Положение о деятельности профконсультанта
РАССМОТРЕНО |
ПРИНЯТО |
на заседании Управляющего совета |
на заседании педагогического совета |
от «28» августа 2014 г. № 1 |
от «29» августа 2014г. протокол № 12 |
__________ О.В. Горбачева |
УТВЕРЖДЕНО |
|
приказом № 462 от «01» сентября 2014г. |
|
Директор МБОУ «ООШ № 37» |
|
__________________ Д.С. Иванов
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности профконсультанта
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о деятельности профконсультанта в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №37» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы и основные направления деятельности профконсультанта.
1.2. Профконсультант - педагогический работник образовательной организации, обеспечивающий организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающимся за счет координации деятельности педагогических работников, представителей родительской общественности, работодателей; осуществляющий взаимодействие в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием и их подведомственными организациями, ответственных за профориентационную работу, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности (далее - субъекты профориентации).
1.3. Профконсультант руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральными государственными образовательными стандартами профессионального, основного общего и среднего (полного) общего образования, постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», положением о профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области, положением о Центре профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» (далее ЦПиПС), уставом образовательной организации.
2. Цели и задачи деятельности профконсультанта
2.1. Цель деятельности профконсультанта – содействие своевременному и осознанному выбору обучающимися профессии, профессиональной образовательной организации, иных форм профессиональной подготовки, а также их трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.
2.2. Задачи деятельности профконсультанта:
- обеспечение прав и социальных гарантий обучающихся в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации обучающихся в условиях рыночных отношений;
- создание условий для обеспечения организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через систему работы педагогических работников, сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями (законными представителями);
- развитие познавательных и профессиональных интересов обучающихся, ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего профессионального образования и ориентации в мире профессий, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- профессиональное воспитание, формирование культуры профессионального самоопределения обучающихся;
- содействие успешной профессиональной, производственной и социальной адаптации обучающихся.
- содействие непрерывному профессиональному росту как важнейшего условия удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала обучающихся;
- оказание дополнительной помощи и поддержки в решении проблем профессионального самоопределения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящихся в социально опасном положении.
3. Принципы деятельности профконсультанта
3.1. Принцип гуманизации профориентационной работы может рассматриваться как ее ориентация на личностную направленность обучающегося, процесс и результат развития и самоутверждения личности, средство ее социальной защиты и устойчивости.
3.2. Принцип комплексности, означающий интеграцию различных специалистов в решении задач сопровождения: кураторов (классных руководителей), преподавателей (учителей-предметников), педагога-психолога, социального педагога.
3.3. Принцип доступности и равных возможностей получения профориентационных услуг, профессиональной и иной информации, необходимой для выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства, независимо от возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения.
3.4. Принцип непрерывности выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех этапах обучения. Реализуется путем целенаправленного формирования установки на самообразование и самосовершенствование через всю жизнь, которое развивается в неразрывном единстве с профессиональной деятельностью: «школа – колледж/техникум – предприятие».
3.5. Принцип активности, предполагающий активную позицию обучающегося в реализации потребности саморазвития и самопознания, готовности непрерывно изменяться как личностно, так и профессионально, не требуя при этом изменения от других. Субъекты системы сопровождения при реализации данного принципа, с одной стороны, прививают умение обучающимся решать проблемы самостоятельно, с другой, создают условия для реализации способности к саморазвитию.
3.6. Принцип компетентности означает, что профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.
3.7. Принцип конфиденциальности означает, что информация, полученная профконсультантом в процессе работы с обучающимся и их родителями (законными представителями), не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
3.8. Принцип лояльности означает, что профконсультант уважает личность обучающегося и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы обучающегося, даже не соответствующие интересам профконсультанта, являются приоритетными. В общении с любым обучающимся профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.
3.9. Принцип добровольности, когда обучающийся участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с профконсультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
4. Основные направления деятельности профконсультанта
4.1. В общеобразовательных организациях: планово-организационное; профориентационная диагностика; профориентационное консультирование; профориентационное информирование; практико-ориентированное; системное проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся, результативности работы общеобразовательной организации по профессиональной ориентации выпускников школ; повышение квалификации педагогических работников общеобразовательной организации по вопросам профориентации обучающихся.
4.2. В профессиональных образовательных организациях: планово-организационное; профориентационная диагностика; профориентационное консультирование; профориентационное информирование; практико-ориентированное; профессиональное воспитание обучающихся; системное проведение мониторинга результативности работы профессиональной образовательной организации в сфере профессиональной ориентации; повышение квалификации педагогических работников профессиональной образовательной организации по вопросам профориентации обучающихся; разработка программно-методического обеспечения деятельности по профориентации обучающихся, информационно-агитационных материалов для профориентационных мероприятий с обучающимися общеобразовательных организаций; привлечение обучающихся профессиональных образовательных организаций к проведению профориентационных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций.
5. Виды деятельности профконсультанта
5.1. Информирование о рынке труда, рынке образовательных услуг, возможностях построения профессиональной карьеры через СМИ, интернет. Обновление раздела сайта образовательной организации по вопросам профориентации.
5.2. Организация и проведение:
5.2.1. профориентационных мероприятий для обучающихся (выставки, фестивали, конкурсы, олимпиады и др.);
5.2.2. мероприятий для родителей по формированию правильного профессионального выбора обучающихся;
5.2.3. конференций, семинаров, круглых столов, тематических консультаций, мастер-классов и других методических мероприятий для педагогов по вопросам организации профориентационной работы с обучающимися.
5.3. Работа по привлечению работодателей к профориентированию обучающихся в форме экскурсий, стажировок на предприятиях, встреч, круглых столов, профессиональных конкурсов и других мероприятий.
5.4. Осуществление мониторинга профессиональных предпочтений обучающихся, анализ результатов трудоустройства выпускников прошедшего учебного года и их профессиональной, производственной и социальной адаптации.
5.5. Индивидуальное и групповое тестирование и консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей).
5.6. Взаимодействие в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием, их подведомственными организациями, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности и другими субъектами профориентации.
5.7. Планирование и координация деятельности педагогического коллектива в области профориентации.
6. Организация и контроль деятельности профконсультанта
6.1. Профконсультант назначается приказом руководителя образовательной организации.
6.2. Непосредственное руководство и контроль за деятельностью профконсультанта возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Профконсультант осуществляет свою деятельность на основании плана профориентационной работы, утвержденного директором.
6.4. Профконсультант осуществляет свою деятельность совместно с педагогами, социальными педагогами, педагогами–психологами, педагогами дополнительного образования и другими субъектами профориентации.
6.5. Профконсультант ведет и заполняет следующую документацию:
- план работы на год,
- журнал индивидуальных и групповых консультаций,
- информационно-аналитические справки и результаты проведенных диагностик и мониторингов.
< Предыдущая |
---|