Физкультминутки
Введение
В ст. 41 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед образовательными организациями определены обязанности по сохранению здоровья школьников во время пребывания в образовательном учреждении. Они многогранны. Напомню некоторые пункты данной статьи.
Так, в п. 2 указано, что «Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями»;
В п. 4 . записано: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: идет перечисление требований, в том числе проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; и другие требования.
В настоящее время идет внедрение ФГОС уже и на уровне основного общего образования. Возрастает интенсификация процесса обучения, что может отрицательно сказаться на состоянии физического и психологического здоровья детей и подростков.
Новые образовательные стандарты также определяют множественные задачи образовательных организаций по сохранению здоровья обучающихся, использованию приемов и методов здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Чтобы не допустить отрицательного воздействия интенсивного образовательного процесса на здоровье обучающихся, педагогам во время учебного процесса необходимо особое внимание уделять сохранению здоровья детей и позаботиться о том, чтобы не допускать и своевременно снимать физическое и эмоциональное напряжение у учащихся. В профилактике их поможет использование разнообразных рационально подобранных игр оздоровительной направленности, физических упражнений и релаксационных пауз.
Временные затраты на проведение оздоровительно профилактических мероприятий на уроке не столь велики, но они положительно влияют на восстановление физического и эмоционального состояния обучающихся, повышение их работоспособности на уроке, что ведёт к улучшению качества образования в целом.
Существует множество интересных и эффективных упражнений, которые можно использовать на уроках и переменах. Предлагаем некоторые из них.
Двигательные упражнения без предметов
Цель: формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела.
Данные упражнения направлены не только на снятие эмоционального и физического напряжения, но и способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, коммуникативных способностей.
Каждое упражнение имеет определённое название, которое обязательно надо сообщить детям. «Вхождение» в ту или иную роль с помощью названия позволит развить и сохранить игровой интерес с максимальной отдачей.
ЗЕРКАЛО
Ребята стоят на местах и повторяют движения за ведущим (учитель или ребёнок), чётко копируя их. Ведущий играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся.
Пример движений:
-повернуться вправо, влево;
-постоять на носочках;
-покивать головой;
-попеременно поднимать то левую, то правую руку и др.
ШУМОВОЙ ЭФФЕКТ
Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив головы на руки. Учитель подходит к любому из учащихся и «будит» его. Ученик должен показать, что он проснулся: подать голос, постучать по столу или пошелестеть бумагой, похлопать в ладоши и др. Остальные должны назвать имя того, кто «проснулся» и повторить звуки.
КЛОУНЫ
Учащиеся могут сидеть или стоять. Ведущий предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:
-развести и свести брови;
-сильно прищурить и широко открыть глаза;
-максимально растянуть в импровизированной улыбке губы, затем поджать их;
-шею максимально вытянуть, затем опустить её;
-плечи максимально свести и развести;
-обнять себя руками, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
ЯПОНСКАЯ ШКОЛА
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают левым глазом. Затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают правым глазом.
После выполнения наклонов, по команде ведущего, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать ему руку. Следующий ученик повторяет те же движения и т.д. пока все ученики не выполнят их. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и без шума.
Совместные двигательные упражнения
Цель: развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям. Формирование культуры совместных действий.
Предлагаемые упражнения помогут развить наблюдательность, способствуют развитию взаимопонимания без слов с помощью движений, коммуникативных навыков, способствуют сплочению коллектива.
БЛИЗНЕЦЫ
Учащиеся встают и выходят из- за парт. Кладут руки друг другу на плечи и закрывают глаза. По сигналу ведущего они выполняют следующие команды:
-присесть;
-встать;
-постоять на цыпочках;
-наклониться вправо, влево;
-постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
Команды должны выполняться слажено и тихо.
ТЕАТР ПАНТОМИМЫ
Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и вместе имитируют движения:
-поезда;
-гусеницы;
-змеи;
-медведя и др.
При выполнении упражнения учащиеся не имеют права отрывать руки от плеча товарища. Главное условие – слаженное и чёткое выполнение упражнения всеми учащимися, единение мыслей, чувств и движений.
ГИРИ
Ученики стоят лицом друг к другу возле своих парт. По команде начинают приседать, стараясь выполнять движения синхронно. Надо стараться выполнять движения вместе как один человек.
Игровые двигательные упражнения с предметами
Цель: стимулирование интереса к собственным физическим возможностям, развитие мотивации двигательной активности.
ТЯЖЁЛЫЙ ГРУЗ
Держа книгу на вытянутой руке:
-перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу;
-приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты.
ПРЯТКИ С КНИГОЙ
Ведущий договаривается с участниками игры о том, что они по его команде будут прятать книгу в определённое место, но при этом место, в которое будет спрятана книга, не будет называться, а будет соответствовать определённому количеству хлопков.
Например:
3 хлопка – положить в стол;
2 хлопка – положить на стул;
1 хлопок – положить в портфель и т.д.
ПРЕПЯТСТВИЕ
У учащихся на парте лежит ластик. По команде ведущего ученик берёт его и размещает его на указанной части тела и старается удержать его определённое количество времени (счёт до 5):
- на носу;
-на запястье;
- на голове;
-на кончике указательного пальца.
При этом участники игры должны шагать на месте, стоять на носочках или ходить на пятках.
< Предыдущая | Следующая > |
---|