Подвижные игры. Статья выступления на педагогическом совете.

Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания детей

(Выступление на педагогическом совете)

Никулина Н.М. учитель физической культуры

Давно известно, что подвижные игры – важнейшее средство и метод физического воспитания детей. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и, одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений. Кто работает в начальных классах, тот знает, как бывает иногда нелегко научить детей младшего возраста технике выполнения того или иного упражнения, элемента. А неоднократное повторение игровых действий помогает учащимся легче перестраиваться при изменении техники движения, экономно их выполнять в различных ситуациях.

Подвижные игры очень эффективны на уроке физической культуры. В игре легче решаются вопросы воспитания положительных черт характера. Выполнение разнообразных двигательных действий в ходе игр с соблюдением установленных правил, обогащает двигательный опыт детей, активизирует их, воспитывает наблюдательность, внимание, развивает память и ориентировку в пространстве. Движения, входящие в подвижные игры, по форме и содержанию просты, понятны и доступны детям. Все это способствует постоянному совершенствованию координации движений, на основе которой развивается способность целенаправленного овладения двигательными навыками.

Эмоциональность подвижных игр позволяет обеспечить значительную активность школьников во время занятий и, тем самым, добиться повышения уровня их физической подготовленности. Занятия должны проводиться в свободной, непринужденной форме. При проведении подвижных игр школьники должны хорошо видеть и слышать руководителя.

Немаловажное значение имеет судейство подвижных игр. Игра потеряет свою педагогическую ценность, если внимательно и строго не следить за выполнением ее правил. К судейству желательно привлекать самих учеников, формируя у них навыки самостоятельного проведения игр.

Важное условие для обеспечения эффективности занятий – правильный подбор и распределение подвижных игр, с учетом их интенсивности, длительности и направленности на подготовку к выполнению нормативов.

Включая в занятия те или иные игры, педагог должен иметь в виду равномерное распределение нагрузки в различных его частях.

Игровую деятельность отличает заложенный в ее основе мощный заряд положительных эмоций, который не только ребенок, но и взрослый может свободно выплескивать в процессе игры, чувствуя себя непринужденно, даже при достаточно больших психических и физических нагрузках.

Важными особенностями игры являются, постоянная смена различных видов деятельности, напряжения и расслабления, необходимость строгого подчинения установленным правилам и проявления творческих способностей для поиска оптимального решения поставленной задачи.

Велика роль общения в процессе игры. Во многих видах игровой деятельности ее участники могут обмениваться информацией, репликами, получать указания или подсказки, не противоречащие установленным правилам, благодаря чему развиваются и совершенствуются познавательные способности. Получаемая при этом информация имеет самый разнообразный характер, способствуя развитию пытливости ума, стремлению пополнить и расширить свой кругозор. Игра является любимым видом двигательной активности народов всех стран.

В процессе игровой деятельности создаются оптимальные условия для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Многообразие игр позволяет выделить их три основные группы: подвижные, спортивные и народные.

Подвижные игры являются сознательно организованной двигательной деятельностью, направленной на достижение определенной цели, в соответствии с установленными правилами. Они разделяются на: игры малой, средней и высокой интенсивности.

Подвижные игры включают в свое содержание различные двигательные действия: ходьбу, бег, прыжки, подскоки, метания, элементы единоборств, гимнастических и акробатических упражнений и др. эти действия обеспечивают разностороннее влияние на организм.

У детей младшего школьного возраста опорно-двигательный аппарат отличается гибкостью и пластичностью, при относительно слабой мускулатуре. Поэтому недопустимо использование длительных статических положений, односторонней нагрузки, различных отягощений. Динамичная, умеренной интенсивности игра должна предусматривать различные режимы мышечной деятельности, а также паузы для снижения физической нагрузки и возможности для восстановления организма.

«Совушка», «Запрещенное движение», «Метко в цель», «Охотники и утки», «Птица без гнезда», «Гонка мячей по кругу», «Бой петухов», «Вызов номеров», «Линейная эстафета».

Средний школьный возраст характеризуется переходом от чувственно-образного познания мира к абстрактному мышлению, усилению сознательного контроля за эмоциями и поведением. В подростковом возрасте создаются  благоприятные условия для развития сердечно-сосудистой системы, укрепляется сердечная мышца.

Более совершенные в этом возрасте механизмы регуляции физиологических систем позволяют постепенно увеличивать и усложнять двигательную нагрузку, вводить правила игры, требующие анализа движений, а также мыслительных операций, включая оценку своих действий, поведения партнеров и соперников. Развитие памяти должно быть направлено на запоминание эффективных игровых приемов и действий, в конкретной ситуации.

Подростковый возраст позволяет формировать и совершенствовать нравственные представления, укреплять волю, настойчивость. Подростков больше привлекают игры на местности, с включением заданий на ориентирование, приемов маскировки, требующих большей наблюдательности, развития слуха и остроты зрения. Эти игры привлекают также возможностью проявить смекалку, выдумку, что способствует самоутверждению подростка. «Комбинированная эстафета», «Пионербол», «Рывок к предмету», «Салки», «Мяч в воздухе».

Старший школьный возраст интересен не только завершением многих преобразований в физиологических системах организма, но и более развитой способностью к абстрактному мышлению, последовательностью и логичностью суждений по всем происходящим событиям. Юноши и девушки отличаются живостью воображения, наличием определенного двигательного опыта, в том числе и в игровой деятельности – это накладывает существенный отпечаток на организацию игровой деятельности старших школьников.

Подвижные игры для юношей и девушек 15-16 лет должны быть направлены на развитие и совершенствование физических и координационных качеств, закрепление определенных навыков прикладного характера: ориентировка на местности в разную погоду, умение поставить палатку, разжечь костер, выполнить обязанности судьи. «Борьба за мяч», «Перестрел бол», Эстафеты.

Т.о., подвижные игры занимают ведущее место среди других средств физического воспитания в силу своего происхождения, специфики, потребности человека в подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. Игра выступает одновременно и средством, и методом развития не только физической природы человека, но и формирования его как социально активной личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Уваров В. «К стартам готов!». – М.: «Физкультура и спорт». 1982. – 95с.

2. Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений». – М.: Владос, 2002. – с.238.

3. Подвижные игры на уроках ф.к. в школе 1-11 класс. Состав. Самсонов Ю.И. – Новокузнецк, 1995. – с.23.

4. www.pedagogic.ru

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .