Одаренность ребенка. Поддержать, принять.
На практике приходится сталкиваться с таким парадоксом: с одной стороны, родители, педагоги мечтают, рассуждают о талантливых, умных людях, а с другой – часто теряются, начинают сомневаться, метаться, когда перед ними встает реальная проблема раскрытия дарования ребенка. «Вдруг» оказывается, что это совсем не просто, и часто предполагаемый результат никак не соответствует реальным возможностям. Вспоминается пословица: «Взявшись за гуж, не говори, что не дюж». Тем не менее у взрослых опускаются руки. Мама шумного, непоседливого Толика мечтает, чтобы он был таким, как соседский Мишенька – смышленый, спокойный малыш. И ей совсем не приходит в голову, что мама Миши, замучившись с бесконечными вопросами пытливого сына, иногда ловит себя на мысли: «Уж лучше бы был, как все дети, вон как Толик…»
Есть родители, которые как бы снимают свои проблемы, перекладывая их на плечи других – воспитателей, педагогов. «Их этому специально учили, за это им деньги платят, вот пусть и развивают». Но большинство все же готово «сделать все для развития ребенка». Папа-бизнесмен покупает для сына электронный синтезатор и компьютер. Мама, которая воспитывает дочку одна, отказывает себе в покупке сапог, лишь бы девочка могла брать уроки английского языка. Каждый старается в меру своих сил и возможностей. Почему же результат так часто не удовлетворяет? Что еще нужно сделать?
Взрослые удивляются, когда им говорят: «Чтобы раскрыть дарование малыша, нужно начать с себя; и в размышлениях над трудностями и неудачами нужно начать с себя, а не с ребенка».
Если спросить родителей, любят ли они своего ребенка, ответ, конечно, будет утвердительным. Но так ли это на самом деле?
Социолог и психолог Э.Фромм подчеркивал, что главное в любви – отдавать не для того, чтобы получать, а потому что это само по себе приносит радость. «Любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим».
Истинная любовь к ребенку предполагает принятие его таким, каков он есть, признание его уникальности и его возможностей для самостоятельного позитивного роста.
«Люди рождены для творчества – это их богатство, право и основа судьбы». Это утверждение П.Вайнцверга справедливо для всех возрастов. Пожалуй, никто из родителей не станет возражать против проявления творческих способностей у детей. И вместе с тем создается впечатление, что «на каком-то этапе нашей жизни, порой очень рано, наше желание "творить" заглушается родителями, учителями, братьями и сестрами, друзьями, при этом каждый из них, как правило, движимый хорошими побуждениями, убивает в нас радость творческого созидания беспощадной критикой того, что мы делаем».
Родители, педагоги учат детей делать все только «правильно». Что бы ребенок ни делал - пробовал лепить или сочинять, учился читать или рисовать, всегда рядом оказывается взрослый, который оценивает: «правильно делаешь» или «неправильно делаешь». Н.Роджерс считает, что когда нам говорят «неправильно», мы переживаем и делаем вывод, что «я не творческий человек», тем самым, обесценивая самих себя. И, наоборот, по мере творческого роста снижается уровень тревожности, мы усиливаем себя и испытываем чувства радости и надежды. То же происходит с нашими детьми.
Конечно, это не значит, что нужно совсем отказаться от оценок, от коррекции действий, поступков ребенка.
Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детской одаренности. Процесс воспитания – длительный, требующий много сил, времени. Но не следует отчаиваться и сетовать, что все уходит впустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно. Если не верить в это, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии творческого потенциала малыша.
Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка: а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков; б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.
Нередко родители начинают искать специалистов для занятий со своим малышом, забывая, что они сами многое умеют и знают. По сути они и есть первые учителя своего ребенка. На них в первую очередь ориентируется, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно перенимая их манеру говорить, ходить, работать, относиться к вещам, событиям, разным людям. Вместе с тем, осваивая мир взрослых, он продолжает жить своей жизнью, наполненной фантазией и многими другими интересными вещами.
Мир взрослых немного скучен из-за того, что мы оглядываемся, боимся, хоть и большие, а боимся: вдруг, кто увидит и не поймет или будет смеяться. А ребенок не боится творить и очень ждет вашего одобрения. И если вспомнить песенку про розового слона, то для нас все слоны серые, а ребенок: «Я-то ведь знаю, розовый он!».
Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир! Входя в него, соприкасаясь с ним, не надо разрушать мир ребенка необдуманным словом или поступком. Не надо стремиться навязывать детям ставшие нам, взрослым, привычными и единственно «правильными» стереотипы. Не надо думать, что, повзрослев, малыш будет считать, что в лесу живут зеленые, сиреневые и желтые медведи. Свое отношение, переживание, оценку окружающего ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные: этот – добрый, этот – злой, этот - забияка, а этот - тихоня.
Дошкольный и школьный возраст – возраст игры. Некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок должен играть самостоятельно. Малыша стараются убедить, что нужно играть в своей комнате, в «игровом уголке», принимают за непослушание его стремление быть там, где взрослые, - на кухне, где мама готовит, или в ванной, где мама стирает. Родители не понимают, как ребенку в игре необходимы их поддержка, одобрение.
Исследования показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Интерес детей к игре родители должны направлять и поддерживать: не только покупать новые игрушки, но и своевременно пополнять знания о том явлении, которое дети изображают в игре. Среди различных приемов влияния на содержание игры важнейшее место принадлежит вопросам, с помощью которых взрослый будит мысль ребенка, направляет ее. Своими вопросами родители ставят перед детьми задачи, требующие активной работы мысли и действий для ее разрешения.
Обучение творчеству – возможно ли это? Сторонники «свободного воспитания» категорически возражают: спонтанный характер детского творчества несовместим с обучением, можно лишь создавать условия для свободных творческих проявлений детей. Однако часто спонтанное творчество ребенка стихает или вовсе исчезает.
Если мы хотим развивать творческий потенциал ребенка, следует, как можно чаще предлагать ребенку задания, связанные с самостоятельным приобретением новых знаний. Создавая, таким образом, проблемную ситуацию и помогая ребенку в поиске решения, мы по сути имитируем реальный творческий процесс. В педагогике такой метод относят к исследовательскому, или проблемному обучению.
Не любое проблемное задание может быть доступным и развивающим. Следует учитывать возраст ребенка, его способности и имеющиеся знания. Последние создают основу для приобретая новых знаний. Проблемное задание не должно быть слишком легким (когда ребенку все ясно), но не может быть и слишком сложным (когда ребенку ничего неизвестно об искомом задании).
Как часто мы, взрослые, стремимся «вложить в голову» ребенка как можно больше готовых знаний вместо того, чтобы развивать его способности к наблюдению, рассуждению, самостоятельному поиску. Конечно, невозможно сделать все воспитание и обучение состоящим только из проблемных ситуаций. Многие сведения о фактах науки, определения, способы вычислений и т.д. предполагают усвоение в процессе сообщения, объяснения взрослого. Отработка простых и сложных навыков чаще всего осуществляется по законам тренировки, включающим повторение выполняемого действия и контроль за успешностью его выполнения. Так что творческое звено отнюдь не является единственным в обучении. Но его роль столь значима в раскрытии способностей ребенка, что это звено ни в коем случае нельзя забывать. Тем более, когда ребенок сам тянется к новым знаниям.
Иногда полагают, что к творческим относятся только задания типа: «придумай интересную сказку», «сочини новую песенку, мелодию», «нарисуй интересную картину». Но чтобы выполнить такую работу, ребенок должен пройти большой путь познания себя и мира, научиться оформлять свои находки. И на этом пути помогут творческие задания:
- «пропущена информация» - по этому принципу можно составить много заданий, предложив ребенку задавать вопросы обо всем, что ему неясно в рассказе, картинке или серии картинок;
- «незнакомый предмет (явление)», демонстрация которого вызывает выраженную познавательную активность, тоже можно использовать для развития способности к самостоятельной постановке вопросов.
Следующий этап творческого поиска – выдвижение предположений, гипотез и их проверка. успешность зависит от умения сравнивать, анализировать информацию, делать обобщения, строить простые умозаключения. Кроме того, играет роль широта мышления ребенка, способность устанавливать сложные взаимосвязи. При этом следует помнить, что «открытия» ребенка – это реальные его достижения, даже если они кажутся простыми и наивными.
Для развития гибкости и оригинальности мышления можно применять задания, аналогичные тестовым на творческое мышление (П.Торренс, Дж.Гилфорд):
- «необычное использование» известных предметов (например, ручки, карандаша, ластика); ребенку предлагается придумать как можно больше незаконченных способов их использования;
- «дорисовывание незаконченных линий» и выполнение необычного рисунка на их основе;
- «усовершенствование простого предмета (конструкции)», чтобы удобнее было его использовать в разных целях.
Анализируя содержание, характер творческих заданий для воспитанников, можно использовать:
- задания, требующие от детей первой ориентировки в творческой деятельности. При этом дается установка: сочинить, придумать, изменить, найти. Дети, действуя совместно с педагогом, проявляют себя лишь в отдельных эпизодах;
- расширение действий ребёнка в процессе «сотворчества» с воспитателем: целенаправленный поиск новых комбинаций, видоизменений, улучшений ранее сделанного. Возникновение представления о том, что совместными усилиями можно доставить удовольствие другим (рассказом, рисунком, песней, драматизацией);
- задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, рассказа, выбирают конкретные выразительные средства, получают возможность продемонстрировать другим результаты своего труда ( на выставках детских работ, детских концертах, спектаклях).
Для раскрытия творческого потенциала учащихся необходимы атмосфера психологического комфорта, вера в большие возможности их позитивных изменений, уважение к личности учащихся и его творческим проявлениям.
Помощь и поддержка взрослых в раскрытии дарования ребенка – это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, не только создание условий для творчества, но и раскрытие ему все новых возможностей для творческого поиска и самовыражения. Важно учитывать и использовать при этом такие особенности школьника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность, стремление к познанию.
Стимулирование раскрытия творческого потенциала наиболее эффективно при использовании творческих заданий, развивающих способности решения учеником разного рода проблем и вопросов.
Подготовила:
воспитатель Досайкина Е.В.
< Предыдущая | Следующая > |
---|