Детские страхи. Почему они возникают? Как их преодолеть?

Детские страхи  и тревоги.

Синягина Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва

В конце 2008 года мне  пришлось консультировать несколько родителей по поводу   страхов их детей. Так собрался незначительный материал, который может быть будет полезен родителям, и педагогам, воспитателям.

Последнее время обострилась проблема детских страхов. Есть данные,  что страх перед смертью в обществе в период  с 1980 года по настоящее время возрос в 20 раз. Дети, испытывающие это чувство более тревожны, менее адаптивны, менее направлены на продуктивное личностное развитие.

Следует знать, что страхи, проявляющиеся в разные периоды жизни человека ведут свое начало из детства.

При этом с точки зрения психологической науки страх нельзя относить к негативному чувству. Именно страх помогает человечеству выжить. Раньше он защищал от диких животных, от стихии, проклятия богов. Сегодня также выполняет защитную функцию – например, не заходить далеко в воду при купании – страх утонуть,  при переходе дороги, ночных передвижениях и др.

Наиболее частые страхи.

Страх темноты возникает от развивающегося бурного воображения, которое именно в темноте позволяет в   знакомых предметах видеть   страшные чудовища, различать незнакомые, пугающие звуки.  Оставляя в детской комнате незначительное освещение, например включенный   ночник, купленный вместе с ребенком, можно не провоцировать эти страхи или избавиться от них, если они только появились.

Обратите внимание на спальню ребенка – это должно быть действительно спальное место – место уединения, спокойствия и тишины. Если же это склад игрушек,   ребенок, вместо того, чтоб быстро и спокойно уснуть получает   порцию адреналина.

Учитывайте и то, что уже на уровне статистики зарегистрировано, что современные дети стали меньше спать – 20% детей спят на 2-5 часов меньше чем их родители в том же возрасте, поэтому, укладывая ребенка спать, когда он еще этого не хочет, вы провоцируете его страхи. То же самое и с ранним просыпанием – постарайтесь научить ребенка просыпаться самому, умению заниматься своими утренними делами – умывание, переодевание, складывание своих вещей, утренним играм. Оставляйте ему и ранний завтрак. Такая самостоятельность не только на пользу ребенку, но и позволит вам отдохнуть.

Страшные сны видят все люди -   взрослые и дети. Их отличает лишь реакция на такие сны. Взрослые, имеющие значительный опыт таких снов, осознают, что они мало соотносятся с реальностью и просто делятся ими со своими близкими на досуге.  Ребенок пугается таких снов, может проснуться и даже закричать во сне, его страшные сны вызывают  у него острые и неприятные   переживания. Надо понимать, что страшные сны помогают ребенку  справиться с негативными переживаниями и страхами его повседневной жизни. Постарайтесь отнестись к таким снам более внимательно, особенно если это происходит часто и влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Анализируя причину ночных кошмаров, постарайтесь найти их причину     не только внутреннем мире ребенка, но и особенности его жизни в семье, в его проблемы в детском саду, с бабушками-дедушками.

Достаточно частый и долговременный страх, что ребенка отдадут кому-либо (в детский дом, милиционеру, волку, чужому дяде...), часто провоцируется самими родителями, которые сердясь на него пугают этим действием. Дети же, в силу особенностей возраста, реально в это верят и такой страх может сохраниться на всю жизнь. Будьте осторожны в выборе способов наказания ребенка за проступки, вы должны сформировать у него понимание, что он самый любимый, что он – ваш и так будет всегда.

Иногда страхи возникают из-за непонимания ребенком ситуации, например,  некоторых детей пугают ситуации из сказки. Так, дети не всегда понимают, дети не понимают, зачем родители отводят своих детей в страшный лес…(сказки «Морозко»,  «Мальчик-с-пальчик»), зачем Красную шапочку через страшный лес одну отправляют к бабушке и др. При чтении сказок следует уделять внимание их обсуждению и разъяснять ребенку их суть на доступном и понятном ему языке.

Где-то к 6 годам у ребенка обычно возникает страх смерти. Это происходит во время активного его включения   в реальную действительность – начинается более самостоятельный период его развития, он готовится к школе, расширяется круг его друзей, знакомых,  стираются границы между сказкой и бытием. Развивается абстрактное мышление, расширяется кругозор, сфера понимания, осознаются понятия семьи, дома, жизни. Ребенок познает, что люди могут болеть, страдать и умирать и начинает этого бояться, не соотнеся с возрастом, ему кажется, что он умрет или умрут его близкие. Ребенок, пугаясь этого, много плачет, замыкается в себе, мало спит или испытывает ночные кошмары. Это так называемый «пожизненный страх». В последствии, он  будет обостряться в подростковом возрасте, в молодости и преклонном возрасте. Разумное поведение с ребенком, разговоры о том, что способствует здоровью, долгожительству, примеры из собственной семьи помогают снизить уровень такого страха.

Достаточно распространенным является и страх школы – ребенок боится новой обстановки, новых людей, не хочет оказаться   плохим или глупым, боится отрицательной   учительницы, его пугает, что он сделает что-то не так и тогда мама рассердится… Часто  такие страхи приводят к уходу в болезнь. Для преодоления этого как можно чаще приводите ребенка в разные группы развития, подготовки к школе, поддерживайте его активность во взаимодействии с другими детьми и людьми, поощряйте и хвалите его, обращайте внимание, что другие тоже видят его позитивную активность и интерес.

Следует знать что для каждого возраста характерны и другие  возрастные страхи. Так, в 3-5лет страшные сны могут сопровождаться дневными страхами одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7лет ребенка могут беспокоить страхи, связанные с машинами, самолетами, ураганами, наводнениями. В 7-10лет дети  часто видят во сне потусторонние силы и это может свидетельствовать о глубинном страхе  смерти.

Разные страхи могут иметь разные последствия. Одним из серьезных таких последствий является стресс (от англ. – давление, напряжение) – используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса).

Первоначально термин использовался в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма на неблагоприятное воздействие (Г.Селье). Например при выявлении так называемого «общего адаптационного синдрома» - пятиклассник в общей школе, первоклассник после садика в школу…

Сейчас – обозначает  описание состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом и поведенческом уровнях например, непроизвольное мочеиспускание при неожиданной ситуации, и уже потом – реакция поведенческая.

Стрессоры бывают 2 видов:

  • Ø физиологический – чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и др.
  • Ø психологический –   действующий своим сигнальным значением - угрозой, опасностью, обидой и др. При этом выделяют информационный и эмоциональный психологические стрессоры.

Информационный – возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в необходимом темпе при высокой ответственности за это решение.

Эмоциональный -  проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и др. Формы эмоционального стрессора – импульсивная, тормозная, генерализованная – все они приводят к изменениям протекания психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного, речевого поведения.

Стресс может оказывать как положительное – МОБИЛИЗУЮЩЕЕ – так и ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ -  влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтомуоптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих возникновение стрессов.

Наши исследования позволили определить, что тревожит современных детей (опрашивали детей 4-7 лет), чего они больше всего боятся? Оказалось:

34,7% - разлука с близкими,

25,5% - развод родителей,

54,8% - теракты,

46% - болезни, смерть, война,

33% - катастрофы,

27,6% - безденежье

Как быть?

Не ругайте ребенка за его страхи, вспомните свои детские страхи и поделитесь ими с ним. Объясните, что бояться – это нормально, что взрослые тоже боятся. И знайте, чем реже улыбаются мама, близкие, тем больше страхов возникает у ребенка.

Для  помощи в решении    проблемы   разработана   компьютерная   программа, размещенная на СD-диске,   «Программа профилактики стресса и тревожности как основа формирования толерантности в педагогической деятельности»,    составленная по типу методической разработки. Она состоит из 25 цветных динамичных слайдов, содержащих цветовой  зрительный ряд, наполненный соответствующим содержанием. Программа носит обучающий характер, содержат рекомендательный компонент, контрольные вопросы и список литературы.

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .