Обязательно прочитайте. Детские страхи и тревоги.

Детские страхи  и тревоги.

Синягина Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва

В конце 2008 года мне  пришлось консультировать несколько родителей по поводу   страхов их детей. Так собрался незначительный материал, который может быть будет полезен родителям, и педагогам, воспитателям.

Последнее время обострилась проблема детских страхов. Есть данные,  что страх перед смертью в обществе в период  с 1980 года по настоящее время возрос в 20 раз. Дети, испытывающие это чувство более тревожны, менее адаптивны, менее направлены на продуктивное личностное развитие.

Следует знать, что страхи, проявляющиеся в разные периоды жизни человека ведут свое начало из детства.

При этом с точки зрения психологической науки страх нельзя относить к негативному чувству. Именно страх помогает человечеству выжить. Раньше он защищал от диких животных, от стихии, проклятия богов. Сегодня также выполняет защитную функцию – например, не заходить далеко в воду при купании – страх утонуть,  при переходе дороги, ночных передвижениях и др.

Наиболее частые страхи.

Страх темноты возникает от развивающегося бурного воображения, которое именно в темноте позволяет в   знакомых предметах видеть   страшные чудовища, различать незнакомые, пугающие звуки.  Оставляя в детской комнате незначительное освещение, например включенный   ночник, купленный вместе с ребенком, можно не провоцировать эти страхи или избавиться от них, если они только появились.

Обратите внимание на спальню ребенка – это должно быть действительно спальное место – место уединения, спокойствия и тишины. Если же это склад игрушек,   ребенок, вместо того, чтоб быстро и спокойно уснуть получает   порцию адреналина.

Учитывайте и то, что уже на уровне статистики зарегистрировано, что современные дети стали меньше спать – 20% детей спят на 2-5 часов меньше чем их родители в том же возрасте, поэтому, укладывая ребенка спать, когда он еще этого не хочет, вы провоцируете его страхи. То же самое и с ранним просыпанием – постарайтесь научить ребенка просыпаться самому, умению заниматься своими утренними делами – умывание, переодевание, складывание своих вещей, утренним играм. Оставляйте ему и ранний завтрак. Такая самостоятельность не только на пользу ребенку, но и позволит вам отдохнуть.

Страшные сны видят все люди -   взрослые и дети. Их отличает лишь реакция на такие сны. Взрослые, имеющие значительный опыт таких снов, осознают, что они мало соотносятся с реальностью и просто делятся ими со своими близкими на досуге.  Ребенок пугается таких снов, может проснуться и даже закричать во сне, его страшные сны вызывают  у него острые и неприятные   переживания. Надо понимать, что страшные сны помогают ребенку  справиться с негативными переживаниями и страхами его повседневной жизни. Постарайтесь отнестись к таким снам более внимательно, особенно если это происходит часто и влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Анализируя причину ночных кошмаров, постарайтесь найти их причину     не только внутреннем мире ребенка, но и особенности его жизни в семье, в его проблемы в детском саду, с бабушками-дедушками.

Достаточно частый и долговременный страх, что ребенка отдадут кому-либо (в детский дом, милиционеру, волку, чужому дяде...), часто провоцируется самими родителями, которые сердясь на него пугают этим действием. Дети же, в силу особенностей возраста, реально в это верят и такой страх может сохраниться на всю жизнь. Будьте осторожны в выборе способов наказания ребенка за проступки, вы должны сформировать у него понимание, что он самый любимый, что он – ваш и так будет всегда.

Иногда страхи возникают из-за непонимания ребенком ситуации, например,  некоторых детей пугают ситуации из сказки. Так, дети не всегда понимают, дети не понимают, зачем родители отводят своих детей в страшный лес…(сказки «Морозко»,  «Мальчик-с-пальчик»), зачем Красную шапочку через страшный лес одну отправляют к бабушке и др. При чтении сказок следует уделять внимание их обсуждению и разъяснять ребенку их суть на доступном и понятном ему языке.

Где-то к 6 годам у ребенка обычно возникает страх смерти. Это происходит во время активного его включения   в реальную действительность – начинается более самостоятельный период его развития, он готовится к школе, расширяется круг его друзей, знакомых,  стираются границы между сказкой и бытием. Развивается абстрактное мышление, расширяется кругозор, сфера понимания, осознаются понятия семьи, дома, жизни. Ребенок познает, что люди могут болеть, страдать и умирать и начинает этого бояться, не соотнеся с возрастом, ему кажется, что он умрет или умрут его близкие. Ребенок, пугаясь этого, много плачет, замыкается в себе, мало спит или испытывает ночные кошмары. Это так называемый «пожизненный страх». В последствии, он  будет обостряться в подростковом возрасте, в молодости и преклонном возрасте. Разумное поведение с ребенком, разговоры о том, что способствует здоровью, долгожительству, примеры из собственной семьи помогают снизить уровень такого страха.

Достаточно распространенным является и страх школы – ребенок боится новой обстановки, новых людей, не хочет оказаться   плохим или глупым, боится отрицательной   учительницы, его пугает, что он сделает что-то не так и тогда мама рассердится… Часто  такие страхи приводят к уходу в болезнь. Для преодоления этого как можно чаще приводите ребенка в разные группы развития, подготовки к школе, поддерживайте его активность во взаимодействии с другими детьми и людьми, поощряйте и хвалите его, обращайте внимание, что другие тоже видят его позитивную активность и интерес.

Следует знать что для каждого возраста характерны и другие  возрастные страхи. Так, в 3-5лет страшные сны могут сопровождаться дневными страхами одиночества, темноты, замкнутого пространства. В 5-7лет ребенка могут беспокоить страхи, связанные с машинами, самолетами, ураганами, наводнениями. В 7-10лет дети  часто видят во сне потусторонние силы и это может свидетельствовать о глубинном страхе  смерти.

Разные страхи могут иметь разные последствия. Одним из серьезных таких последствий является стресс (от англ. – давление, напряжение) – используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса).

Первоначально термин использовался в физиологии для обозначения неадекватной реакции организма на неблагоприятное воздействие (Г.Селье). Например при выявлении так называемого «общего адаптационного синдрома» - пятиклассник в общей школе, первоклассник после садика в школу…

Сейчас – обозначает  описание состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом и поведенческом уровнях например, непроизвольное мочеиспускание при неожиданной ситуации, и уже потом – реакция поведенческая.

Стрессоры бывают 2 видов:

  • Ø физиологический – чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и др.
  • Ø психологический –   действующий своим сигнальным значением - угрозой, опасностью, обидой и др. При этом выделяют информационный и эмоциональный психологические стрессоры.

Информационный – возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в необходимом темпе при высокой ответственности за это решение.

Эмоциональный -  проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и др. Формы эмоционального стрессора – импульсивная, тормозная, генерализованная – все они приводят к изменениям протекания психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного, речевого поведения.

Стресс может оказывать как положительное – МОБИЛИЗУЮЩЕЕ – так и ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ -  влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих возникновение стрессов.

Наши исследования позволили определить, что тревожит современных детей (опрашивали детей 4-7 лет), чего они больше всего боятся? Оказалось:

34,7% - разлука с близкими,

25,5% - развод родителей,

54,8% - теракты,

46% - болезни, смерть, война,

33% - катастрофы,

27,6% - безденежье

Как быть?

Не ругайте ребенка за его страхи, вспомните свои детские страхи и поделитесь ими с ним. Объясните, что бояться – это нормально, что взрослые тоже боятся. И знайте, чем реже улыбаются мама, близкие, тем больше страхов возникает у ребенка.

Для  помощи в решении    проблемы   разработана   компьютерная   программа, размещенная на СD-диске,   «Программа профилактики стресса и тревожности как основа формирования толерантности в педагогической деятельности»,    составленная по типу методической разработки. Она состоит из 25 цветных динамичных слайдов, содержащих цветовой  зрительный ряд, наполненный соответствующим содержанием. Программа носит обучающий характер, содержат рекомендательный компонент, контрольные вопросы и список литературы.

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .