РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола«Актуальные проблемы организации и проведения профориентацииобучающихся Кем
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола«Актуальные проблемы организации и проведения профориентацииобучающихся Кемеровской области и пути их решения»
(Кемерово, 2 июня 2015 г.)
В Кемерово 2 июня 2015 года состоялся круглый стол «Актуальные проблемы организации и проведения профориентации обучающихся Кемеровской области и пути их решения», организаторами которого выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Государственное образовательное учреждение «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». Цель круглого стола: развитие системы профориентации обучающихся и воспитанников в образовательных организациях Кемеровской области. Участниками круглого стола стали специалисты, ответственные за профориентацию в городах и районах, образовательных организациях. Были заслушаны и обсуждены 9 докладов, в которых раскрывались актуальные вопросы развития региональной системы профориентации обучающихся, особенности и организация деятельности ответственных за профориентацию обучающихся в городах и районах Кемеровской области, вопросы взаимодействия образовательных организаций разных типов как условие успешной профориентации обучающихся, опыт профориентационной работы ФГБОУ ВПО Кем ГУ с одаренными обучающимися Кемеровской области, результаты деятельности федеральной экспериментальной площадки ГОУ «КРИРПО» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования», планирование профориентационной работы на 2015/2016 уч. г. и другие вопросы. Участники круглого стола отмечают:- актуальность проблемы профориентации обучающихся, поиска и внедрения новых подходов, в том числе системного, деятельностного к формированию профессионального самоопределения подростков и учащейся молодёжи;- необходимость организации взаимодействия субъектов профориентации на уровне города, района, региона как условия успешного формирования профессионального самоопределения обучающихся;- значимость использования образовательными организациями современных форм и методов профориентации, реализуемых с учетом разных категорий обучающихся: дети-сироты, с ограниченными возможностями ,инвалиды, одаренные и др.;- своевременность разработки и реализации плана профориентационных мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей) на2015-2016 учебный год на уровне муниципалитета, образовательной организации;- наличие в Кемеровской области положительного опыта в области профориентации обучающихся и их родителей (законных представителей) и2необходимость обобщения, тиражирования лучших профориентационных практик, в том числе, результатов федеральной экспериментальной площадки ГОУ «КРИРПО» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования». Заслушав и обсудив представленные доклады, участники круглого стола констатируют, что в условиях развития инновационной экономики, модернизации системы профессионального образования ключевое значение для обеспечения устойчивого развития национальной экономики приобретает поставленная Президентом России В. В. Путиным задача создания 25миллионов современных, эффективных рабочих мест. Для решения этой задачи необходимо создание и развитие системы профессиональной ориентации обучающихся, что нашло отражение в поручении Правительства РФ от26.07.2011г. № АЖ-П8-5284 об обеспечении реализации комплекса мер по проведению профессиональной ориентации учащихся, поручении Правительства РФ от 25.04.2014г. № ОГ-П8-2956 о выполнении комплекса мер ,направленных на совершенствование профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях, совместном приказе Минтруда России и Минобрнауки России от 27.08.2013 г. № 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи», распоряжении Правительства РФ от 05.03.2015 г. № 366-р об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, распоряжении Губернатора Кемеровской области от 28.11.2013г. №78-рг о совершенствовании организации работы, повышения качества проведения профессиональной ориентации среди граждан и обучающихся общеобразовательных организаций, распоряжении Губернатора Кемеровской области от 26.01.2015 г. № 6-рг об утверждении регионального плана профориентационных мероприятий на 2015 г. Система профориентационной работы должна базироваться на постоянном, тесном взаимодействии профессиональных образовательных организаций с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, центрами занятости населения, работодателями, инвесторами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Социальное партнерство субъектов сопровождения профессиональной ориентации обучающихся необходимо строить с учетом следующих принципов: признание важности интересов сторон партнеров; нахождение компромисса при решении вопросов профессиональной ориентации; взаимная ответственность сторон за исполнение (неисполнение)согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. Участники круглого стола считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. По результатам совместной работы выработаны следующие предложения:
1. Департаменту образования и науки Кемеровской области:
1.1. Содействовать проведению профориентационной работы в соответствии с региональным планом профориентационных мероприятий для обучающихся на 2015 год, привлекая органы управления образованием, образовательные организации высшего и профессионального образования.
1.2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием, профессиональным образовательным организациям внедрять опыт работы Ленинск-Кузнецкого городского округа по организации профессиональных проб для школьников с привлечением профессиональных образовательных организаций.
1.3. Продолжить работу по организации и проведению областных конкурсов для обучающихся и педагогов на лучшие профориентационные материалы в 2015-2016 учебном году.
1.4. Обобщить опыт работы в регионе по профориентации и рассмотреть на совещании с участием заместителей глав, руководителей муниципальных органов управления образованием.
1.5. Рекомендовать проводить Неделю профориентации во всех муниципалитетах Кемеровской области.
1.6. Содействовать введению в 2015-2016 учебном году образовательными организациями в штатное расписание штатной единицы «профконсультант».
2. Государственному образовательному учреждению «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»:
2.1. Разместить резолюцию круглого стола на официальных сайтах организаторов.
2.2. Обобщить опыт работы ФГБОУ ВПО КемГУ, Ленинск-Кузнецкого, Беловского, Юргинского городских округов, Прокопьевского муниципального района по организации профориентационной работы с обучающимися и тиражировать его в разделах электронной сетевой методической копилки, журнале «ОКО».
2.3. Обеспечить разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для специалистов, ответственных за профориентацию.
2.4. Разработать методические рекомендации по организации и проведению профориентации обучающихся и их родителей (законных представителей).
3. Муниципальным органам управления образованием:
3.1. Обеспечить разработку и апробацию программ внеурочной деятельности по проблемам профориентации обучающихся в рамках ФГОС основного общего образования.
3.2. Включить в перечень показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций результаты участия в организации и проведении профориентационных мероприятий, трудоустройства выпускников.
3.3. Содействовать межведомственному взаимодействию, развитию социального партнерства в области профориентации образовательных организаций системы общего, среднего профессионального и высшего образования, работодателей, службы занятости населения и всех заинтересованных структур.
4. Руководителям образовательных организаций:
4.1. Активизировать профориентационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями), участниками молодёжных общественных объединений в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования, организациях дополнительного образования детей.
4.2. Разработать программы и/или планы профориентационной деятельности с целью формирования профессионального самоопределения обучающихся, ключевых профессиональных компетенций, обеспечивающих учащейся молодежи успешность в будущей профессиональной деятельности, востребованность на рынке труда.
4.3. Разработать и апробировать в рамках ФГОС общего образования программы внеурочной деятельности по проблемам профориентацииобучающихся.
4.4. Использовать современные формы и методы профориентационной работы, в том числе дистанционные, on-line-мероприятия.
4.5. Обеспечить разработку и реализацию дополнительных образовательных программ (спецкурсов), направленных на формирование у будущих выпускников профессиональных образовательных организаций навыков эффективного поведения на рынке труда.
4.6. Привлекать студентов старших курсов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования для ведения
профориентационной работы в общеобразовательных организациях.
4.7. Создавать равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
4.8. Обеспечить повышение квалификации специалистам, ответственным за профориентацию в образовательных организациях, используя разные формы: курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, тематические консультации, профориентационный конкурс «ПРОФориентир» идругие.
4.9. Развивать взаимодействие профессиональных образовательных организаций (многофункциональных центров профессиональных квалификаций, центров профессиональной ориентации и трудоустройства) с общеобразовательными организациями, центрами занятости населения, работодателями и общественными объединениями с целью проведения профориентационной работы с обучающимися и поддержки трудоустройства выпускников, их адаптации на рабочем месте.
4.10. Использовать возможности сетевого взаимодействия (в том числе на базе ресурсных центров и многофункциональных центров профессиональных квалификаций) при реализации профориентационнойработы с обучающимися.
4.11. Приглашать специалистов психолого-валеологических (психолого-медико-социального сопровождения) центров для организации и проведения профориентационной работы с обучающимися и их родителями.
4.12. Провести 1 сентября 2015 г. «Урок успеха» как встречу с успешными людьми – выпускниками данной образовательной организации, по возможности создавать именные аудитории успешных людей в своей профессиональной деятельности при поддержке социальных партнеров.
< Предыдущая | Следующая > |
---|