Оздоровление через туризм. Статья.

картинка 1

Оздоровление через туризм

 

Никулина Н.М.

МБОУ «ООШ №37» г. Ленинск-Кузнецкий

Важнейшая сторона детско-юношеского туризма – оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые постоянно проживают в городских условиях. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать полезными. А потому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики некоторых заболеваний. Походы с обучающимися, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ, полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это можно отнести как к духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняется, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у обучающихся таких заболеваний, как скалиозы, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, органов дыхания, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

В исследованиях А.Г. Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А.М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объема груди, уменьшение частоты дыхания и увеличение становой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная емкость легких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек – 120 мм. Материалы врачебно-педагогического обследования показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствуют их физическому развитию.

Туризм является также одним из средств разностороннего физического развития, закаливания организма и воспитания выносливости, настойчивости и привычки к походной жизни.

Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать и плавать, грести, лазать и переносить грузы, преодолевать различные естественные и искусственные препятствия, а зимой ходить на лыжах. Путешествия способствуют выработке у детей прочных двигательных навыков, которые приходится применять в самой различной и часто меняющейся обстановке. Все это развивает у туристов такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Кроме того, путешествия связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных сил природы (воды, воздуха и солнечных лучей), они укрепляют здоровье и закаляют организм обучающихся.

Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.

Всякий туристский поход предполагает серьезную двигательную работу – прохождение намеченного маршрута. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным помощником учителя в воспитании и обучении детей. Километры, преодолеваемые туристами с грузом на плечах, километры с их топографическим, физгеографическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер.

Важны и радостные впечатления, положительные эмоции: какой восторг бывает у ребят, когда они в июльский зной могут поваляться на снегу, облака под ногами, а не над головой!

Факторы движения (километраж, спуски и подъемы по склонам), физических нагрузок (балансирование под тяжелым рюкзаком) в сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимости обходиться малым, терпеть неудобства, лишения, жажду – это обычные составляющие туристского похода. И при этом дети в походах не болеют. Ветер, дождь, снег – все факторы, вызывающие заболевания в домашних условиях, в природной среде становятся как бы сторонниками туризма. Чаще всего в домашней обстановке мокрые ноги вызывают температуру, а в походе брод по пояс в ледяной воде не вызывает даже насморка. Сами условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок даже не подозревает.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута – это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж.Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Когда современная педагогика осознает важность физических движений для развития ума, тогда она получит в туризме новое, более мощное средство влияния на развитие обучающегося.

 

1.Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: учеб. пособие [Текст] / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - М.: ИСВ РАО, 2011. – 352с.

2.Минаев, Б.Н. Основы физического воспитания школьников [Текст] / Б.Н. Минаев, Б.М. Шян. – М.: Просвещение, 1989. – 220с.

3.Остапец, А.А. На маршруте туристы следопыты [Текст] / А.А. Остапец. – М: Просвещение, 1987. – 130с.

4.Прилуцкий, Л.Д. Дороги, открытые всем [Текст] / Л.Д. Прилуцкий. – М: Советская Россия, 1976, - 223с.

важные ссылки...



Департамент образования и науки Кемеровской обл.


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования



«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .