Выступление на ШМО "Здоровьесберегающие технологии в школе"

"Здоровьесберегающие технологии в школе"


выступление на заседании школьного методического объединения

учителей ИЗО, музыки, технологии,физической культуры

Иванов К.В.,

учитель физической культуры

МБОУ «ООШ №37»

Ряд современных концептуальных разработок построения образовательных систем позволяет очертить ведущие положения, определяющие необходимость введения здоровьеразвивающих (здоровьесберегающих) технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия – эпохи расцвета культуры здоровья (М.О. Зотова, 2009).

Предпосылки технологизации обучения закладывались в работах отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, И.П. Калошиной, З.А. Решетовой, И.И. Ильясова, Л.Н. Ландо, Н.А. Менчинской, М.Я. Микулинской, Л.Ф. Обуховой, О.С. Анисимова, Б.И. Коротяева, С.И. Шапиро, А.Б. Наумова, В.В. Белича,В.П. Беспалько, В.М. Монахова, а так же зарубежных ученных Б. Блума, Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, М. Минского и других.

По определению В.В.Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Здоровьеразвивающие образовательные технологии (ЗОТ), реализуемые на основе личностно-развивающих ситуаций, предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

В традиционной педагогике понятие здоровьесберегающие технологии трактуется по-разному.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина (2003), это:

-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Н.К.Смирнов (2006) дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии

- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;

- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма;

- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой;

- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых;

- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.

- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии.

Функции здоровьесберегающей технологии

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности;

- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

-диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий

В психолого-педагогической науке выделяют различные типы технологий:

-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

-оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

- воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Характеристика здоровьеориентированной технологии как системы, подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели. В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная – включает концептуальные положения по обеспечению реализации цели и задач.

2. Инструментальная – включает описание материально-технической базы и учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная – определяет кадровый потенциал, его компетентность, готовность к реализации технологии в образовательном процессе.

4. Финансовая – определяет источники, объемы и систему бюджетных и внебюджетных средств.

5. Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов, ведение делопроизводства по данному направлению.

Среди значимых (специфических) технологических принципов (при условии соблюдения общепедагогических принципов), которые необходимо учитывать при разработке здравотворческой системы образования Н.А.Соловьева выделят следующие:

- принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии (основные ее составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения других);

- принцип диагностичности целеполагания;

- принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания технологии (полная реализация ЗОТ возможна в случае охвата одновременно всех составляющих и компонентов образовательной системы);

- принцип открытости функциональных и методических действий (все, что делается в процессе внедрения и становления ЗОТ, должно быть понятным,логически обоснованным и информационно открытым для всех субъектов образовательного процесса);

- принцип объективной оценки конечного результата (только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления);

- принцип преемственности и завершенности (состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования, как в макро, так и в микроструктуре);

- принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения ЗОТ (широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здравотворческих технологий обеспечивает максимальный эффект);

- принцип оптимизации (предполагает в каждом конкретном случае выбор наилучшего варианта плана действий).

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии» (подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал образования), мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Н.Т. Рылова (2007) определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды.

Целью ЗОТ выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. Исходя из слагаемых ЗОТ и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориетированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организационных форм и технологических единиц, ориентированных на конкретный результат - здоровье личности и общества. Планирование и проведение здравотворческой работы, предполагает организацию здоровьесберегающего пространства учреждения образования, объединяющего феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьеразвивающих образовательных технологий, и объединенных в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на обучающихся, воспитанников и педагогов происходит непосредственно в образовательном учреждении, но его первичное воздействие служит пусковым механизмом для процессов дальнейших изменений, как педагогического пространства, так и действующих в нем субъектов.

В данных образовательных учреждениях сохранение здоровья обучающихся во многом зависит от организации системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, Н. К.Смирнов выделяет медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.

Наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье, адаптацию и развитие учащихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии, которые подразделяются на три группы:

- организационно-педагогические, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в САНПинах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, а также с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Внедрение в практику образования системы здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий предполагает, прежде всего, обеспечение соответствия форм и содержания образовательного процесса личностным, интеллектуальным и адаптационным возможностям учащихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма, сенситивных и критических периодов онтогенеза.

Для того, чтобы обеспечить долговременный оздоровительный и адаптивно-развивающий эффект, необходимо создание в образовательном учреждении адаптивной и развивающей образовательной среды.

Список литературы

  1. Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения. [Электронный ресурс] – режим доступа: http: // school6nojabrsk.narod.ru.
  2. Горохова Н.А.Организация здоровьесбережения в школе [Текст]/ Н.А.Горохова// ОБЖ.-2010-№7. С. 33-38.
  3. ЛушпаЛ.Г.,к.биол.н., доцент кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПК и ПРО. – Здоровьесберегающие технологии.

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.