Информация для классных руководителей "Формирование активности школьников"

 Формирование активности у старших школьников –

путь к самореализации в обществе.

Современное общество нуждается в социально развитых людях, которые способны самостоятельно принимать решения, чувствовать себя уверенно в динамично развивающемся обществе.

Социальный заказ на таких людей отражен в положениях «Федеральной программы развития образования», ориентированных на изменение системы образования и развитие социальной активности личности. 

Для того чтобы почувствовать способность активно влиять на ситуацию, человек должен постоянно взаимодействовать с миром, формируя свою жизненную позицию, свои жизненные смыслы  (Д.А. Леонтьев, московский педагог-новатор), поскольку именно во взаимодействии он начинает ощущать себя как часть реального мира, оценивать свои силы (А.А. Баранов, кандидат пед. наук) и активизировать свой социальный потенциал. 

 

Потребность в социальной активности – одна из острейших проблем подросткового возраста. Как писал Е.А. Аркин (детский психолог), «когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе ребёнок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон». 

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию, в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, что приобретают учащиеся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в формировании социального потенциала личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Любая деятельность может быть активной только в том случае, если она является следствием внутренних побуждений и потребностей личности в реализации своего социального потенциала. 

  В своей практике по воспитанию социальной активности старших подростков педагог-новатор Е.В.  Шабанова предлагает учащимся попробовать свои силы в различной деятельности, а также просит их дать собственную оценку своего уровня социальной активности. Развитие индивидуальности личности включало в себя и другие приёмы, которые помогли участникам учебно-воспитательного процесса раскрыть потенциал, а именно:

- задания на “включение” самореализации (творчество в содержании работы – сделать эскиз странички школьной газеты, отобрать нужный материал для разработки сценария);

- задания, ориентированные на совместное развитие школьников (совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой работы – создание групповых проектов по предмету и сценариев фильмов, участие в репетициях);

- задания и группы приемов организации учебно-воспитательной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать (прослеживается проявление различных качеств: терпение, творчество, практичность, умение взаимодействовать и т.д.).

      Е.В Шабанова отмечает, что задача взрослого человека – обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её

проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают ожиданиям педагога.      Необходимо убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. При этом в процессе учебной деятельности для достижения высоких результатов ученик должен иметь мотивацию. Она является двигателем активности.

Формирование положительных мотивов к учению зависит от ряда условий, таких как:

- осознание ближайших и конечных целей обучения;

- осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний;

- эмоциональная форма изложения научной информации, объем содержания и новизна материала.

В старшем подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные и учебно-познавательные мотивы, которые характеризуются интересом к способам добывания знаний.

Мотивы самообразования поднимаются на новый уровень, школьник активно стремится к самостоятельным формам учебной работы.  Наиболее совершенствуются широкие социальные мотивы, которые становятся более осознаваемыми и обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества. БольшУю роль играет правильно сложившееся у школьников общее отношение к учению и школе как основному содержанию их жизни и деятельности. Подростки переживают своё положение школьника как определяющее их место в жизни, потеряв которое, они теряют свой социальный статус. Большое значение здесь имеет формирование таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, и в конечном счете понимание той роли, какую играет школа для их будущей жизни. Вот почему очень важно, чтобы в старшем подростковом возрасте перед школьниками уже возникла проблема самоопределения, то есть представление о своем будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности.

Именно те школьники, у которых такого рода устойчивые интересы сформировались, достаточно отчетливо представляют себе, к чему они будут стремиться по окончании школы. Они, как правило, отличаются организованностью поведения, постоянно направленного на достижение поставленных целей. Образ будущего может выступать как характеристика становления социального потенциала личности, поскольку одним из показателей успешной социализации подростка является сформированность его жизненных планов.  Именно этот показатель важен для подростка, готовящегося к перемене социального статуса, выбирающего свой профессиональный путь и ценностные ориентиры, которые связаны с его представлениями о будущем.  Поскольку школа призвана сформировать социально активного человека, умеющего применять свои знания на практике и стремящегося к этому, закономерно встает вопрос – все ли знания, которыми школа стремится нагрузить память учащихся, нужны им для их самореализации в современном обществе?

К сожалению, далеко не все .  Призвание учебного заведения состоит не в том, чтобы дать учащимся максимум знаний, а помочь им в формировании социальных качеств и способностей, необходимых для их профессионального самоопределения и творческого самовыражения.

Необходимость развития познавательных умений диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию в настоящее время, что способствует формированию социального потенциала личности.

Особую значимость для развития социального потенциала подростка приобретают дисциплины гуманитарного цикла, социально ориентирующие личность. Гуманитарная подготовка в школе способствует социализации подростка, создает условия для реализации его социальной активности и способствует формированию социального потенциала человека-гражданина, интегрированного в современное общество. В результате у учащегося формируется представление о жизни общества и человека в нем, адекватное современному уровню знаний. Целью гуманитарной подготовки учащихся является также формирование основ мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной, политической, экологической культур. Подростку присущи стремление самоутвердиться, потребность в высоком статусе среди сверстников. Реализация потребности самоутверждения сопряжена с двумя важнейшими условиями 

 1) наличием определенной сферы деятельности, позволяющей школьнику полностью раскрыть, выразить себя; 

2) наличием общественного признания своей деятельности со стороны сверстников. 

Невозможность добиться успеха, отсутствие деятельности, в которой можно реализовать себя, приводят подростка к психологическому дискомфорту и девиантному поведению.  Для ликвидации отчужденности школьников от основных институтов социализации необходимо включение подростка в систему общественно-полезных и личностно-значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.

 

Теоретики и практики говорят о том, что развитие социальной активности у старших подростков является неотъемлемой частью их полноценного развития, так как во время социально активной деятельности дети раскрывают свой внутренний потенциал, учатся взаимодействовать с обществом. 

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.