"Использование эффективных технологий в обучении, как средства повышения мотивации...", В.Э. Яксин

Использование эффективных технологий в обучении

как средства повышения мотивации учащихся в изучении предмета

Яксина  В.Э.

учитель технологии

МБОУ ООШ № 37

 

Повышение уровня учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый, целенаправленный. Большое значение в этом процессе играют применяемые учителем педагогические технологии. Однозначного решения здесь нет, поскольку нет одной самой главной технологии, которая решила бы все проблемы работы педагога с детьми. В методическом арсенале современного учителя достаточно самых разнообразных педагогических технологий, способных повысить привлекательность урока. Основываясь на своем профессиональном опыте и мастерстве, на возможностях и потребностях учащихся, учитель выбирает ту технологию, которая наиболее приемлема и эффективна для решения стоящих перед ним задач.

Применение на уроке современных педагогических технологий:
создание проблемной ситуации : перед учащимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна ученикам;

создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;

игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей ученика;

подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т.д.;

групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;

метод проектов: способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.

Для меня наиболее приемлемым для решения актуальных педагогических задач стал метод проектов.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированного на развитии учащихся и их самореализацию в деятельности.

Актуальность метода проектов обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их решения. Создание творческих проектов занимает приоритетное место в программе по технологии.

Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

—высокая активность учеников;

— самостоятельная познавательная деятельность учеников;

— самостоятельная ценность реализованных проектов;

— глубина и объем полученных знаний;

— устойчивый интерес к предмету.

Сложности:

— учитель должен владеть психолого-педагогическими приемами организации работы;

— индивидуально-ориентированная система организации работы;

— большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.

Особенности:

— учитель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования.

Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практическое применение, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала и творческих способностей.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект (продукт деятельности).

Таким образом, применение проектных технологий позволяет создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации и творческой активности учащихся. Выполненные учащимися проекты ученики защищают на олимпиаде, представляют на выставках детского творчества.

В результате применения проектной технологии в процессе обучения, я наблюдаю следующие изменения:

* активизация познавательной и творческой деятельности;

* повышение уровня самостоятельности учащихся на уроке;

* повышение уровня учебной мотивации учащихся;

* творческая активность и самореализация учащихся;

* повышение качества знаний;

* результативность участия в мероприятиях.

Таким образом, применение проектных технологий повышает эффективность и качество обучения, уровень учебной мотивации учащихся к изучению предмета.

Не последняя роль в формировании учебной мотивации к изучению предмета отводится условиям, в которых проходит урок. Ведь от того, насколько органично, комфортно ощущают себя ученики на уроках технологии, в оборудованных для этой цели помещениях, зависит развитие их интересов, а также результаты и качество обучения по предмету. Данное помещение должно быть удобным и функциональным, поскольку выполняются различные виды работ. Кроме того, в мастерской должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила. Удобная и рационально оборудованная мастерская, оформленная в соответствии с требованиями современного интерьера, обставленная удобной мебелью, имеющая достаточную площадь, хорошее освещение всегда будет привлекательна для занятий и творчества учащихся, будет способствовать развитию интереса к предмету и, соответственно, повышению уровня учебной мотивации.

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.