Методические рекомендации КРИПКиПРО по разработке программ ООП ООО

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 1  от  12августа   2013 г.

Зав. кафедрой _____ И. Г. Вертилецкая

 

Разработка программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО

(Из методических рекомендаций по разработке ООП ООО, рекомендованных к публикации в КРИПКиПРО)

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре ООП ООО  есть ничто иное,  как рабочие программы  по отдельным учебным предметам.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательной организации, то в её  компетенции находится и разработка, утверждение и реализация рабочих программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

– примерных программ по учебным предметам и материалам авторского УМК (учебников, имеющихся в федеральном перечне и авторских программ к линии учебников);

– требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО конкретного образовательного учреждения;

– программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения.

Определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.·е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения.

Рабочая  программа, как и примерная программа, составляется на ступень (уровень) обучения и может быть как единой для всех работающих в данной школе учителей, так и индивидуальной.

Процедуры разработки, согласования и утверждения рабочих программ регламентируются локальными нормативными актами, разработанными и утверждёнными на уровне ОО.

Рабочая учебная программа, представляющая информацию о дисциплине (курсе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества образования.

В настоящее время в образовательных организациях используются типовые и учебные рабочие программы.

Типовые программы по предметам утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составлениярабочих учебных программ, учитывающим национально-региональный и школьный компонент, собственный методический потенциал, уровень подготовленности обучающихся, возможности использования информационно-коммуникационных технологий.

Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей, специалистов по данному предмету в соответствии с «Положением о разработке образовательной программы в конкретной ОО».

Согласно методическим материалам и разъяснениям по отдельным вопросам введения  ФГОС ООО («Инструктивно–методическое письмо департамента общего образования Минобрнауки России « О введении федеральных государственных стандартов общего образования»  от 19.04.2011 №03-255), авторские программы учебных предметов могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможностях их использования решается на уровне образовательного учреждения.

При этом Образовательная организация должна учитывать требования ФГОС ООО  к  структуре программ:

«18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе и рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ООО и разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП»[14].

Программы  отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Таким образом, программы отдельных учебных предметов и курсов входят в содержательный раздел  ООП ООО и ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

• учебных программ по всем предметам — «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

При этом важно учитывать, что в результате изучения всех предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Учитывая выше сказанное, рабочая учебная программа является своеобразным путеводителем, в первую очередь, для обучающихся и их родителей.

Рассмотрим технологию составления рабочей учебной программы по дисциплине (курсу), программы ВУД с учетом требований, предъявляемых к данному виду материалов, как необходимое условие и показатель качества образовательного процесса в условиях перехода школы на ФГОС общего образования.

Как нормативный документ рабочая учебная рабочая программа, определяет объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по предмету.

Цель рабочей учебной рабочей программы - планирование, организация и управление учебным процессом по конкретной учебной дисциплине в аспекте требований ФГОС общего образования.

Задачи рабочей учебной программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательной организации и контингента обучаемых.

Требования к содержанию учебной рабочей программы в условиях введения ФГОС общего образования:

  1. 1. Соответствие требованиям  ФГОС к результатам освоения ООП ООО.
  2. 2. Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса).
  3. 3. Реализация принципов системно-деятельностного подхода в отборе программного материала: принцип деятельности; принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности; принцип творчества.
  4. 4. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
  5. 5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий формирование у обучающихся  ценностно-смысловой картины мира.
  6. 6. Региональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.
  7. 7. Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.
  8. 8. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования

Рассмотрим характеристику основных разделов программы в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Пояснительная записка подводит к раскрытию целей и задач освоения  учеником содержания программы через конкретизацию общие целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

Для этого в  Пояснительной записке даются ссылки на нормативные документы, на основе которых будет осуществляться обучение, и указывается в рамках какой системы учебников или какой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы; выявляется связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся.

Пояснительная записка может быть раскрыта с помощью устойчивых словесных речевых оборотов  (далее– маркеров):

  • Актуальность изучения программы ….. возрастает в связи с ...,
  • В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...
  • В связи с ... большое значение приобрела проблема  развития функционально-грамотной личности....
  • Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...
  • Необходимость введения ... обусловлена требованиями («Конституция РФ», ФЗ «Об образовании в РФ», Приказы Минобрнауки РФ, Департамента образования и науки Кемеровской области и др. локальные акты)...
  • Причины введения учебной дисциплины (курса)... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...
  • Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования и развития универсальных учебных действий  обучающихся и недостаточным количеством часов, отведённых на изучение предмета (или выполнение проекта)...
  • Введение программы   обусловлено тем, что ...
  • Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.
  • Курс рекомендован учащимся ...
  • Программа рассчитана на обучение в первом полугодии ...
  1. 2. Общая характеристика учебного предмета, курса:

—    определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач, устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой; целесообразно отметить, как они могут быть реализованы);

—    включает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов).

—  могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализаций части, формируемой участниками образовательного процесса.

При раскрытии общей характеристики учебного предмета могут  быть использованы маркеры:

  • Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
  • Особенность изучаемого курса состоит в ...
  • Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов системно-деятельностного подхода ..
  • Отличительными чертами данной программы являются ...
  • Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ-технологий и ТСО., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
  • Предлагаемая программа построена на основе примерной программы или рабочей авторской программы, в соответствии с требованиями ФГОС…
  • Нами переработаны авторские материалы ... (8), являющиеся основанием данной учебной программы.
  • Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ООО ...
  • Учебная программа разработана на основе.....
  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
  • Практическое выполнение программы предполагает   выполнение   обучающимися конкретных видов УД: контрольных или творческих работ, проверочных работ (включая тесты, графические проверочные работы), виды диктантов (предупредительный, объяснительный, восстановительный, зрительный, выборочный, творческий, графический), виды работ с текстом, опыты, выставки книг и ученических работ, нетрадиционные виды домашних заданий и др.).
  • В  программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы
  • Особое место в овладении данным курсом отводится проектной  (самостоятельной) работе по ...
  • исходя из принципов современного образования, реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества на уроке.
  • используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель-ученик», парная и групповая работа, что в свою очередь так же влияет на формирование УУД.
  • при изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...
  • Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...
  • Изучение курса завершается  защитой проекта, контрольным тестом, который включает ...,
  • Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнение проекта и его представление  и защита...
  • Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).
  • Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.
  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
  • Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить  проект..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
  1. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане :

—    предполагает распределение часов по классам на изучение предмета, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

—    могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.

Маркеры:

  • Предмет (курс) входит в число дисциплин, включенных в учебный план образовательной организации ...
  • Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОО.
  • Изучение данного предмета  тесно связано с такими дисциплинами, как ...и является пропедевтикой  к изучению курса ….
  • Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...
  • освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ..., выполнение проекта
  • в ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально по...
  1. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
  • конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  • показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования.

Маркеры:

  • Курс ориентирован на достижение личностных…
  • предметных …..
  • и метапредметных результатов основного общего образования.
  • В соответствии с этим, целью освоения программы является ... формирование и  развитие УУД..., создание учебного проекта ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...)
  • Данный курс преследует цель ...
  • Данная программа имеет цель ...
  • В ходе ее достижения решаются задачи (конкретные «шаги» по достижению цели):

- формировать  УУД...;

- совершенствовать умения  (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)...;

- развивать творческий подход к ...;

- создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).

- Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...

Основные задачи программы заключаются в следующем:

- познакомить с…, продолжить знакомство с…,

- отрабатывать  проектные умения обучающихся…, систематизировать…, организовать…,  обобщить знания о…, и т.д.

5. Содержание учебного предмета, курса.

Поскольку в ФГОС даны только требования к результатам образования, поэтому содержание может быть представлено в соответствии с примерной программой  предмета (или в соответствии с Федеральным компонентом содержания образования 2004 года).

Сравнительный анализ структуры и содержания Примерных программ по учебным предметам основного общего образования, проведённый  рабочей группой педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» .Мысковского городского округаКемеровской области и  представлен  в Приложении 3.

Содержание программы должно быть структурировано, выделены разделы, темы, подтемы в соответствии с тематическим планом. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование. Текст программ должен бытьточным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво;кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • -название темы;
  • -необходимое количество часов для ее изучения;
  • -темы практических и лабораторных работ.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

С целью создания условий для эффективной реализации программы, определения оптимального использования технологий, методов, форм, приемов и средств обучения, каждый учитель разрабатывает свой календарно-тематический план. В соответствии с требованиями ФГОС общего образования рекомендуем примерную форму календарно-тематического планирования по предметам всех образовательных областей (в таблице 5). Календарно-тематическое планирование согласовывается заместителем директора по УВР и утверждается руководителем образовательного учреждения.

Данный блок программы дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

Таблица5

Примерная форма календарно-тематического плана

Дата

(заполняется

карандашом)

Наименование

разделов и тем(как в журнале)

Впервые вводимые дидактические

единицы

(знания , умения, новые виды

деятельности)

Количество часов

(для программы ВУД)

Формы контроля

Всего

теория

практика

Раздел 1. _____________

1.1. __________

1.2. __________

1.3. Резервное время

1.4. Итого по разделу:

 

 

8

34

2

44

 

4

4

-

8

 

4

30

2

36

 

 

тест

контроль-ная работа

 

Раздел 2. ….

Итого по разделу:

 

 

10

12

22

 

4

10

14

 

6

2

8

 

 

проект

 

 

 

Всего

 

108

40

68

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

 

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей программного материала и возраста обучающихся.

Таким образом, раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета общего количества часов по учебному предмету. Тематический план составляется на весь срок обучения.

Составляя календарно-тематическое планирование, целесообразно указывать этап формирования того или иного УУД: знакомство с…, формирование… освоение и овладение… .

Возможно при этом  использование рекомендаций авторов учебно-методических комплексов.

·ИКТ-поддержка реализации программы обязательна, если в названии предметного курса имеется ИКТ: применение информационных программ, технических средств обучения (персонального компьютера для учителя, интерактивной доски, мультимедиа проектора, телевизионного комплекса, DVD-Плеера, аудиомагнитофона, средств цифро-фото-видеофиксации, цифровых образовательных ресурсов  и т.п.).

Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде не тестовых и тестовых заданий, требований к выполнению и защите проекта. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

В данном разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.) В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, цифровые  образовательные ресурсы  и другие источники по предмету.

Списки строятся по алфавитному ряду. Оформляя список литературы, необходимо соблюдать требования Госстандарта    ГОСТ 7.1 - 2003

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

(Раздел практически не отличается от  Раздела 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса», и поэтому в нем может содержаться система тематических планируемых результатов освоения учебной  программы).

Маркеры:

  • В результате освоения  программного материала обучающийся «научится» и «получит возможность  научиться» к каждому разделу учебной программы.:........;
  • В результате изучения курса обучающийся «научится»  (и «получит возможность  научиться»), приобретёт умения анализировать основные понятия ...,  определять этапы развития ..., понимать вопросы ... и адресовать вопросы другим; использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...
  • Особое место в программе отводится формированию УУД (метапредметность) – воспитание и развитие качеств личности школьника, отвечающих требованиям современного общества, что  невозможно без акцента на метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования. Они включаютуниверсальные учебные действия, которые должны усвоить обучающиеся:познавательные, регулятивные и коммуникативные (смотри раздел 4).

Перечень ключевых слов

Перечень ключевых слов представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список ключевых слов (словосочетаний), который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.

Толкование основных перечисленных понятий не дается.

Приложения

Приложения оформляются по желанию составителя программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе, учебные проекты, выполненные обучающимися, конспекты занятий, обобщающих уроков, аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.Приложения нумеруются и должны иметь название.

Созданная рабочая программа по предмету, курсу или  курсу внеурочной деятельности рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям ФГОС ООО. Решение методического объединения отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования.

Рассмотренная и одобренная методическим советом программа анализируется заместителем директора по УВР на предмет ее соответствия учебному плану ОУ и требованиям ФГОС ООО, а также в федеральном перечне анализируется наличие учебников, предполагаемых для использования.

Далее программу по предмету, курсу или курсу внеурочной деятельности рассматривает педагогический совет и председатель педагогического совета утверждает программу.

В помощь составителям рабочих программ в Примерной ООП отражены примерные программы  учебных предметов, раскрыты не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, отмечено, что:

—    «Примерные  программы учебных предметов для ООО, курсов  включают основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования;

—    полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени основного общего образования, в соответствии со структурой, установленной в Стандарте, приведено в Приложении к Примерной основной образовательной программе» [20].

Типы программ внеурочной деятельности:

- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.);

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку;

- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. К данному типу программ относятся программы кружков, секций, студий, творческих объединений учащихся.

- индивидуальные образовательные программы для учащихся могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Структура рабочей программы внеурочной деятельности определяется общеобразовательным учреждением и обозначается в «Положении о внеурочной деятельности», утвержденном руководителем ОО

 

 

 

 

Составитель:                                                                         И. Г. Вертилецкая

Заведующая кафедрой гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин

КРИПКиПРО, канд. пед наук, доцент

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .