Природное краеведение, как одно из направлений краеведческий деятельности в туристических походах по
Природное краеведение,
как одно из направлений краеведческой деятельности
в туристских походах по родному краю
Никулина Наталья Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №37»
г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области
Краеведение помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе, могут и должны быть в поле зрения ученика-краеведа. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края, неповторимой природой, памятниками архитектуры, возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам родной земли, ее природным особенностям и преданиям.
Среди многих форм, приемов и методов работы с обучающимися по краеведению (лекций, практических занятий и семинаров, краеведческих уроков и конференций, экскурсий и путешествий) особое место занимают туристские походы, которые дают возможность сразу приобщить подростка к экологии родного края, этнографии и археологии, географии и истории, искусству и литературе, а также многим другим отраслям знаний и науки.
Школьное краеведение является важным фактором нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания школьников, способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Краеведческую работу в МБОУ «ООШ №37» под руководством учителей ведут сами учащиеся. При этом объем, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений, расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников. Формы краеведческой работы разнообразны: кружки, экскурсии, туристские походы, конкурсы, встречи с краеведами и т.д. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, ведение дневников в походах, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность.
Краеведение – это и школа познания, и школа воспитания культурой, и школа становления и закрепления представлений о взаимосвязи природы и общества, о взаимосвязи наук. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу.
У культуры, как и у растения, есть не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Краеведение придает любой местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, то есть открывает в ее прошлом что-то совершенно новое и ценное.
Краеведение – одна из самых комплексных наук, и юные краеведы могут приложить свои силы и знания в исследовании исторических документов и фактов, экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, почвы, гидросферы, природных сообществ, заболеваний у людей, растений и животных, связанных со сложной экологической обстановкой, культовых сооружений, памятников культуры и природы, отдельных элементов и компонентов природы (растений, животных, ландшафтов, рек и озер, ледников и снежников, явлений природы и т.д.).
В краеведческой деятельности определились особые направления краеведения – экологическое, историческое, географическое, литературное и другие, при этом основными задачами краеведа остаются: природоохранная деятельность, просветительская, научная, памятникоохранная.
Краеведческой деятельностью в нашей школе занимаются не только на уроках биологии, географии, истории, но и ведется систематическая работа во внеурочное и каникулярное время. На протяжении нескольких лет в школе существует туристский клуб «Азимут». Программа данного клуба предусматривает получение не только теоретических знаний по экологии и истории родного края в течение учебного года, но и отработка умений на практике. Для этого в летний период времени организуются многодневные туристские походы в горы Кузнецкого Алатау. Обучающиеся живут в походных условиях, изучают природные особенности данной местности, отрабатывают навыки поведения в природе, на воде, выживания в экстремальных условиях.
На основе материалов, собранных во время путешествия обучающиеся в течение учебного года выполняют разнообразные работы: составление маршрутов, творческих отчетов, гербариев, выступлений с сообщениями об интересных природных явлениях, написание исследовательских работ.
Возрастной состав участников туристских походов всегда разнообразен, что благотворно влияет на микроклимат в коллективе, учит детей взаимовыручке, помощи, имеет большое воспитательное значение.
Природное краеведение – это один из путей формирования у обучающихся интереса и склонности к полевой исследовательской работе, патриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Сущность школьного природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для подростков методов исследования физико-географических наук.
Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи изучаются в развитии, то есть с естественно-исторических позиций. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу данного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Закономерная взаимосвязь и сочетание компонентов определяют формирование на земной поверхности различных по величине единых неразрывных систем природно-территориальных комплексов. Самым крупным из них является географическая (ландшафтная) оболочка Земли. Географическая оболочка делится на природно-территориальные комплексы разного порядка. Основной ступенью этого деления является ландшафт.
В пределах одного ландшафта можно исследовать более мелкие структурные его части. Площадь одного ландшафта может измеряться несколькими тысячами или сотнями квадратных километров. Поэтому можно считать, что школьные краеведческие исследования проводятся в основном в пределах одного ландшафта, а комплексная физико-географическая характеристика края является характеристикой ландшафта. Элементы ее можно вычленить, исходя из определений, которые даются географическому ландшафту в специальной литературе. Для краеведческих целей наиболее удобно называть географическим ландшафтом естественно ограниченную «конкретную территорию, однородную по происхождению и истории развития, обладающую единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом и единообразным сочетанием гидротермических условий, почв и биоценозов».
Общая физико-географическая характеристика края включает следующие разделы: геологическое строение, рельеф; климатические условия; гидрологические условия; почвенный покров; растительность; животный мир. Данные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы в туристских многодневных походах и экспедициях. Попутно с этим могут быть выявлены местные природные достопримечательности и памятники природы, требующие особенно пристального внимания краеведов и экологов, более подробного исследования и их охраны.
< Предыдущая | Следующая > |
---|