Физкультминутки

Введение

 

В ст. 41 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед образовательными организациями определены обязанности по сохранению здоровья школьников во время пребывания в образовательном учреждении. Они многогранны. Напомню некоторые пункты данной статьи.

Так, в  п. 2 указано, что  «Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями»;

В п. 4 . записано: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: идет перечисление требований, в том числе проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; и другие требования.

В настоящее время идет внедрение ФГОС уже и  на уровне основного общего образования. Возрастает интенсификация  процесса обучения, что    может отрицательно сказаться на состоянии  физического и  психологического здоровья    детей и подростков.

Новые образовательные стандарты также определяют множественные задачи образовательных организаций по сохранению здоровья обучающихся, использованию приемов и методов здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Чтобы не допустить отрицательного воздействия интенсивного образовательного процесса на здоровье обучающихся, педагогам  во время учебного процесса необходимо  особое внимание уделять сохранению здоровья детей и позаботиться о том, чтобы не допускать и своевременно снимать  физическое и эмоциональное напряжение у учащихся. В профилактике их поможет   использование разнообразных рационально подобранных игр оздоровительной направленности, физических упражнений и релаксационных пауз.

Временные затраты на проведение оздоровительно профилактических    мероприятий на уроке не столь велики, но они положительно влияют на восстановление    физического и эмоционального состояния обучающихся,   повышение их работоспособности на уроке, что ведёт к улучшению качества образования в целом.

Существует множество интересных и эффективных упражнений, которые можно использовать на уроках и переменах. Предлагаем некоторые из них.

 

Двигательные упражнения без предметов

Цель: формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела.

Данные упражнения направлены не только на снятие эмоционального и физического напряжения, но и способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, коммуникативных способностей.

Каждое упражнение имеет определённое название, которое обязательно надо сообщить детям.   «Вхождение»  в ту или иную роль с помощью названия позволит развить и сохранить игровой интерес с максимальной отдачей.

 

 

ЗЕРКАЛО

Ребята стоят на местах и повторяют движения за ведущим (учитель или ребёнок), чётко копируя их.  Ведущий играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся.

Пример движений:

-повернуться вправо, влево;

-постоять на носочках;

-покивать головой;

-попеременно поднимать то левую, то правую руку и др.

 

ШУМОВОЙ ЭФФЕКТ

Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив головы на руки. Учитель подходит к любому из учащихся и «будит» его. Ученик должен показать, что он проснулся: подать голос, постучать по столу или пошелестеть бумагой,  похлопать в ладоши и др.  Остальные   должны назвать имя того, кто «проснулся» и повторить звуки.

 

КЛОУНЫ

Учащиеся могут сидеть или стоять. Ведущий предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:

-развести и свести брови;

-сильно прищурить и широко открыть глаза;

-максимально растянуть в импровизированной улыбке губы, затем поджать их;

-шею максимально вытянуть, затем опустить её;

-плечи максимально свести и развести;

-обнять себя руками, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

 

ЯПОНСКАЯ ШКОЛА

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают левым глазом. Затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают правым глазом.

После выполнения наклонов, по команде ведущего, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к  стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать ему руку. Следующий ученик повторяет те же движения и т.д. пока все ученики не выполнят их. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и без шума.

 

Совместные двигательные упражнения

Цель: развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям. Формирование культуры совместных действий.

Предлагаемые упражнения помогут развить наблюдательность,   способствуют развитию взаимопонимания без слов с помощью движений, коммуникативных навыков, способствуют сплочению коллектива.

 

БЛИЗНЕЦЫ

Учащиеся встают и выходят из- за парт. Кладут руки друг другу на плечи и закрывают глаза. По сигналу ведущего они выполняют следующие команды:

-присесть;

-встать;

-постоять на цыпочках;

-наклониться вправо, влево;

-постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

- постоять на  левой ноге, согнув  правую ногу в колене.

Команды должны выполняться слажено и тихо.

ТЕАТР ПАНТОМИМЫ

Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и вместе имитируют движения:

-поезда;

-гусеницы;

-змеи;

-медведя и др.

При выполнении упражнения учащиеся не имеют права отрывать руки от плеча товарища. Главное условие – слаженное и чёткое выполнение упражнения всеми учащимися, единение мыслей, чувств и движений.

ГИРИ

Ученики стоят лицом друг к другу возле своих парт. По команде начинают приседать, стараясь выполнять движения синхронно. Надо стараться выполнять движения вместе как один человек.

 

Игровые двигательные упражнения с предметами

Цель: стимулирование интереса к собственным физическим возможностям, развитие мотивации двигательной активности.

 

ТЯЖЁЛЫЙ ГРУЗ

Держа книгу на вытянутой руке:

-перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу;

-приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты.

 

ПРЯТКИ С КНИГОЙ

Ведущий договаривается с участниками игры о том, что они по его команде будут прятать книгу в определённое место, но при этом место, в которое будет спрятана книга, не будет называться, а будет соответствовать определённому количеству хлопков.

Например:

3  хлопка – положить в стол;

2  хлопка – положить на стул;

1 хлопок – положить в портфель и т.д.

 

ПРЕПЯТСТВИЕ

У учащихся на парте лежит ластик. По команде ведущего ученик берёт его и размещает его на указанной части тела и старается удержать его определённое количество времени (счёт до 5):

- на носу;

-на запястье;

- на голове;

-на кончике указательного пальца.

При этом участники игры должны шагать на месте, стоять на носочках или ходить на пятках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .