Тест «Смысложизненные ориентации»
Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО), разработанный Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптирован Д.А. Леонтьевым
Цель: оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.
Инструкция:
«Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)».
Ключ к тесту СЖО:
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.
При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:
- в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
- в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.
Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс жизни) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат жизни) - 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель - осмысленность жизни (ОЖ) - все 20 пунктов.
Уровни |
цели в жизни |
процесс жизни |
результат жизни |
локус контроля - Я |
локус контроля - жизнь |
ОЖ |
Высокий |
37-42 |
35-42 |
27-35 |
24-28 |
35-42 |
113-140 |
Средний |
23-36 |
22-34 |
19-26 |
14-23 |
23-34 |
79-112 |
Низкий |
до 22 |
до 21 |
до 18 |
до 13 |
до 22 |
до 78 |
Интерпретация:
В тесте используются следующие субшкалы:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Тестовый материал к методике Леонтьева
|
|
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Обычно мне очень скучно. |
|
|
|
|
|
|
|
Обычно я полон энергии |
2. |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей |
|
|
|
|
|
|
|
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной |
3. |
В жизни я не имею определенных целей и намерений |
|
|
|
|
|
|
|
В жизни я имею очень ясные целя и намерения |
4. |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной |
|
|
|
|
|
|
|
Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. |
5. |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие |
|
|
|
|
|
|
|
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. |
6. |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться |
|
|
|
|
|
|
|
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. |
7. |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал |
|
|
|
|
|
|
|
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. |
8. |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. |
|
|
|
|
|
|
|
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. |
9. |
Моя жизнь пуста и неинтересна. |
|
|
|
|
|
|
|
Моя жизнь наполнена интересными делами |
10. |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. |
|
|
|
|
|
|
|
Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. |
11. |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. |
|
|
|
|
|
|
|
Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. |
12. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. |
|
|
|
|
|
|
|
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. |
13. |
Я человек очень обязательный. |
|
|
|
|
|
|
|
Я человек совсем не обязательный. |
14. |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. |
|
|
|
|
|
|
|
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. |
15. |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. |
|
|
|
|
|
|
|
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. |
16. |
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. |
|
|
|
|
|
|
|
В жизни я нашел свое призвание и целя. |
17. |
Мои жизненные взгляды еще не определились. |
|
|
|
|
|
|
|
Мои жизненные взгляды вполне определились. |
18. |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. |
19. |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. |
|
|
|
|
|
|
|
Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. |
20. |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение |
|
|
|
|
|
|
|
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|