Формирование экологической культуры личности школьника. Статья.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

О.В. Матыцина, зам. директора школы по УВР, О.В. Давыдова, зам директора школы по ВР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №37»

г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область

652519, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. 7 Ноября, 1а; тел. (8-384-56) 3-92-82, e-mail:school37lk@mail.ru

«Проблемы образования и воспитания, и особенно экологического образования и воспитания, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества».

Моисеев Н. Н., российский учёный, математик, механик.

В условиях высоко динамичного мира, нарастания признаков глобального экологического кризиса, невозможности точного предсказания экологических опасностей, с которыми столкнется молодое поколение уже в недалеком будущем, при обилии неточной и даже ложной информации по вопросам безопасности и здоровья населения – задача системы образования – сформировать экологическую культуру нового общества.

Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.

В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа», в которой экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры обучающихся. При этом экологическое образование (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как регулятора отношений  в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.  [1 с.10]

В первом десятилетии XXI века в образовании сложились предпосылки новой модели экологического образования. Требовался нормативный документ, который обеспечил бы социальный инструментарий реализации. Эту роль сегодня выполняет новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования.

Современная Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.) образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государ­ственных образовательных стандартов общего образования вто­рого поколения и опирается на системно-деятельностный подход, на основные положения программы развития и формирования универсаль­ных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.  [10 с.1]

Предусмотренный стандартом образовательный механизм позволил включить в его документы ряд задач экологического образования, которые становятся реально достижимыми, а именно: формирование «основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде»,  «основ экологической ... грамотности»; «экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни»; «целостного восприятия мира как иерархи и формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем...»; «умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды»; «осознания главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества ..., подходов к устойчивому развитию территорий» (из задач примерных программ по базовым учебным предметам). Важно, что стандартом не только  предусматривается механизм достижения этих задач, но и технологичные способы измерения их решения.

Модель современного экологического образования  школьников и возможности нового ФГОС по ее практической реализации системно представлены в Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.), а педагогические технологии ее реализации – в теоретических основаниях развивающего образования. Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен изучить этот документ и овладеть технологией проектирования учебных задач.

Под эко­логическим образованием мы понимаем един­ство трех составляющих образовательного про­цесса:

-экологическое обучение (формирование экологических знаний, умений);

-экологическое воспитание (формирование и развитие положи­тельных эмоционально-ценностных отношений к природе);

- экологическое развитие (развитие заложенных в человеке задатков, необходимых для оптимальных экологических отношений, в первую очередь речь идет о развитии эколо­гического мышления). [12 с.3]

Результатами  школьного экологического образования считаем:

-   знания, умения, навыки;

-   способность и готовность (к решению экологических проблем, снижению экологического риска и т.д.);

- характеристики поведения / действий / деятельности (участие в улучшении окружающей среды, просветительской работе и т.д.); их опыт;

-   мотивацию (напр., заботы о сохранении качества окружающей среды);

-   экологические ценности;

-   экологическую ответственность;

-   отношение к природе (субъект-субъектное);

-   активную жизненную позицию;

-   экологическую грамотность;

-   экологическое мышление;

-   экологическое сознание;

-   экологическую компетентность;

-   экологическую культуру.

Экологическая культура формируется в рам­ках экологического образования и его со­ставной части — экологического воспитания.

Существует множество подходов к определению «экологическая культура личности». Наибольшую методологическую ценность для нас представляет определение, данное в концепции воспитания экологической культуры, разработанной в лаборатории экологической культуры личности РАО (Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачев, A.A. Остапец-Свешников) Экологическая культура личности понимается как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой.

В структуре экологической культуры человека чаще выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них:

- зна­ния о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях че­ло­ве­ка и при­ро­ды;

- эко­ло­ги­че­ское мыш­ле­ние, па­мять, во­ля, пер­цеп­ция, аф­фект;

- эко­ло­ги­че­ские це­ле­по­ла­га­ние, про­грам­ми­ро­ва­ние, про­гно­зи­ро­ва­ние взаи­мо­дей­ст­вия с при­ро­дой;

- эко­ло­ги­че­ское при­ня­тие ре­ше­ния;

- эко­ло­ги­че­ское са­мо­соз­на­ние;

- са­мо­оцен­ка, са­мо­кон­троль, от­вет­ст­вен­ность;

- от­ра­же­ние в соз­на­нии про­цес­сов взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду че­ло­ве­ком как ор­га­низ­мом и лич­но­стью, об­ще­ст­вом и ок­ру­жаю­щим ми­ром в обу­слов­лен­ных при­род­ны­ми фак­то­ра­ми ас­пек­тах био­со­ци­аль­ной жиз­ни.

Таким образом, экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания личности.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия;

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.  [9 с.12]

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно - следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. [7 с.20]

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Экологическую культуру можно рассматривать как часть общечеловеческой культуры в сфе­ре взаимоотношений человека и природы. [11 с.8]

Есть такой замечательный закон, который гласит: «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».

Поэтому свою работу с обучающимися,  мы рекомендуем педагогам начинать с осмысления этого закона.

В соответствии с Концепцией развития нашей школы, одной из приоритетных задач на протяжении нескольких лет является формирование экологической культуры личности обучающегося.

В связи с чем, появилась необходимость в проектировании и реализации программы по данному направлению.  В школе создано единое эколого-образовательное пространство, которое позволило сделать процесс образования и воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. В ходе реализации программы получен положительный опыт, накоплен методический материал.  На протяжении трех лет школа является городским Ресурсным центром по экологическому образованию и воспитанию,  что позволяет  передавать накопленный опыт педагогам школ города.

Процесс формирования экологической культуры личности уже в полной мере начинается в начальной школе.

Начальная школа формирует у обучающихся первичные знания о природе и навыки ее охраны. Это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Учитывая эти моменты, особенности окружающей среды нашего региона (Кемеровской области) и требования ФГОС в школе реализуется программа «Начала нравственности», одним из направлений данной программы является раздел «Я гражданин России, гражданин Кузбасса».

Данное направление предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - Кузбассу, городу Ленинску-Кузнецкому, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде.

В основной школе реализуется комплексная программа «Надежда России». В данной программе 7 разделов. Один из разделов, «Живая планета», цель которого: формирование экологической культуры личности.

Данное направление предусматривает систему воспитательных мероприятий, призванных  развивать экологическое сознание, созидательное, бережное отношение к окружающей среде.

В разделе  «Планируемые результаты» мы описали модель выпускника основной школы с высоким  уровнем экологической культуры.

Когнитивная составляющая экологической культуры выпускника.

Выпускник обязан усвоить объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом региональной специфики, определённый Региональным образовательным стандартом по экологии.

Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

–  обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту;

–  проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;

–  оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения школы и проявлять        практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;

–  проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.

Ценностно-смысловая составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

–  быть готовым к принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;

–  быть готовым к принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных) отношений между людьми в обществе;

–  занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть готовым к экологически целесообразной деятельности;

–  ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей средой.

Коммуникативно-деятельностная составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

–  работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;

–  осуществлять созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной деятельности;

–  реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохранению как природы, так и человека;

–  вести здоровый образ жизни;

–  прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;

–  проводить исследования социоприродного окружения школы;

–  участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;

–  вести пропаганду экологически целесообразного поведения. [5 с.10]

Изменения, внесенные нами в методическое сопровождение экологического образования.

Изменения, произошедшие в методическом сопровождении экологического образования в связи с переходом к стандартам ФГОС – это переход:

- от работы с готовыми знаниями об объекте – к изучению культурно-исторического опыта его познания и затем – к готовности самостоятельно повышать свою экологическую грамотность, развивать экологическую культуру;

-  от работы с информацией об объекте – к работе с самим объектом реального мира;

- от доминирования информативно-иллюстративных методов преподавания – к методике развивающего обучения, направленной на формирование умения ученика учиться – то есть, учить самого себя, самостоятельно ставить и решать задачи самовоспитания, самореализации, самоопределения;

- от знаниевой направленности экологического образования – к ориентации на развитие экологического стиля мышления, когда знания из цели превращаются в средство; от эмпиризма опыта познания – к пониманию его логики, принципов, закономерностей, а учебные действия осваиваются на теоретическом уровне;

- от преемственности с учебными предметами на основе «экологизации» учебной тематики – к преемственности с точки зрения логики развития экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры личности обучающегося;

- от несопоставимости результатов экологического образования в разных образовательных учреждения, от безликой отметки – к применению критериального оценивания изменений качеств субъекта;

- от предмето-центрированной, естественнонаучной – к социально-проблемной модели образования, интегрирующей образование в области экологии, здоровья, безопасности жизни;

- от трансляции знаний – к развитию способов экологического мышления и экологически безопасной деятельности;

- от рассмотрения экологических проблем, которые обучающиеся самостоятельно не могут решить, контролировать или же за которые они не могут нести ответственности – к таким проблемам, которые узнаваемы или личностно значимы для ребенка, для окружающих его людей, и в решении которых он может осуществить практические действия, имеющие реальную пользу (экологически рациональное ведение домашнего хозяйства, бережное расходование природных ресурсов в повседневной жизни, пропаганда здорового образа жизни, экологическое просвещение).  [2 с.30]

Методологическая основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [7 с.17]

Работу  по формированию экологической культуры личности школьника строим на следующих принципах:

- принцип межпредметных связей, раскрывающий единство взаимосвязи окружающего мира;

- принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

- принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующих вовлечению обучающихся в практическую деятельность;

- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Рациональный отбор методов обучения, оценка характера познавательной деятельности обучающихся и эффективность процесса обучения позволяют определять уровень усвоения знаний, которые способствуют  развитию творческого мышления обучающихся, их саморазвитию, а так же формировать экологическую культуру.  [8  с. 24]

Методы, используемые в экологическом образовании, можно разделить по трем группам:

  1. Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой.
  2. Методы формирования экологических представлений.
  3. Методы формирования субъективного отношения к природе.

В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов в экологическом образовании.

Формы экологической работы в школе многообразны:

1.Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

4. Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).  [6 с. 2]

Необходимым условием достижения целей экологического образования, овладения экологическим стилем мышления, является формирование  у обучающихся средств учебной деятельности.

Наиболее действенным средством экологического воспитания формирования экологической культуры  является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).  [10 с.44]

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа – общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.

2. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992.

3. Дзятковская,Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в  федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н.Дзятковская , А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011.

4. Козлова, В.В.Фундаментальное ядро содержания общего образования. / В.В Козлова , А.М. Кондакова – М.: Просвещение, 2011.

5.Лиханова, Т.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования / Т.Н. Лиханова   - Пенза, 2001.

6. Лихачева, Б.Т.Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. – М., 1997.

7. Мамедов, Н.М.Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. Экологическое образование: концепции и технологии /Н.М Мамедова, С.Н. Глазачева. – Волгоград: Перемена, 1996.

8. Мамедова, Н.М Экологическое образование: концепции и методические  подходы / Н.М. Мамедова. – М., 1996.

9. Методика обучения и экологии в XXI веке. /Тезисы докладов научно-практической конференции - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

10. Мукушев, Б. А. Синергетический подход к экологизации образования / Б. А. Мукушев // Almamater. - 2008. - № 10.

11. Пономаренко, Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания /Е. В. Пономаренко // Образование. -2007. -№ 5.

12.  Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения / В.В. Фирсов - М., 1994.

 

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru; • департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа goruo@lnk.kuzbass.net.