Детские страхи. Почему они возникают? Как их преодолеть?
Детские страхи и тревоги.
Синягина Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва
В конце 2008 года мне пришлось консультировать несколько родителей по поводу страхов их детей. Так собрался незначительный материал, который может быть будет полезен родителям, и педагогам, воспитателям.
Последнее время обострилась проблема детских страхов. Есть данные, что страх перед смертью в обществе в период с 1980 года по настоящее время возрос в 20 раз. Дети, испытывающие это чувство более тревожны, менее адаптивны, менее направлены на продуктивное личностное развитие.
Следует знать, что страхи, проявляющиеся в разные периоды жизни человека ведут свое начало из детства.
При этом с точки зрения психологической науки страх нельзя относить к негативному чувству. Именно страх помогает человечеству выжить. Раньше он защищал от диких животных, от стихии, проклятия богов. Сегодня также выполняет защитную функцию – например, не заходить далеко в воду при купании – страх утонуть, при переходе дороги, ночных передвижениях и др.
Наиболее частые страхи.
Страх темноты возникает от развивающегося бурного воображения, которое именно в темноте позволяет в знакомых предметах видеть страшные чудовища, различать незнакомые, пугающие звуки. Оставляя в детской комнате незначительное освещение, например включенный ночник, купленный вместе с ребенком, можно не провоцировать эти страхи или избавиться от них, если они только появились.
Обратите внимание на спальню ребенка – это должно быть действительно спальное место – место уединения, спокойствия и тишины. Если же это склад игрушек, ребенок, вместо того, чтоб быстро и спокойно уснуть получает порцию адреналина.
Учитывайте и то, что уже на уровне статистики зарегистрировано, что современные дети стали меньше спать – 20% детей спят на 2-5 часов меньше чем их родители в том же возрасте, поэтому, укладывая ребенка спать, когда он еще этого не хочет, вы провоцируете его страхи. То же самое и с ранним просыпанием – постарайтесь научить ребенка просыпаться самому, умению заниматься своими утренними делами – умывание, переодевание, складывание своих вещей, утренним играм. Оставляйте ему и ранний завтрак. Такая самостоятельность не только на пользу ребенку, но и позволит вам отдохнуть.
Страшные сны видят все люди - взрослые и дети. Их отличает лишь реакция на такие сны. Взрослые, имеющие значительный опыт таких снов, осознают, что они мало соотносятся с реальностью и просто делятся ими со своими близкими на досуге. Ребенок пугается таких снов, может проснуться и даже закричать во сне, его страшные сны вызывают у него острые и неприятные переживания. Надо понимать, что страшные сны помогают ребенку справиться с негативными переживаниями и страхами его повседневной жизни. Постарайтесь отнестись к таким снам более внимательно, особенно если это происходит часто и влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Анализируя причину ночных кошмаров, постарайтесь найти их причину не только внутреннем мире ребенка, но и особенности его жизни в семье, в его проблемы в детском саду, с бабушками-дедушками.
Достаточно частый и долговременный страх, что ребенка отдадут кому-либо (в детский дом, милиционеру, волку, чужому дяде...), часто провоцируется самими родителями, которые сердясь на него пугают этим действием. Дети же, в силу особенностей возраста, реально в это верят и такой страх может сохраниться на всю жизнь. Будьте осторожны в выборе способов наказания ребенка за проступки, вы должны сформировать у него понимание, что он самый любимый, что он – ваш и так будет всегда.
Иногда страхи возникают из-за непонимания ребенком ситуации, например, некоторых детей пугают ситуации из сказки. Так, дети не всегда понимают, дети не понимают, зачем родители отводят своих детей в страшный лес…(сказки «Морозко», «Мальчик-с-пальчик»), зачем Красную шапочку через страшный лес одну отправляют к бабушке и др. При чтении сказок следует уделять внимание их обсуждению и разъяснять ребенку их суть на доступном и понятном ему языке.
