Вода - источник жизни на Земле. Урок с городского семинара. Автор Е.А. Жердева, учитель нач.кл

Вода – источник жизни на Земле

занятие в рамках городского семинара

План мероприятия:

1.Приветствие гостей и обучающихся.

2. Целеполагание.

3.Основная часть.

Ход проведения мероприятия

 

У: Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы ли вы все к началу нашего занятия?

- Послушайте загадку, и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,

Даже камень источу.                                                      (вода)

 

У: Итак, сегодня мы с вами будем говорить о воде как источнике жизни на земле.

У: Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь.

В древних поверьях вода - это кровь живой Матери Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством. Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица»

Вода – это важнейшее условие существования  жизни на земле. Все живые существа нуждаются в воде.

- А растения относятся к живым существам, и как вода помогает им жить?

Учащиеся:

Да все растения живые,  они всасывают воду из почвы и воздуха. Потребность в воде у различных растений не одинакова. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений; испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева в летний зной.

- А кому ещё нужна вода для жизни?

- Учащиеся: всем животным. Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись

воды. Каждый организм может потерять только вполне определенную часть содержащейся в нем воды. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра.

- А как вы думаете, человек может обойтись без воды?

- Учащиеся:  Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнет всё живое.

У: Как вы думаете много или мало воды на Земле?

- Воды на Земле одновременно и много и мало.

Давайте  посмотрим, то мы увидим, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого, поэтому нашу планету называют голубой.

- Ребята, какая бывает вода?

- Учащиеся:

Талая вода (тает снег)

Пресная вода

Дождевая вода

Морская вода

Подземные воды (родники)

Минеральная вода

Сточные воды

Ливневая вода или поверхностные воды

Мёртвая вода и Живая вода — виды воды из сказок (со сказочными свойствами)

Святая вода — особый вид воды согласно религиозным учениям

- Мы сказали, что всем на земле нужна вода.

-А какая нам нужна вода? (чистая)

- А как вы думаете вода в наших водоёмах чистая?

- Учащиеся:

Нет, вода у  нас грязная.

- Что загрязняет воду?

- Учащиеся:

В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы шахты. Дожди смывают удобрения с полей. В водоёмы попадают  бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.

- Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Ребята, у нас с земном шаре случаются экологические катастрофы одна из них - это Аральское море.  Исчезающее Аральское море.

Аральское море - это бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. 
Было четвёртым по величине озером в мире, занимая около 68 тыс. км², 
Но со второй половины 20 века стало мелеть ускоряющимися темпами.
Основная причина - это забор воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью полива  хлопковых и рисовых полей на территории Узбекистана и южного Казахстана. 
В последние десятилетия площадь Аральского моря сократилась более чем в два раза.

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки, 
Утром рано умывались, полотенцем растирались. 
Ножками топали, ручками хлопали. 
Вправо, влево наклонились и обратно возвратились.

-А сейчас, ребята давайте мы с вами расскажем одну поучительную сказку, и называется она «Репка»

Ведущий. Посадил дед репку. А когда её сажают? (Весной)

Дед. Сколько времени прошло, а она не растёт?! Бабка, иди, помоги!

Бабка. Да, мала наша кормилица. Пойду, водички из речки принесу. Полью.

Несёт воду красного цвета.

Дед. Что – то  водичка странная. Где ты её взяла?

Бабка. В нашей речке. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться.

Зовёт внучку.

Внучка, смотри, какая водичка красивая!

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, что ты! Наш завод туда спускает отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Пойду, принесу воды из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку.

Дед, бабка и внучка сели вокруг репки и ждут.

Дед, бабка, внучка (вздыхают). Не растёт!

Внучка. Жучка! Иди, помогай!

Жучка. Надо землю взрыхлить.

Лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет.

Жучка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка! Иди, помогай!

Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают различный мусор.

Кошка. Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а все вокруг засорили.

Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой и внучкой.

Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка. А что меня не зовёте? Репка выросла?

Все. Пусть растёт до осени. Тогда и будем урожай собирать.

У: Ребята, ответьте, почему сначала репка не росла? (её хотели полить грязной водой, и земля была с мусором.)

Но сказка закончилась хорошо, потому что бабке и деду помогли друзья.

У: Ребята, нам тоже нужно полить наши цветы, прежде чем полить наши цветы, давайте узнаем, насколько наша вода чистая?

Для этого давайте проведём  опыты

Опыт 1: Давайте определим вся ли вода на ваших столах прозрачная

Опыт 2: Мы убедились, что вода прозрачная, но насколько она чистая давайте проверим.

-Где же вода у нас чистая?

-А в какой пробирке у нас самая грязная вода?

-Ребята, давайте нашей чистой водой польём цветы

-Нельзя пить воду из грязных или просто неизвестных вам источников: вас поджидает множество вредных веществ и болезнетворных микробов. Но и с этим люди научились бороться: на водопроводной станции воду очищают, обеззараживают, доводят до нужной кондиции — пейте на здоровье! Хотя пить воду из-под крана  не безопасно.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы наша вода всегда была чистая?

В заключение давайте составим правила  бережного обращения с водой.

I.  Не бросайте мусор в водоемы.
II. Не мойте автомобили вблизи водоемов.

-В начале нашего занятия мы говорили, что на нашей голубой планете много воды.

-А нужно ли её экономить и как?
Экономьте воду! Закрывайте краны!

-Для  того чтобы нам лучше запомнить давайте нарисуем эти правила и покажем всем.

У: Ребята, будем бережно относиться к природе! Ведь охранять природу – значит охранять РОДИНУ!

(Выставка работ)

Рефлексия: Ребята, если вам понравился наше занятие, если было интересно, то давайте прикрепим на доску капитошек.

Итог занятия:

Стихотворение о воде

Берегите воду,

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

важные ссылки...





Управление образования администрации Л-Кузнецкого гор. округа

Департамент образования и науки Кемеровской обл.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования


Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .