Программа внеурочной деятельности "Игровое многоборье"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 37»



Программа внеурочной деятельности

«Игровое многоборье»

спортивно-оздоровительное направление

для обучающихся 1-4 классов

Составитель: Иванов Константин Владимирович,

учитель физической культуры

2013 - 2017 г.г.

Введение

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Игровое многоборье»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа-2100».

Программа рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:

1 класс – 33 занятия по 1 занятию в неделю;

2-4 классы – 34 занятия по 1 занятию в неделю.

Цель программы: оптимизация двигательной активности младших школьников во внеурочное время.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Пояснительная записка

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).

Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.

Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.

Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

Ценностные ориентиры содержания курса спортивно-оздоровительного направления «Игровое многоборье»

Содержание курса спортивно-оздоровительного направления  «Игровое многоборье» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Тематическое планирование

1 год обучения – 33 часа

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Цель занятия

Место проведения

Оборудование

план

факт

Игры на взаимодействие между учащимися

1

Мир движений

1

Формирование в мире движений, их роль сохранение здоровья

Малый спортзал

2

Красивая осанка

1

Формирование правильной осанки

Малый спортзал

3

Учись быстроте

1

Развитие ловкости

Малый спортзал

4

Сила нужна каждому

1

Развитие силы

Малый спортзал

5

Ловкий. Гибкий

1

Развитие гибкости и ловкости

Малый спортзал

6

Веселая скакалка

1

Развитие ловкости и внимания

Малый спортзал

7

Сила нужна каждому

Развитие выносливости и силы

Малый спортзал

8

Развитие быстроты

1

Развитие быстроты

Малый

9

Кто быстрее?

1

Развитие скоростных качеств

спортзал

10

Скакалочка-выручалочка

1

Развитие силы

Малый спортзал

11

Ловкая и коварная гимнастическая палка

1

Развитие ловкости

Малый спортзал

12

Команда быстроногих «Гуси-лебеди»

1

Развитие силы и ловкости

Малый спортзал

13

Выбираем бег

1

Развитие скоростных качеств

Малый спортзал

14

Метко в цель

1

Развиваем меткость и координацию

Малый спортзал

15

Путешествие

по островам

1

Развитие меткости

Малый спортзал

16

Развиваем точность движений

1

Развитие глазомера и точности

Малый спортзал

17

Горка зовет

1

Развитие физических качеств

Школьная площадка

18

Зимнее солнышко

1

Развитие выносливости

Школьная площадка

19

Зимнее солнышко

1

Развитие выносливости и скорости

Школьная площадка

20

Штурм высоты

1

Развитие выносливости

Школьная площадка

21

Снежные фигуры

1

Развитие ловкости

Школьная площадка

22

Закрепление. Игры на свежем воздухе

1

Развитие выносливости

Школьная площадка

23

Мы строим крепость

1

Развитие физических качеств

Школьная площадка

24

Мы строим крепость

1

Развитие выносливости

Школьная площадка

25

Игры на снегу

1

Развитие скоростных качеств

Школьная площадка

26

Удивительная пальчиковая гимнастика

1

Развитие ловкости

Малый спортзал

27

Развитие скоростных качеств

Развитие скоростных качеств

Малый спортзал

28

Развитие выносливости

1

Развитие быстроты и реакции

Малый спортзал

29

Развитие реакции

1

Развитие быстроты, скорости, реакции

Малый спортзал

30

Удочка

1

Развитие выносливости

Малый спортзал

31

Прыжок за прыжком

1

Развитие быстроты и ловкости

Малый спортзал

32

Мир движений и здоровья

1

Развитие скоростных качеств

Малый спортзал

33

Мы стали быстрыми, ловкими и сильными

Развитие ловкости

Малый спортзал

2 год обучения – 34 часа

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

Цель  занятия

Место проведения

Оборудование

План.

Факт.

1

Игры с элементами легкой атлетики

«Осенний марафон»

1

Формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях

Малый спортзал

Палочки

2

Игра «Чай-чай выручай»

1

Развитие быстроты и ловкости, формирование чувства коллективизма

Малый спортзал

3

Игра «День и ночь»

1

Совершенствование быстроты  реакции на слуховые сигналы

Малый спортзал

4

Игра «Вызовы»

1

Воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости и взаимовыручки

Малый спортзал

5

Игра «Гонка мячей по кругу»

1

Совершенствование навыков  ловли и передачи мяча, развитие  быстроты реакции и ориентировки

Малый спортзал

Мячи

6

Прыжки в длину

1

Развивать навык прыжков на одной и двух ногах

Малый спортзал

Мел

7

Игра «Караси и щука»

1

Воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии

Малый спортзал

8

Игра «Кто выше?»

1

Развитие внимания, ловкости; умения соблюдать правила ТБ

Малый спортзал

Резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов

9

Игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик»

1

Усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании

Малый спортзал

Подвесной мячик

10

Ритмическая гимнастика

игра ««Веселые ладошки»»

1

Совершенствовать навык детей в перестроениях; развивать чувство ритма

Малый спортзал

11

Игра «Веселый зоопарк»

1

Развивать умение передавать движения животных в ритмичном танце

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

12

Игра «Красивая спина»

1

Развитие правильной осанки, умения правильно ходить

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

13

Игра «Дружные ребята»

1

Проверить координацию движений ребёнка

Малый спортзал

Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи

14

15

Игра «Веселый сапожок»

2

Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

16

17

18

Игра"Непоседы"

3

Разучивание комплекса составленного совместно с детьми

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

19

Игра «Ритмическая мозаика»

1

Закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

20

Скользящий шаг с палками

1

Воспитание умения владеть собой, освоение техники скользящего шага, развитие быстроты

Школьная площадка

Лыжи с палками

21

Игра «Царь горы»

1

Развитие выносливости, умение соревноваться

Школьная площадка

22

Повороты на месте и в движении

1

Развитие координационных способностей

Школьная площадка

Лыжи

23

Игра «Попади в цель»

1

Развивать глазомер, ловкость

Школьная площадка

24

Игры по выбору обучающихся

1

Развитие   коммуникативных способностей

Школьная площадка

По выбору

25

Эстафета «Снежный город»

1

Развитие выносливости, умение соревноваться

Школьная площадка

Кегли, флажки, санки

26

Лыжная эстафета

1

Развитие двигательных качеств, умение участвовать в эстафете

Школьная площадка

Лыжи без палок

27

Игры и эстафеты с мячами

1

Развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре

Малый спортзал

Мячи разных размеров

28

Игра «Класс, смирно!»

1

Усвоение строевых команд  и перестроения, воспитание внимания и быстроты  реакции.

Малый спортзал

29

Броски мяча в корзину

1

Развитие меткости

Малый спортзал

Мячи

30

Игра «Боулинг»

1

Развитие меткости, внимания

Малый спортзал

Кегли, мячи

31

Игра «Картошка»

1

Развивать быстроту реакции, умение ловить мяч

Малый спортзал

Мяч

32

Соревнование по прыжкам через скакалку

1

Развивать умение прыгать через скакалку

Малый спортзал

Скакалки

33

Игра «Веселые пингвинята»

1

Развивать умение быстро передвигаться с мячом

Малый спортзал

Мячи

34

Игра «Солнышко»

1

Развивать умение высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение

Малый спортзал

Обручи и гимнастические палки

3 год обучения – 34 часа

дата

Тема занятия

кол-во

часов

Цели занятия

Место проведения

Оборудование

план

факт

1

Игра «Метатели»

1

Развитие меткости, внимания, быстроты реакции

Малый спортзал

Мячи

2

Игра «Пустое место»

1

Развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег

Малый спортзал

3

Игра « У ребят порядок строгий»

1

Развитие двигательных навыков

Малый спортзал

4

Игра «К своим флажкам»

1

Развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег

Малый спортзал

Флажки

5

Игра «Прыгающие воробушки»

1

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Малый спортзал

Обручи, мешки

6

Веселые старты «Лабиринт»

1

Развитие выносливости, умение соревноваться

Малый спортзал

Кегли, мячи, мешки, обручи

7

«Прыжки по полосам»

1

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках

Малый спортзал

8

«Играй, играй, мяч не теряй»

1

Развивать умение быстро передвигаться с мячом

Малый спортзал

Мячи

9

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега

1

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Малый спортзал

10

«Исправь осанку»»

1

Формирование правильной осанки через систему ритмических упражнений

Малый спортзал

11

12

Упражнения на согласованность движений с музыкой

2

Работа  над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

13

Игра  «Зайцы в огороде»

1

Развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Малый спортзал

14

15

16

Разучивание комплекса ритмических упражнений с лентой «Осенний лес»

3

Формирование правильной осанки;  развитие координационных способностей, внимания

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение, ленты

17

Ритмические упражнения с обручами

1

Развитие координационных способностей и двигательных навыков

Малый спортзал

Обручи

18

Игра «Верёвочка под ногами»

1

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках

Малый спортзал

Скакалка

19

«Гимнасты»

1

Разучивание комплекса составленного совместно с детьми

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение, мячи

20

Одновременный двухшажный ход

1

Развивать двигательную активность; выносливость

Школьная площадка

Лыжи

21

Поворот переступанием

1

Развивать двигательную активность; координацию движений

Школьная площадка

22

Игра «Защита укрепления»

1

Развивать двигательную активность, умение сотрудничать

Школьная площадка

23

Игра «Перевозка груза»

1

Развивать двигательную активность, умение сотрудничать

Школьная площадка

Санки, гимнастические палки

2425

Игры на развитие скорости

«Верхом на клюшке»

2

Развивать двигательную активность; координацию движений

Школьная площадка

Клюшка

26

Игра – соревнование

«Не уступлю горку!»

1

Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде

Школьная площадка

27

Игры на внимание и быстроту «Поезд»

1

Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде

Малый спортзал

Кегли

28

Игры с прыжками и бегом

«Прыгуны и пятнашки»

1

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Малый спортзал

29 3031

«Веселые старты»

Старт группами

Командный бег

3

Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде

Малый спортзал

Кегли, мячи, обручи

32

«Мини-гандбол»

1

Развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

Малый спортзал

33

34

Повторение изученных игр

2

Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству

Малый спортзал

По выбору

4 год обучения - 34 занятия

Дата

Тема занятий

Кол-во

часов

Цель занятия

Место проведения

Оборудование

План.

Факт.

1

2

3

Встречная эстафета.

«Волк и ягненок»

«Кто раньше»

3

Формирование ЗОЖ через участие в подвижных играх; овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

Малый спортзал

Флажки, эстафетные палочки

4

5

Эстафета со скакалкой.

Смена номеров

2

Развитие быстроты, ловкости, силы, внимания, координации

Малый спортзал

Скакалки

6

7

Погоня по кругу.

«Перебежки»

2

Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде

Малый спортзал

Жгут

8

9

«Рыбная ловля»

Игровые упражнения с малыми мячами.

2

Развитие координационных  способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

Малый спортзал

Теннисные мячи

10

Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения)

1

Развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение

11

Игра на развитие гибкости тела

«Гимнасты»

1

Совершенствование комплекса составленного совместно с детьми

Малый спортзал

Мячи, гимнастические палки

12

13

Упражнения с элементами хореографии и танца;

Игры с лентами «Осенний лес»

2

Формирование правильной осанки;  развитие координационных способностей, внимания

Малый спортзал

Музыкальное сопровождение, ленты

14

15

«Прыгающие воробушки»

«Прыжки по полосам»

2

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Малый спортзал

16

17

18

уУражнения с предметами: лентой, обручем, мячом

3

Развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ

Малый спортзал

Ленты, обручи, мячи

19

Соревнование «Лабиринт»

1

Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

Малый спортзал

Скакалки, мешки, обручи, музыкальное сопровождение

20

Эстафета 4х50 без лыжных палок

1

Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде

Школьная площадка

21

Игра «Два мороза»

1

Воспитание чувства товарищеской взаимопомощи;  совершенствование умения бегать быстро, легко изменяя скорость и направление движений

Школьная площадка

22

23

Подбирание предметов во время спуска в низкой стойке;

«Кто дальше уедет»

2

Развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ

Школьная площадка

Кегли

24

Игра «Заяц без логова»

1

Совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности

Школьная площадка

25

Передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности

1

Развитие выносливости

Школьная площадка

26

Игра "Снайперы"

1

Развитие быстроты, ловкости, координации движений

Малый спортзал

27

"Перетягивание через черту"

1

Развитие выносливости, силы, согласованности

Малый спортзал

28

"Эстафета с лазаньем и перелезанием"

1

Развитие быстроты, ловкости, координации движений

Малый спортзал

Гимнастические скамейки

29

30

31

Бег с мячом

Бег по линиям

«День» и «Ночь»

3

Совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности

Малый спортзал

Мячи

32

Кто точнее?

1

Научиться метко метать мяч

Малый спортзал

Мячи

3334

«Пионербол»

2

Совершенствование навыков ловли мяча через сетку

Малый спортзал

Волей

больная сетка

Планируемые результаты

внеурочной  деятельности спортивно – оздоровительного направления

«Игровое многоборье»

К концу 1 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр;
  • формирование представлений об этических идеалах и ценностях;
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений  в соответствии с изученными правилами.
  • Соблюдать санитарно-гигиенические правила, режим дня;
  • Понимать  необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения
  • демонстрировать уровень физической подготовленности
  • Сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • Знать различные виды игр;
  • Выполнять правила игры.

К концу 2 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • определять уровень развития физических качеств;
  • договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая разные точки зрения;
  • проявлять инициативу в выборе и проведение подвижных игр.
  • Управлять своими эмоциями;
  • Взаимодействовать с коллективом, находить компромисс, слушать и понимать других;
  • Раскрывать на примерах личностного опыта положительного влияния подвижных игр на физическое, личностное, социальное развитие.

  • Выполнять  комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;
  • Соблюдать режим дня и правила личной гигиены.

К концу 3 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных игровых ситуациях;
  • взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми;

  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • Управлять своими эмоциями;

  • Знать  о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
  • Знать и использовать комплексы ритмической гимнастики;
  • Владеть различными формами игровой деятельности.

К концу 4 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • Готовность  к преодолению трудностей;
  • Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма;
  • Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.
  • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • Понимать  необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения
  • Оказание моральной поддержки сверстникам  во время соревнований.
  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
  • играть по   упрощенным правилам спортивные игры;
  • самостоятельно  организовывать и проводить спортивные соревнования;
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга.

Материально – техническое обеспечение

  • козел гимнастический,
  • перекладина гимнастическая (пристеночная),
  • стенка гимнастическая,
  • скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
  • комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
  • мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
  • палка гимнастическая,
  • скакалка детская,
  • мат гимнастический,
  • коврики: гимнастические, массажные,
  • кегли,
  • обруч пластиковый детский,
  • планка для прыжков в высоту,
  • стойка для прыжков в высоту,
  • флажки: разметочные с опорой, стартовые,
  • лента финишная.

Список литературы

1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2012.

2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2011.

3. Сборник нормативных документов Физическая культура,  Москва, Дрофа, 2012.

4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2011.

5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004.

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .