Корни культуры Кузбасса в ее народностях
Исторически так сложилось, что наша малая Родина – Кузбасс, также как и вся Россия является многонациональным регионом. Согласно статистике, в нашей области проживают представители более 100 национальностей. В таком ярком культурном пространстве возникает проблема сохранения культурных особенностей представителей каждой нации. Особенно актуальна, проблема для представителей коренных малых народов Сибири: шорцев, телеутов, калмаков, татар.
Корни телеутов, которых можно назвать «сибирскими индейцами», уходят в глубокую древность. Когда-то многочисленный, этот кочевой народ постепенно осел на землю, занялся земледелием и промыслами. Несмотря на ассимиляцию с татарами и русскими, современные телеуты стараются сохранить и передать своим внукам красивые сказы и легенды, традиционные национальные одежды и ремёсла.
Например, до сих пор существует у телеутов такой национальный праздник как пельменек: вечером с 9 часов дети и подростки ходят по домам, их угощают домашними телеутскими пельменями с бараниной, а если не угощают, то они вредят хозяевам - раскидывают сор по двору, ломают ограду; праздник отмечается всю ночь.
Ещё одни аборигены Кузбасса – калмаки. Их предки – «выходцы на царево имя» беглые приобские «белые калмаки» («выезжие телеуты»), смешавшиеся на новой родине с томско-кузнецкими тюрками «горных порубежных волостей». Славятся они своим трудолюбием, гостеприимством, скромным и щедрым на доброту характером. Несколько десятков их проживает в селе Юрты – Константиновы Яшкинского района. В начале ХХ века Юрты Константиновы относились к Телеутской управе Томского округа Томской губернии.
Осев в XVII веке на Кузнецкой земле, калмаки постепенно поменяли образ жизни и религию. С XIX в. они исповедуют ислам, соблюдая его заповеди и праздники. В современной деревне функционирует национальный культурный центр. Фольклорный ансамбль «Калмаки» под руководством Ф.К. Покоевой существует уже более 15 лет. В его репертуаре песни на стихи татарских поэтов и народные калмацкие песни. Чаще всего в песнях поется о любви и дружбе: «Безнен авыл тугерек» (Вокруг нашей деревни), «Чэрнап алсан кубэлэк» (Бабочки летают), «Чарнам алган кубэлэк тэги» (Как дружны они), «Ящик, дуслар, бэргэлэп» (Так и мы должны быть дружны). Прожив «бок-о-бок» несколько веков в многонациональной среде, калмаки частично слились с татарами, частично с русскими. В последние годы старожилы жалуются, что молодежь стала забывать свой язык, старинные обычаи. Сейчас свадьбы проходят 90% по-русски, 10% — по-татарски; как у русских православных, пошла мода: у кого есть дочь «на выданье» — готовь приданое заранее (с малых лет), а раньше такого не было».
В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный народ род «Шор». По его имени стали называть всех жителей верховьев Томи и ее притоков. Большинство северных шорцев являются потомками телеутов, живших в далекие времена на территории. Быт шорцев, проживающих в крупных посолелках и городах, ничем не отличается от быта представителей других национальностей.
из дневника туристов-краеведов
< Предыдущая | Следующая > |
---|