть называется «Познай себя».
Каждое задание, помещенное в учебном пособии в разделе «Познай себя», предполагает самостоятельную диагностику школьником своих качеств и позволяет оценить полученные результаты. Подведение итогов диагностики помогает школьнику выявить, в какой мере проявляются у него эти качества.
Обучающая часть на подготовительном этапе предполагает:
1) приобретение теоретических знаний о возникновении профессии, предмете, цели, орудиях, условиях труда (раздел «История профессии»);
2) приобретение практических знаний и навыков (раздел «Познай профессию»), что нацеливает на подготовку к выполнению пробы по технологическому, ситуативному и функциональному компонентам.
На практическом этапе пробы «Познай себя в профессии» предлагается шесть заданий, которые выполняются каждым школьником индивидуально в присутствии остальных учащихся класса под контролем учителя.
Следует отметить, что учащиеся 3 — 4-го классов в достаточной мере адаптированы в среде классного коллектива. Однако практическая проба является для них трудностью. Они ощущают тревогу при встрече с новой ситуацией и необычностью выполнения продуктивной деятельности перед одноклассниками. Следовательно, при проведении практической пробы впервые адаптивные возможности учащихся снижаются. Они комментируют выполнение заданий словами «не смогу», «не умею», «не получится». При этом внутренними причинами скрытого отказа выполнить задания являются эмоциональное напряжение, эмоциональный дискомфорт, потеря самообладания, тревожность.
Поэтому при подготовке к выполнению пробы необходима специальная работа, которая заключается в обеспечении следующих условий:
■ создание учителем ситуации успеха при включении школьника в продуктивную деятельность с помощью таких воспитательных приемов, как подбадривание и похвала;
■ создание благоприятной среды путем применения игровых действий и ситуаций;
■ отсутствие в оценке результатов выполнения заданий традиционной для школы системы отметок от 1 до 5, что исключает тревогу при получении неудовлетворительных отметок;
■ использование в оценке результатов критериев: «отлично» (2 балла) — при создании субъективно нового для ребенка продукта; «хорошо» (1 балл) — при активной попытке участия в продуктивной деятельности; «не унывай» (0 баллов) — при неудачном выполнении задания;
■ учет мнения большинства учащихся при оценивании одноклассников;
■ исключение возможности сравнения результатов конкреного школьника с показателями других учеников.
Таким образом, выполнение заданий пробы при безусловном принятии учителем и одноклассниками любых проявлений творчества является важным фактором формирования индивидуального стиля деятельности и продуктивного опыта личности при подготовке к выбору профессии.
Практические задания имеют два уровня сложности, которые различаются:
а) по характеру деятельности:
■ первый уровень — репродуктивный, который востребует исполнительские умения;
■ второй уровень — исполнительско-творческий, предполагающий включение продуктивного опыта школьника;
б) по наличию проблемных ситуаций:
■ первый уровень — отсутствие проблемы или ситуации выбора (например, задание 1.1 в профессиональной пробе «Воспитатель дошкольного учреждения»: «Прочитай радостно стихотворение»);
■ второй уровень — наличие ситуации выбора (например, задание 2.1 в той же пробе: «Прочитай историю, которая случилась в детском саду. Выбери, как поступила бы воспитательница в этом случае (предлагается пять вариантов). Объясни устно свой выбор»).
В отличие от технологии выполнения проб учащимися средних и старших классов уровни сложности заданий проб не различаются по формам и методам помощи учащимся. На любом уровне сложности ребенок вправе рассчитывать на определенную помощь со стороны учителя. Также предоставляется возможность использовать справочную литературу.
Задания, выполняемые школьниками, содержат три компонента:
■ технологический — предполагает овладение способами применения орудий труда в данной профессии и воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности;
■ ситуативный — воспроизводит элементы профессиональной деятельности, задействует накопленный опыт и знания, приобретенные в ходе подготовки к пробе;
■ функциональный — моделирует квазипрофессиональную деятельность, актуализирует проблему выбора профессии, позволяет проявить собственное мотивационно-ценностное отношение к данному виду труда.
Количество выполненных заданий зависит от желания учащегося, его интереса и успешности работы.
По завершении пробы учащиеся заносят свои результаты в сводную таблицу и суммируют полученные баллы. Успешность выполнения проб имеет общую шкалу критериальных оценок:
■ проба, выполненная полностью, получает оценку «отлично»;
■ частично выполненная проба получает оценку «хорошо»;
■ невыполненная проба получает оценку «не унывай».
Количество баллов для оценки выполнения пробы указано в учебных пособиях для учащихся.
Следует отметить, что недопустимо рассматривать пробу школьника 9 —10 лет как тест на профпригодность. С этих позиций результат 0 — 3 балла учителю необходимо принимать без отрицательных эмоциональных проявлений, объяснив учащимся, что обязательно встретятся профессии, которые их увлекут, и что данная профессия не единственная в огромной галактике Профессий.
Особенность построения заданий заключается в том, что пробе в конкретной профессии предшествует знакомство с основными профессиями данной сферы деятельности. Вначале школьники вместе с Маленьким принцем попадают на планету, которую населяют жители — носители профессий определенного типа. Учащиеся становятся активными участниками сюжета посредством выполнения практических заданий и применения личностно ориентированных знаний. Например, попадая на планету профессий «Человек — Природа», школьники рисуют кормушки, которые они изготавливают для птиц зимой.
Данный методический прием позволяет исключить возможность формирования ограниченного представления школьника о профессии, предлагаемой для проведения пробы, развивает понимание целостности мира труда и профессий.
«Путешествие по галактике Профессий» имеет огромный воспитательный потенциал, так как Маленький принц является выразителем высоких нравственных идеалов. Это позволяет не только проникать в мир профессий с целью приобретения профессиональных умений и навыков, что вторично в младшем школьном возрасте, но и развивать уважительное отношение к труду посредством включения в практическую игровую и познавательную деятельность, которая по характеру близка к исследовательской.
С этих позиций учащиеся размышляют над ценностями, носителями которых являются представители той или иной профессии. На планете профессий «Человек — Человек» школьники обсуждают мысль А. де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Путешествие на планету профессий «Человек — Природа» позволяет задуматься над экологическими проблемами, решение которых содержится в формуле «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О МИРЕ ПРОФЕССИЙ
(информационный компонент, обозначенный на Волшебном компасе «ЗН»)
Задания «Угадай профессию»
- 1. Отгадайте загадки.
А над ним, как великан,
Носит груз подъемный кран:
Человек на этом кране
Еле видит нас в тумане.
Но зато со всех сторон
Видит синий небосклон.
Небо слева, небо справа,
А ему не страшно, право! (Крановщик)
Наблюдает он с земли,
Как летают корабли.
Он команды подает,
Регулирует полет.
(Диспетчер)
С. Я. Маршак
- 2. Назовите профессии.
Назовите по две профессии на одну из букв алфавита (выбор буквы по жребию). Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
- 3. Кто нас обслуживает?
Назовите профессии, связанные:
■ с приготовлением пищи;
■ строительством;
■ изготовлением одежды;
■ созданием спектакля.
Оценивается количество названных профессий.
Задания «Пословица — всем делам помощница»
- Объясни смысл пословиц.
■ Под лежачий камень вода не течет.
■ Чем больше науки, тем умнее руки.
■ Что на месте лежит, само в руки бежит.
■ Какие труды, такие и плоды.
■ Делано наспех — сделано на смех.
■ Что одному не под силу, то легко коллективу.
- 2. Продолжи пословицы.
■ Дело мастера... (боится).
■ На все руки... (мастер).
■ Портной испортит — ... (утюг загладит).
■ Глаза боятся — ... (руки делают).
■ Чтобы не ошибиться, не надо... (торопиться).
■ Заработанный хлеб... (сладок).
- 3. Вспомни пословицу по ее концу.
■ ... (От лени болеют), от труда здоровеют.
■ ... (Труд) — лучшее лекарство.
■ ... (Без труда) не вынешь рыбку из пруда.
■ ... (Больше дела) — меньше слов.
■ ... (Одна пчела) не много меда натаскает.
■ ... (Семь раз отмерь), один раз отрежь.
Вопросы для беседы о творчестве
Дорогой друг!
Сегодня мы с тобой порассуждаем о творчестве. Нам интересно твое мнение. Подумай и ответь на наши вопросы:
- Знакомо ли тебе слово «творчество»? (Да./Нет.)
- Как ты понимаешь смысл этого слова? (Творчество — это—)
- Можешь ли ты подобрать родственные слова к этому слову?
- Можно ли научиться творчеству? (Да./Нет./Не знаю.)
- Учат ли в школе творчеству? (Да./Нет./Не знаю.) На каких предметах учат творчеству?
- Может ли профессия быть творческой? (Да./Нет./Не знаю.)
- Какие творческие профессии ты знаешь?
- Какими качествами должен обладать творческий человек?
- Какое из двух высказываний ты считаешь более точным?
1) В творческом труде происходит изменение окружающего мира.
2) В творческом труде человек меняется сам и изменяет окружающий мир.
Благодарим за работу!
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К МИРУ ТРУДА И ПРОФЕССИЙ
(мотивационно-потребностный и эмоциональный компоненты «Отношение», обозначенные на Волшебном компасе «ОТ»)
В схеме контент-анализа детских сочинений выделяют три аспекта:
1) элементы образа «Я», связанные с данной профессией;
2) оценку предпочтения определенного характера труда, орудий и предметов труда;
3) оценку значимости и социальной важности профессии.
Этим аспектам соответствуют конкретные задачи:
- Проверить, является ли интересующая профессия для младших школьников значимой для определения своей дальнейшей жизни.
- Выявить, как учащиеся оценивают качества, необходимые им в данной профессии.
- Выяснить, какие элементы включают школьники в содержание интересующей профессии.
- Определить, как оценивают школьники социальную и общественную значимость профессии, о которой пишут.
Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Моя любимая (будущая) профессия». При этом акцент делается на том, что сочинение будет оцениваться не как учебное задание, а как творческая работа.
При разработке категорий анализа из текстов сочинений выписывают инвариантные элементы содержания, касающиеся будущей профессии. Для этого используют систему категорий анализа:
- 1. Профессия как значимый компонент будущей жизни или как средство достижения других целей (богатство, положение в обществе и др.).
- 2. Трудовая область, к которой относится предпочитаемая профессия:
2.1. «Человек — Человек».
2.2. «Человек — Природа».
2.3. «Человек — Техника».
2.4. «Человек — Художественный образ».
2.5. «Человек — Знак».
- 3. Привлекательные стороны желаемой профессии:
3.1. Личное удовлетворение.
3.2. Почет и уважение других людей.
3.3. Престижность.
3.4. Характер труда.
3.5. Орудия и предметы труда.
3.6. Материальная сторона.
3.7. Романтизм.
3.8. Внешние атрибуты.
- 4. Понимание социальной значимости работы.
- 5. Пути достижения цели:
5.1. Хорошая учеба в школе.
5.2. Самообразование.
5.3. Дополнительное образование.
5.4. Продолжение образования после школы.
- 6. Желание выбрать профессию:
6.1. Ближайшего производственного окружения.
6.2. Родителей и других членов семьи.
6.3. Романтизм.
- 7. Соотнесение образа «Я» с требованиями интересующей профессии.
- 8. Представления о тяжести труда людей желаемой профессии.
За единицу контекста был принят текст сочинения в целом. Единица анализа — высказывание как законченное утверждение и упоминание (слово или словосочетание, характеризующее элемент концепции «профессия»).
Анализ позволяет выявить наличие мотивационно-ценностного отношения младших школьников к образу «Я» и трудовой деятельности. Рассмотрим это на примерах сочинений второклассников на тему «Моя будущая профессия».
Сочинение Ивана В.
Я хочу стать врачом-стоматологом. Когда болят зубы, это очень больно. Поэтому я хочу лечить людям зубы, чтобы они у них не болели. Когда я был в кабинете у зубного врача, мне там очень понравилось. У них много разных блестящих инструментов. Зубные врачи получают много денег.
Профессия для Ивана является средством достижения материального благополучия. Предпочитаемая профессия относится к сфере трудовой деятельности «Человек — Человек». Мальчика привлекают орудия и предметы труда, престижность и материальная сторона. Он понимает социальную значимость работы стоматолога. Иван не видит пути достижения цели. Он не соотносит образ «Я» с требованиями интересующей профессии. Не выявлены представления о тяжести труда стоматолога.
Сочинение Наташи Ф.
Мне нравится работа стюардессы. Она очень много летает на самолетах, видит другие города, страны. Она много знает, много читает. Стюардесса красивая, элегантная. У нее красивая форма одежды. Я решила, когда вырасту и закончу школу, пойду учиться на стюардессу.
Девочка также интересуется профессией типа «Человек — Человек». Наташу привлекают романтика профессии и внешние атрибуты (красивая форма). Социальная значимость этой профессии не обозначена. Ученица понимает необходимость продолжения образования после окончания школы. Наташа, так же как и Иван, не соотносит образ «Я» с требованиями профессии и не представляет трудности в работе стюардессы.
Сочинение Татьяны И.
В нашей школе врачом работает Надежда Ивановна. Она делает прививки, чтобы мы не болели. Надежда Ивановна ставит уколы, выписывает таблетки. Когда я болею, я иду к ней на прием. Она добрая, умная, нежная. Я хочу быть врачом, как Надежда Ивановна.
В сочинении Татьяны много внимания уделяется личным качествам врача. Это неслучайно, так как девочка выбирает профессию ближайшего окружения.
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(операционный и креативный компоненты «Способности», обозначенные на Волшебном компасе «СП»)
Беседа для выявления особенностей целеполагания и планирования младших школьников
С целью выявления особенностей целеполагания и планирования деятельности с первоклассниками обсуждаются:
1) ситуации, показывающие необходимость постановки цели в труде (анализ смысла пословиц и поговорок типа «Кто в лес, кто по дрова», «Поди туда, не знаю куда; купи то, не знаю что»);
2) ситуации, показывающие важность планирования трудовых действий (анализ рассказа Б.Шергина «Акуля, что шьешь не оттуля?», пословиц типа «Семь раз отмерь, один раз отрежь»);
3) ситуации, демонстрирующие значимость наличия практических умений при выполнении работы (пословицы типа «Чем больше науки, тем умнее руки», «Чтобы не ошибиться, не надо торопиться»);
4) ситуации, показывающие необходимость разделения труда (анализ русской народной сказки «Федул и Маланья»);
5) ситуации, убеждающие младших школьников в важности оценивания работы (анализ пословиц типа «Всяк человек по делу познается», «Делаешь наспех — сделаешь на смех»).
Методика выявления особенностей деятельности
(по Н. И. Непомнящей [8, 152 — 154])
Первый этап. Экспериментатор рассказывает учащимся о том, что малышам очень хочется получить вертушки (показывает обрзец), а в магазине их нет. Затем спрашивает: «Хотите ли вы сделать для малышей вертушки?».
Получив утвердительный ответ, экспериментатор говорит, что девочки из младшей группы хотят, чтобы у них вертушки были сделаны из разноцветных полосок, а мальчики — чтобы вертушки были сделаны из полосок одного цвета, но одна вертушка была синей, другая красной и т. д. При этом взрослый поясняет, что девочки любят, чтобы у них все было разноцветное, скажем, платьице одного цвета, бантики — другого, а мальчики больше любят, чтобы все было одного цвета. Обозначим это как первое пожелание малышей. Кроме того, экспериментатор сообщает, что малыши — большие выдумщики. Ребята, которые ростом повыше, хотят, чтобы у них вертушки были сделаны из длинных полосок, а ребята, которые пониже, хотят вертушки, сделанные из коротких полосок. Это второе пожелание малышей.
Экспериментатор повторяет инструкцию как делать вертушки до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет все правильно. При этом фиксируются отношение ребенка к заданию, к малышам (например, действительно ли ребенок хочет помочь малышам или принимает задание формально) и особенности восприятия инструкции (внимание при ее прослушивании, желание ее усвоить, что и как запоминается).
Когда инструкция усвоена, взрослый рассказывает, как надо делать вертушку: режем полоски (при этом подчеркивается, что полоски должны быть ровными, поэтому резать их надо аккуратно); вырезанные полоски тщательно раскрашиваем, чтобы вертушки получились красивыми; затем складываем 2 — 4 полоски; острым концом ножниц протыкаем дырочку и вставляем палочку (на столе среди прочего рабочего материала лежат заготовленные палочки).
Перед изготовлением вертушек ребенку также говорится, что он может делать их по-разному. Например, нарезать больше полосок, а потом их раскрашивать (или чтобы другие ребята их раскрасили); вырезать и раскрашивать полоски, а вертушек собрать немного (чтобы их собрали другие ребята или он сам, но в следующий раз); вырезать, раскрасить полоски для одной вертушки, потом ее собрать, но тогда полосок будет нарезано немного.
Если ребенок предпочитает нарезать больше полосок, то это свидетельствует о том, что ведущим, выделяемым компонентом в предстоящей деятельности является объект, его получение; при выборе разрезания и раскрашивания — операция; стремление сделать вертушку свидетельствует о направленности деятельности на конечный продукт.
Второй этап. Когда ребенок приступает к действию, у него спрашивают, для кого он хочет это делать. Этот вопрос время от времени повторяется, при этом фиксируются следующие особенности действия:
а) соответствует ли избранный способ тому, что собирается делать ребенок, или же компоненты, выделяемые до выполнения деятельности и в процессе ее осуществления, не совпадают. Например, ребенок говорил, что будет делать вертушки, а сам нарезает много полосок либо вырезает и раскрашивает полоски, а вертушки делать не собирается;
б) отношение ребенка к разным этапам деятельности, качество выполняемых операций.
Все эти данные позволяют выявить, какой компонент деятельности играет (наряду с другими условиями) регулирующую роль.
Кроме того, фиксируется, насколько действия ребенка соответствуют пожеланиям малышей и его собственным намерениям. В случае расхождения выясняются причины: забывание пожеланий малышей (как в этом случае влияет напоминание об этих пожеланиях); подчиненность материалу, что выражается по-разному (например, ребенок решает резать длинные полоски, но от листа бумаги осталась короткая часть, и потому режутся короткие полоски, либо бумага режется не по длинной, а по короткой стороне); подчиненность предыдущему действию, т. е. ребенок вопреки своему намерению или замечанию взрослого продолжает делать то, что начал. Важно также фиксировать реакции, действия ребенка на указания взрослого по качеству вырезания, раскрашивания полосок, такие как «Вот тут видишь, как неровно вырезана полоска, малышам такая вертушка не понравится»; «Вот тут остались незакрашенные беленькие пятнышки».
Степень осознания ребенком своей деятельности определяется по следующим особенностям:
а) соотносит результат с пожеланиями малышей и собственными намерениями. Скажем, забывает об одном или обоих пожеланиях малышей или же об этих пожеланиях помнит, но не соотносит с тем, что получилось;
б) меняет собственные намерения, приспосабливая их к тому, что получилось;
в) замечает или нет расхождение намерений с тем, что получилось, и т. д.
Значимость для ребенка мотива «делать для малышей» определяется, во-первых, по тому, вспоминает ли он о них во время работы (например, говорит, что малышам это понравилось бы, что не хочет обидеть девочек и т. п.); во-вторых, по тому, меняются ли действия ребенка при напоминании экспериментатором пожеланий малышей, и если меняются, то как.
Очень важно обратить внимание, насколько в процессе эксперимента варьируются способы изготовления вертушек или же действия ребенка однообразны и даже стереотипны; в отношении каких аспектов деятельности происходит усовершенствование, накопление опыта (соотнесение с пожеланиями и намерениями, тщательность, удобство выполнения операций, эстетичность полосок, вертушек, скорость). Напомним: ребенок предупрежден, что времени у него не так много. Отмечается также, в отношении каких компонентов деятельности более выражены старательность, стремление усовершенствовать свои действия. Если таковые наблюдаются во всех компонентах, можно предположить наличие универсальности в структуре деятельности, т. е. значимость всех компонентов. Чтобы выявить наиболее значимые компоненты, ребенку также, например, говорят, что другие дети будут собирать вертушки, а он должен нарезать полоски или их раскрасить. И так проделывается со всеми компонентами деятельности.
Третий этап. После 20 — 25 минут работы и если ребенок не хочет ее прекратить, ему разрешается какое-то время ее продолжить. Затем его спрашивают:
а) что ему больше всего понравилось делать (при этом перечисляются этапы деятельности);
б) что он вообще больше любит делать (обычно дети называют что- либо связанное с выполненной деятельностью);
в) что он хотел бы делать в следующий раз;
г) почему он это делал и почему он хочет (если выражает такое желание) делать еще.
Сопоставление ответов ребенка до выполнения деятельности (например, выбор предпочитаемого компонента деятельности), особенностей ее реального осуществления (какой компонент деятельности играл наряду с другими условиями регулирующую роль, специфика этих условий), особенностей рефлексии (осознания) деятельности при ее осуществлении и ответов на вопросы по окончании деятельности дает довольно полное представление об особенностях осознания деятельностной сферы. В частности, при разной степени отстраненности сознания от реальной деятельности либо включении в последнюю и даже при противоречии в осознании деятельности в процессе ее осуществления, перед началом этого процесса и после. Эти моменты особо выделены в методике, ибо такого рода расхождения типичны для детей данного возраста и являются одной из существенных причин непроизвольности продуктивной деятельности. Наконец, ответы на вопросы, для чего, почему ребенок делал это наряду с его поведением и репликами в процессе деятельности, а также с тем, насколько он учитывает пожелания малышей, как меняются его действия при напоминании о малышах со стороны экспериментатора, позволяют выявить, насколько значимы для данного ребенка другие, т. е. в какой степени «делать для других» мотивирует деятельность, стимулирует ее совершенствование. Одни дети на вопрос «Почему ты хочешь делать вертушки?» отвечают: «Потому что мне это нравится делать», «Я люблю вырезать и раскрашивать», а другие: «Потому что я хочу сделать их для малышей». Чтобы проверить, насколько последний ответ не является формальным повторением инструкции или напоминанием взрослого во время работы, мы предлагаем создать конфликтную ситуацию. Например, сказать ребенку, что у него есть немного времени, что у него получается вырезать полоски, но малыши обидятся, если не будет раскрашенных полосок, или же сказать, что у него лучше получаются вертушки для мальчиков, но девочки обидятся, если у него не будет вертушек для них, а затем спросить: «Что ты хочешь делать?» Ответы в этих случаях (что подтвердилось в других экспериментах) действительно свидетельствуют о значимости других как мотивации деятельности.
Наконец, для выявления особенностей самооценки в ряде случаев (если соответствующие данные не были получены в предыдущих экспериментах) задавались такие вопросы: «Хорошо ли у тебя получилось?», «Все ли у тебя хорошо получилось?», «Что у тебя лучше получилось?»
ДИАГНОСТИКА УЧАСТИЯ В РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(целеполагающий и рефлексивно-оценочный компоненты «Работа», обозначенные на Волшебном компасе «РА»)
Модифицированная методика Л.А.Сухинской «Самооценка личного вклада в общее дело»
На этапе подведения итогов одного из общих дел первоклассников проводится самооценка личного вклада каждого.
Каждому ученику выдаются небольшие бумажные квадраты трех цветов: красный (обеспечил успех), синий (принимал участие), зеленый (не оказывал помощи), на которых написана его фамилия. Субъективная оценка предполагает анализ школьником своего личного вклада и выбор соответствующего квадрата. Объективная оценка, даваемая учителем и одноклассниками, сопоставляется с субъективной. Полное совпадение объективной и субъективной оценок определяется как адекватная самооценка. Их несовпадение свидетельствует о неадекватной оценке вклада.
ЭЛЕКТРОННЫЕ АДРЕСА САЙТОВ
ЦЕНТРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
http://profcenter.educom.ru
Городской портал профессиональной ориентации учащихся г. Москвы
http://www.csta.mosuzedu.ru
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» (Юго-Западный административный округ г. Москвы)
http://www.psykonvoy.ru
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гага-ринский» (Юго-Западный административный округ г. Москвы)
http://www.orientir.org
Центр профориентации «Ориентир» (Северо-Восточный административный округ г. Москвы)
http://profcompas.ru
Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» (Юго-Западный административный округ г. Москвы)
http://kompas.zouo.ru
Центр профориентации «Компас» г. Зеленоград
http://www.profcentre-souo.ru
Центр профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений Северного административного округа г. Москвы на базе ВСОШ №90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
- Гаврилычева Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника // Начальная школа. — 1994. — № 8.
- Журкина А.Я., Чистякова С.Н, Васильева Т.В. и др. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.
- Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников средствами профессиональных проб // Продуктивное обучение: тезисы семинара. — Кемерово, 1997.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
- Комплект программ профессиональных проб школьников (5 — 9 классы) / отв. ред. С.Н.Чистякова. — М., 1996.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. — М., 1992.
- Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / под ред. Е.Н.Жильцова, Н.Н.Нечаева. — М., 1989.
- Чистякова С. Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово, 1995.
- Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. — Кемерово, 2001.
- Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. — М., 2010.
< Предыдущая | Следующая > |
---|