Жестокое обращение в семье недопустимо!
Актуальность |
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно (Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ, ст.3). |
Трудную для человека жизненную ситуацию можно определить как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающуюпривычную жизнедеятельность(Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.). |
К. Флейк - Хобсон выделяет для детей раннего и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска. 1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: |
- враждебная, жестокая семья; - эмоционально отвергающая семья; - не обеспечивающая надзора и ухода семья; - негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); - чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); - появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра); - противоречивое воспитание или смена типа; - чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). |
Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: |
- помещение в чужую семью; - направление в детское учреждение; - госпитализация. |
Существуют и другие виды трудных жизненных ситуаций. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖЕСТОКОСТИ В
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Синягина Наталья Юрьевна - доктор психологических наук, профессор директор ФГНУ «Центр исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи»
Я представляю центр, который занимается проблемами детей и молодежи разного социального статуса и социальной направленности - от детей, находящихся на исправлении в спецучреждениях закрытого и открытого типа до одаренной и талантливой молодежи. Много лет как исследователь я занимаюсь проблемой жестокости в детско-родительских отношениях, имею ряд публикаций в этом направлении и за программу «Детство без слез» в 1998 году отмечена 3 Премией Памяти Матери Терезы. Самое приятное, что эту премию я получала в этом здании, в этом зале.
Сразу оговорюсь, что я не практик и впрямую не занимаюсь проблематикой детей сирот и интернатных семей. В своем кратком вступлении я приведу данные собственных исследований разных лет и результаты изучения проблемы зарубежными коллегами.
Постараюсь остановиться и на некоторых рекомендациях и предложениях.
Проблема взаимодействия детей и взрослых сложна и многогранна, недаром она многие сотни, даже тысячи лет стоит перед людьми.
Одни склонны видеть корни этой проблемы в кризисе института семьи, другие - в кризисе самого российского общества. Но сегодня я приведу исследования и вы увидите, что и в достаточно благополучных странах существуют сложные и противоречивые детско-родительские отношения, выявляется значительный процент жестокого обращения к детям.
Жестокое отношение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию этого ребенка наносится ущерб. Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. При этом, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.
В психологии более частое применение находят синонимы термина “жестокость” - ”агрессия” и “деспотизм”. В русском языке есть и другие синонимы слову “жестокость”: немилосердный, безжалостный, не знающий сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий и др. В англоязычной психологической литературе основными терминами являются собирательные “abuse” (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и “neglect” (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы).
Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45 - 49% российских семей. Однако если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и так далее, то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивается с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.
Есть данные, что насилие в отношении к детям имеет поколенческий характер: 98% мужчин, которые относятся к детям с жестокостью, были свидетелями насилия в детстве или сами ему подвергались.
Жестокость может порождаться жестокостью. Так, установленным является тот факт, что наиболее жестокие дети чаще подвергались наказанию, чем дети, не склонные к жестокости.
По свидетельству Дж. Джеффрис в основе наиболее жестоких случаев насилия взрослых лежат болезненные, травмирующие, переживания, связанные с бесчисленными унижениями и неприятием человека в детстве. Дефицит внимания к ребенку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. У детей достаточно велика потребность в положительном отношении к ним. Ребенок, испытывая к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения и отношения к людям. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребенка.
В одном исследовании мы получили данные, что страх перед смертью в российском обществе в период с 1980 года по настоящее время возрос в 20 раз. Дети, испытывающие это чувство более тревожны, менее адаптивны, менее направлены на продуктивное личностное развитие.
Приведу характеристики насильственной детской смертности, обобщенные по девяти статистическим исследованиям, проведенным в США.
Эти исследования показали, что жертвами родительского насилия, заканчивающегося смертью, преимущественно являются дети до 5 и после 15 лет. Опасность со стороны семьи исходит в большинстве случаях с младшими детьми.
В случаях применения насилия родителями, существенную роль играет пол ребенка, в 53-67% насилие применялось относительно мальчиков.
Проблемы со здоровьем ребенка отмечены в 27 - 67% случаях насилия к нему. Процент детей-инвалидов варьирует от 2 до 29% в разных исследованиях.
В 7 из 9 исследований выделилась такая характеристика как “национальность” - 52-73% насильственных случаев приходилось на детей афроамериканской национальности.
В 87,5% смертельных случаев вовлечены мужчины (отцы, отчимы, опекуны, сожители). Большинству насильников более 20 лет. Среди женщин участие в насилии над своим ребенком молодых матерей отмечается в 23,5% случаев.
Медицинские характеристики родителей и опекунов - насильников:
* психическими заболеваниями страдают - 8-36%
* алкоголизм - 20%
* злоупотребляют медицинскими препаратами -24-40%
* наркотиками -14-27% и др.
Исследования отмечают значение криминального прошлого взрослых на совершение насилия над ребенком - 29-60% случаев.
В 20-49% случаев насилия над детьми наблюдалась повторяемость.
В случаях жестокого отношения чаще регистрируются дети младше 5 лет и в особенности до 1 года, причем в возрастной группе до 5 лет чаще регистрируются мальчики, а после 5 лет наблюдается обратная зависимость, за счет значительного числа девочек старше 5 лет, зарегистрированных как подвергшихся сексуальному насилию
Матери чаще травмируют своих детей, чем отцы. Считается, что это происходит потому, что, во-первых, женщина в 8 раз чаще, чем мужчина оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, что способствует увеличению риска насилия. Во-вторых, занятость женщины хозяйством и заботами о доме, а также возложенными на нее обязанностями по воспитанию детей увеличивают вероятность ее стресса.
В анализе форм жестокости по отношению родителей к детям в американской и английской печати выделяются следующие:
- недосмотр родителями за безопасностью здоровья детей (случайные травмы, нарушение питания, несоблюдение гигиенических требований и др.)
- грубое (жестокое) отношение со стороны родителей (крик, запугивание, угрозы и т.д.)
- истинно жестокое отношение к ребенку (избиение, психологическое давление, насилие над ребенком)
Все случаи жестокого отношения к детям в этих странах регистрируются и собираются в специальной службе. Впервые вопрос о “синдроме избитого ребенка” был поднят Хенри Кемпом в 1962 году. Уже в 1966 году в США был принят закон, обязывающий сообщать обо всех случаях и фактах жестокого обращения с детьми, а в 1974 году вышел закон о предупреждении жестокого обращения с детьми и в рамках органов здравоохранения создан Американский национальный центр по проблемам жестокого отношения к детям.
В настоящее время в большинстве штатов законодательство предусматривает уголовное наказание не только за жестокость к детям, но и за не сообщение о подозреваемых случаях такого обращения с детьми. В целях защиты ребенка установлена круглосуточная бесплатная телефонная линия.
Приведу собственный пример. Наша дочь во время научной стажировки в США была в возрасте 9-10 лет. Оставлять таких детей без присмотра можно было не более чем на 5 мин. Дети играют во дворе дома. Их много. Подъезжает патрульная машина и полицейский ждет 5 мин. Если а это время никто из родителей не просигнализирует ему, что все в порядке, они следят за детьми - полицейский может составить НА КАЖДУЮ семью документ на значительный штраф.
Выделим несколько типов - схем жестокого обращения родителей к детям ( С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др.):
1. “Ребенок - мишень”, ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным и как результат он становится обьектом агрессии в семье.
“Ребенок- мишень” может быть и в ситуации любви лишь одного из родителей или если он имеет физические или умственные недостатки.
2.” Критическая ситуация” (стечение обстоятельств) - потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.
3.”Отсутствие навыков отцовства и материнства”- родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения кроме крика, запугивания, избиения.
4.”Не образованный родитель” - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и не умение учитывать особенности детской психике в общении с детьми.
5.”Модель домашнего насилия” - жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
6.”Изоляция от внешнего мира”- нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и как следствие - потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.
7.” Семейные стереотипы” - нарушение которых жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и др.)
Жестокое отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии, приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки и т.д. Лишь воспитание в среде, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.
Приведу результаты собственного многолетнего исследования взаимоотношений детей и родителей.
Зафиксированы две ключевые ориентации родительской позиции в воспитательных воздействиях на ребенка:
- разумные ожидания от своего ребенка, которые проявляют 32% родителей,
- повышенные требования, к которым склонны 36,8% родителей.
В семьях, проявляющих разумные ожидания от своего ребенка, отмечено 87,2% продуктивно развивающихся детей, а в семьях, предъявляющих повышенные требования к детям - 54,4%.
Основными причинами недовольства родителей своими детьми, и, как следствие, подзатыльники, ругань, избиение, является: неудовлетворенность результатами учебной деятельности ребенка (59% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить - 30,8%. Р
Результаты исследования показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают мотив: “стремление воспитать”. Нами выявлена 21 форма проявления родителями своего “воспитательного воздействия” на детей. Лишь три из них ”ведут воспитательные беседы”, “приводят положительные примеры”, “разговаривают как со взрослым” мы можем отнести к положительным.
7,7% пап и 12,6% мам опрошенных применяют методы физического воздействия, бьют их. 18% пап и 49% мам опрошенных детей применяют различные “психологические” методы наказания - запирают в темную комнату, унижают перед родственниками, друзьями, не пускают гулять и другое.
Для многих современных родителей характерна эмоционально-негативная самооценка себя как родителя (отмечено у 80% обследованных мам и 60% пап). Около 49% обследованных пап считают себя неподготовленными к роли главы семьи и рады, что эту роль берет жена или прародители ребенка. Лишь 32,8% пап ответили, что они являются “главой семьи”, “кормильцем”, “старшим наставником” и т.д.
В ответах на вопросы: “Что вы испытываете, попадая в ситуацию необходимости провести воспитательное воздействие на ребенка?”, 18% родителей ответили: “растерянность”, ”страх”, “желание переложить ответственность на супруга, супругу”, а на просьбу описать себя как родителя, более 65% пап и 43% мам ответили, что часто бывают грубы, несдержанны и крикливы.
Жестокость имеет последствия.
Вот такой пример. Девушка полюбила, встречаясь с парнем, стала чаще вертеться у зеркала и меньше заниматься в училище и хозяйством по дому. Однажды мама, увидев, что та целовалась со своим парнем, устроила скандал. Девушка ушла из дома. Через несколько дней родители нашли ее у подруги и тогда она у них на глазах выбросилась из окна высотного дома… Первая любовь девушки, радость от чувств, переживаемых впервые, обернулась трагедией.
Примеров можно приводить много, но каждый из них показывает, что крайние случаи выхода из ситуации как в этом примере происходят из-за незнания самых элементарных основ психологии.
Для решения означенных проблем специалистами центра разработаны компьютерные программы, размещенных на СD-диске. Среди них - «Толерантное отношение к детям групп психологического риска», «Программа профилактики стресса и тревожности как основа формирования толерантности в педагогической деятельности», «Психологическая характеристика современного педагога». Названные программы составлены по типу методической разработки и состоят из 23-28 цветных динамичных слайдов, содержащих цветовой зрительный ряд, наполненный соответствующим содержанием. Программы носят обучающий характер, содержат рекомендательный компонент, контрольные вопросы и список литературы.
Так, апробация обучающей компьютерной программы «Толерантное отношение к детям групп психологического риска» показал, что клиенты (чаще всего педагоги – 47,65, потом родители – 24,2%), обратившиеся по проблеме помощи в воспитании детей, защиты их от насилия, агрессии со стороны других, достаточно позитивно отзываются о возможности получить «компьютерную» консультацию»:
- «работала с удовольствием, хочу иметь такую программу» - 78,8%
- «впервые работал на такой простой и интересной программе. Доволен» - 12,2%
- «многие вопросы я не догадалась бы задать» - 12,2%
Работу по программе прошло 228 педагогов и 143 родителя, все 100% дали положительный отзыв о ее качестве.
Определен также ряд специфических проблем, подлежащих коррекции, такие, как:
- неадекватность самооценки;
- неадекватные реакции, формы поведения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, агрессия, враждебность к окружающим;
- неуверенность в возможностях своего личностного роста;
- пассивность, безынициативность;
- конформизм;
- фобические реакции;
- нарушение адаптации ребенка к существующим условиям и др.
И подготовлены рекомендации для урегулирования эмоциональных проблем учащихся:
- не стоит торопиться с выводами по поводу причин такого поведения и неадаптивности школьников;
- следует замечать и фиксировать крайности в поведении школьников;
- следует поощрять школьников к откровенной беседе и быть внимательным к их рассказам;
- следует анализировать и фиксировать информацию о развитии школьников, беседуя с психологом, специалистами;
- не следует в случаях эмоциональной нестабильности детей самим руководствоваться эмоциями, следует быть объективными;
- необходимо выявить и попытаться при помощи специалистов устранить причину возникшей проблемы;
- не следует забывать, что в основе причин эмоциональной нестабильности личности ребенка могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить;
- следует быть терпеливыми, внимательными и руководствоваться принципом “не навреди!”.
Основой методики продуктивного развития личности выступают индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, которые базируется на изучении ведущих социально-ценных мотивов каждого конкретного ребенка и опоре на них в его обучении и развитии.
Именно эти подходы позволяют выделить и проанализировать актуальные проблемы ребенка, обосновать его психологические трудности и подобрать наиболее эффективную форму их коррекции.
Но любая работа будет напрасна, если окружающие ребенка люди сами не могут сдерживать эмоции, снимают на нем собственное раздражение, не любят его.
Приведу еще один пример. Мы дали 54 педагогам-родителям из 40 регионов России (курсы повышения квалификации )рекомендации как избавиться от агрессивности:
1. Старайтесь во всех ситуациях ко всем людям относиться с уважением, цените по достоинству их желание сотрудничать с вами.
Помните! Все люди хорошие, лишь поступки у них бывают разные - хорошие и плохие. Давайте оценку поступкам, а не людям!
2. Смотрите на собеседника и старайтесь в его внешности, поведении выделить что-то приятное, позитивное.
Знайте! 40% людей - застенчивы, они не всегда выносят прямой взгляд - а значит, могут испытывать чувство агрессивности по отношению к вам.
3. Не доминируйте во время разговора ни позой, ни словами, ни тоном - это заставит вашего собеседника "закрыться", что может вызвать агрессивность и у него, и у вас же.
4. Не давайте волю эмоциям. Если они возьмут верх над разумом, то вы не сможете справиться с агрессией.
5. Не спешите возражать. Сначала все взвесьте.
6. Намечайте пути конструктивного взаимодействия с другим. Именно ВЗАИМОдействия, а не воздействия на него.
И что оказалось? Более 40% посчитали, что не уверены, что рекомендации для него. Более 50% отметили, что из-за разных причин не смогут их применять.
И в заключение,
Древние викинги говорили «Плыву не туда, куда ветер дует, а туда, куда парус поставлю!».
Важно иметь жизненную позитивную цель, своевременно производить переоценку ценностей, приоритетов жизни не только у ребенка, но и в отношении себя, вносить коррекцию в жизненные планы и собственное поведение, отношение к окружающим.
Помните, что я думаю о себе, тем я и стану.
«Старайтесь быть ровными, уравновешенными с людьми!». Учитесь не поддаваться панике, страху, бороться со стрессами. Создавайте позитивный настрой себе и другим тоном речи, похвалой, комплиментами и др.
«Верьте в прекрасное будущее!» и все получится. Все сбудется: чем меньше сожалений по поводу неосуществимости, тем больше вероятность, что все получится!
Думайте только о хорошем, не притягивайте, не внушайте себе плохого!
Удачи!
< Предыдущая | Следующая > |
---|