Эссе "Я - учитель!"

з165

« Я – учитель!»

эссе

Демидович Е.А.,

учитель русского языка

и литературы

 

У великих профессий устав непростой -
Подвиг духа вершить неустанно.
Не с того ли и выбран был мудрой судьбой
Для учительства знак Пеликана?
Есть легенда,  далёкий прошедшая путь:
Если смерть вдруг птенцов настигает,
Разрывает тогда пеликан свою грудь -
Кровью сердца к ним жизнь возвращает.
Белоснежная стая летит в облаках,
Осеняя земную обитель...
Да пребудет священно на всех языках
Твоё гордое имя, Учитель!

 

Кем быть?... Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный  путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. По  словам поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.

Оканчивая школу в 1996 году,  я чётко определилась с выбором профессии: буду  учителем!  Не просто учителем,  а преподавателем русского языка и литературы!!! ( в глазах стоял пример моей  тети).  Записалась на  подготовительные курсы в педагогическое училище,  с отличием их окончила и была зачислена на 1 курс. Затем педагогический институт. Вот только квалификация: учитель начальных классов - меня не совсем удовлетворяла. Тогда  передо мной распахнул двери Кемеровский государственный университет:  замечательные педагоги, атмосфера творчества и любви к литературе и языку - всё это было не передаваемо…

С  тех пор не устаю повторять: «Я - учитель!»

Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель.  В это понятие вложен глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание... «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» - верно заметил Л.Н. Толстой. И я горжусь своей профессией, пусть это громко сказано, но именно учитель творит будущее, его достижения и ошибки прорастут дурными или добрыми всходами  (тешу себя мыслью, что добрыми).

В педагогике общеизвестен закон: мы не можем передать нашим воспитанникам более того, что имеем и чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела, личный пример и жизнь говорящего. Чтобы взрастить в юных душах подлинное нравственное основание, учитель отдает все свои силы, любовь и время. Поэтому истинное служение учителя соизмеримо с нравственным подвигом любви.
Нравственный подвиг учителя ярче всего выявляется в общении и обращении с учащимися, особенно с теми, кто с детских лет недополучили родительского внимания, сердечной заботы и теплоты любви.
Эта любовь учителя проявляется в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов в воспитании и учении. Ведь неслучайно были созданы такие строки: «… верьте, у учителя только для вида разделилось на четверти сердце. Входит в класс не ценитель покоя, не заученных правил хранитель...Только сердце, пылая любовью, может выстрадать званье `учитель`»
Как нелегко бывает учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего преждевременную усталость от жизни. Любовь это единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей. Если учителю удалось научить своего ученика любить, можно сказать, что подвиг совершился. Потому что человек, который умеет любить, более устойчив в противостоянии злу.

Часто на ум приходят слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Но в то же время, пользуясь доверием детей, учитель берет на себя огромный груз ответственности: не только научить знаниям, но и сохранить душу ребенка, уберечь ее от невзгод, закалить характер, сформировать устойчивое понимание человечности. Да, это так: за доверие детей надо отвечать не только педагогическим профессионализмом, но и творческим энтузиазмом, вечным поиском, пониманием, что учительство – это образ жизни, состояние души и, опять же, любовью к детям, верой в их силы и успех. В этом – трудное учительское счастье.

Есть еще одна высокая миссия учителя: обучая и воспитывая, формируя судьбу отдельно взятого ребенка, учитель тем самым формирует будущее планеты Земля. Это – не высокопарные слова, не крикливый лозунг, это ежедневный труд человеческих душ, ученических и учительских. И очень важно, чтобы учитель каждое свое слово, каждый свой шаг совершал во благо нашим детям.

Вот такой он, Учитель! Трудностей – масса, но профессия – завидная, судьба – интересная, жизнь – творческая.

Что значит слово Учитель?
Наставник, мудрец, человек?
Значенье какое важнее,
Спорьте хоть целый век.
Думаю, просто профессией
Назвать учителя мало:
Выбрать своё призвание
Судьба ему указала.
Нет среди нас такого,
Кто прожил бы без учителя!
Руки врача и портного,
Ученого и водителя
Знают бесценную силу,
Данную им учителем.
Каким должен быть учитель-
Учитель, которого ждут?
Вопрос непростой, учтите,
Ответишь не в пять минут.
Он знает, как быть человеком,
Не лгать, не кривить душой.
Поможет он стать ребёнку
Не кем-то - самим собой!
Он хочет, чтоб в этом мире
Царили добро и покой,
И солнцем душа светилась
В каждом из нас с тобой!
Он умеет помочь и поможет,
Если боль приключилась вдруг.
Умеет понять и услышать,
Как самый надёжный друг!
Он сделать так сможет, чтоб зёрна
Таланта большого в детях
Взошли, расцветали и крепли,
Как главное чудо на свете!
Конечно, учителю трудно:
Душа постоянно в работе,
В стремленье отдать свои знанья,
В нелегкой о детях заботе.
Наградой учителю служит
Свет детских восторженных глаз,
Умение мыслить и слушать,
Взращённое в каждом из нас!
Теперь я, пожалуй, отвечу,
Что слово Учитель значит.
Это Судьба и Призванье,
Творчество, Вера, Удача!

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.