Где-то к 6 годам у ребенка обычно возникает страх смерти. Это происходит во время активного его включения в реальную действительность – начинается более самостоятельный период его развития, он готовится к школе, расширяется круг его друзей, знакомых, стираются границы между сказкой и бытием. Развивается абстрактное мышление, расширяется кругозор, сфера понимания, осознаются понятия семьи, дома, жизни. Ребенок познает, что люди могут болеть, страдать и умирать и начинает этого бояться, не соотнеся с возрастом, ему кажется, что он умрет или умрут его близкие. Ребенок, пугаясь этого, много плачет, замыкается в себе, мало спит или испытывает ночные кошмары. Это так называемый «пожизненный страх». В последствии, он будет обостряться в подростковом возрасте, в молодости и преклонном возрасте. Разумное поведение с ребенком, разговоры о том, что способствует здоровью, долгожительству, примеры из собственной семьи помогают снизить уровень такого страха.
Достаточно распространенным является и страх школы – ребенок боится новой обстановки, новых людей, не хочет оказаться плохим или глупым, боится отрицательной учительницы, его пугает, что он сделает что-то не так и тогда мама рассердится… Часто такие страхи приводят к уходу в болезнь. Для преодоления этого как можно чаще приводите ребенка в разные группы развития, подготовки к школе, поддерживайте его активность во взаимодействии с другими детьми и людьми, поощряйте и хвалите его, обращайте внимание, что другие тоже видят его позитивную активность и интерес.
Следует знать что для каждого возраста характерны и другие возрастные страхи. Так, в 3-5лет страшные сны могут сопровождаться дневными страхами одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7лет ребенка могут беспокоить страхи, связанные с машинами, самолетами, ураганами, наводнениями. В 7-10лет дети часто видят во сне потусторонние силы и это может свидетельствовать о глубинном страхе смерти.
Разные страхи могут иметь разные последствия. Одним из серьезных таких последствий является стресс (от англ. – давление, напряжение) – используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса).
Первоначально термин использовался в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма на неблагоприятное воздействие (Г.Селье). Например при выявлении так называемого «общего адаптационного синдрома» - пятиклассник в общей школе, первоклассник после садика в школу…
Сейчас – обозначает описание состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом и поведенческом уровнях например, непроизвольное мочеиспускание при неожиданной ситуации, и уже потом – реакция поведенческая.
Стрессоры бывают 2 видов:
- Ø физиологический – чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и др.
- Ø психологический – действующий своим сигнальным значением - угрозой, опасностью, обидой и др. При этом выделяют информационный и эмоциональный психологические стрессоры.
Информационный – возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в необходимом темпе при высокой ответственности за это решение.
Эмоциональный - проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и др. Формы эмоционального стрессора – импульсивная, тормозная, генерализованная – все они приводят к изменениям протекания психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного, речевого поведения.
Стресс может оказывать как положительное – МОБИЛИЗУЮЩЕЕ – так и ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ - влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтомуоптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих возникновение стрессов.
Наши исследования позволили определить, что тревожит современных детей (опрашивали детей 4-7 лет), чего они больше всего боятся? Оказалось:
34,7% - разлука с близкими,
25,5% - развод родителей,
54,8% - теракты,
46% - болезни, смерть, война,
33% - катастрофы,
27,6% - безденежье
Как быть?
Не ругайте ребенка за его страхи, вспомните свои детские страхи и поделитесь ими с ним. Объясните, что бояться – это нормально, что взрослые тоже боятся. И знайте, чем реже улыбаются мама, близкие, тем больше страхов возникает у ребенка.
Для помощи в решении проблемы разработана компьютерная программа, размещенная на СD-диске, «Программа профилактики стресса и тревожности как основа формирования толерантности в педагогической деятельности», составленная по типу методической разработки. Она состоит из 25 цветных динамичных слайдов, содержащих цветовой зрительный ряд, наполненный соответствующим содержанием. Программа носит обучающий характер, содержат рекомендательный компонент, контрольные вопросы и список литературы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|