День экологических знаний", сценарий мероприятия. Е.Ю. Гвоздева, учитель биологии

«День экологических знаний»

Квест-игра по экологии

Гвоздева Е.Ю.

Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности.

Задачи:

ü развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся;

ü расширять познавательный интерес и познавательную активность обучающихся;

ü расширять кругозор обучающихся;

ü формировать личностное отношение обучающихся к проблемам экологии

ü прививать навыки рационального расходования природных ресурсов;

ü развивать коммуникативные умения, формировать навыки работы в коллективе;

ü способствовать развитию творческих навыков обучающихся.

Игра проводится по маршруту экологической тропы в помещении МБОУ «ООШ № 37»

В игре могут принимать участие несколько команд. Игра рассчитана на обучающихся 6-7 классов.

В начале игры каждая команда получает Маршрут движения команд (Приложение 1) и начинает движение от первой станции «Старт». К финишу можно попасть,  только пройдя несколько станций - остановок с испытаниями, где участники команд отвечают на вопросы ведущих - Хранителей станций, решают логические задачи, отгадывают загадки, выбирают из предложенных вариантов верные, совершают определённые действия.

За правильные ответы на каждой станции команда получает баллы,  одну часть мозаики-эмблемы «День экологических знаний» (Приложение 2) (всего их шесть) и небольшие листочки с текстами на экологические темы. На заключительной станции листочки с текстами будут использованы участниками игры для создания плаката «Это должен знать каждый».

После выполнения всех заданий команда переходит на следующую станцию.

Материально-техническое обеспечение игры:

Маршрут следования и маршрутный лист;

муляжи фруктов и овощей;

живые фрукты и овощи из Средней Азии;

тест-полоски для определения нитратов в овощах и фруктах, пинцеты, чашки Петри, емкость с водой;

шесть частей мозаики "День экологических знаний";

буквы на цветочных горшках;

5 воздушных шаров с вопросами;

Верёвки для завязывания узлов;

шина, бинты;

оборудование для демонстрации опытов на станции «Вода»  (стеклянная банка, вода,  металлическая крышка, пробирки, мыло 3-х видов);

5-ти литровая пластмассовая бутыль для умывальника и гвоздь;

фото и рисунки «Ядовитые грибы», «Ядовитые ягоды»;

ватман для изготовления плаката.

Игру проводят Хранители  станций (всего 8 обучающихся и их помощники).

Команды должна пройти 6 станций: «Старт»,  «Человек и Природа», «Родом из Азии», «Реки Кузбасса», «Экстрим в природе», «Привал».

I станция «Старт»

Хранитель станции. Здравствуйте, уважаемые участники игры.

15 апреля отмечается жизненно важный праздник для самой Земли — День экологических знаний. Призыв Конференции ООН в этот день в 1992 году нацелил все правительства качественно улучшить всеобщее экологическое образование. Человечество постоянно безжалостно вредит природе, словно безумец, разрушая среду обитания — единственно возможную для себя. [1]

С днем экологических знаний поздравляем мы всех,

Желаем, чтобы в этом деле сопутствовал успех.

Чтобы люди на Земле долго могли жить здоровыми,

Детей бы растили, и их опасности не беспокоили.
Пусть дыры озоновые не увеличиваются, а уменьшаются,
Чтоб, наконец, понять мы сумели, как это получается.
Чтобы воздухом, водой, продуктами могли наслаждаться,
И потомки, всегда радостно могли бы улыбаться.

Хранитель станции. Уважаемые участники игры, вам вручается Маршрут движения команд (Приложение 1), на котором  обозначены  станции для посещения.  Следуя этому документу, вы пройдете весь маршрут и выполните все задания, которые вам предложат Хранители  станций. На каждой станции вам вручат фрагменты мозаики эмблема  «День экологических знаний» (Приложение 3) и небольшие экологические тексты, которые вам будут необходимы  на заключительной станции «Привал». За  правильные ответы команда получит баллы. Количество баллов заносится в Маршрутный лист (Приложение 2).

А сейчас вы должны решить, о каком дереве идет речь? Правильно ответив на вопрос, вы узнаете название следующей станции.

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.

2. Из него самые лучшие дрова.

3. Из его коры делают много полезных вещей.

4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

Команда получает первый фрагмент мозаики эмблема «День экологических знаний» и следуя Маршрутному листу,  переходит на следующую станцию – «Человек и Природа»

II станция «Человек и Природа»

Хранитель станции встречает команду со словами:  Знаете ли вы, что каждый взрослый человек потребляет в сутки в среднем: 1 кг пищи, -  2 литра воды, 25 кг воздуха? Поэтому важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. [2]

Вопросы этой тематики в прямом смысле подвешены в воздухе. Они написаны на записках, которые находятся в четырех шарах, которые находятся под потолком. Чтобы прочесть записки с вопросами, шары надо лопнуть подручными средствами. (Приложение 4)

На следующие два вопроса команда даёт ответы самостоятельно уже без подсказок (время на обдумывание 5-го и 6-го вопроса – 20 секунд). (Приложение 4)

Где растет фрукт, о котором говорится в загадке?

Что за фрукт – шкатулочка с секретом!

Семена – стекляшки на вид,

Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь, как странно, не звенит! (Гранат, Средняя Азия)

Хранитель станции  «Человек и Природа» дает команде вторую часть мозаики эмблема «День экологических знаний» и небольшие экологические тексты (приложение 5).

Ориентируясь на Маршрутный лист, команда переходит на следующую станцию – «Родом из Азии».

III станция «Родом из Азии»

1-й  Хранитель  станции . Мы рады приветствовать вас, уважаемые участники квест-игры.  Как сказал Н. Рерих: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе».

2-й Хранитель станции:  Наше «малое семя» - это наша экологическая тропа, которая только рождается. Сегодня на нашей станции мы поговорим с вами о фруктах и овощах, которые родом из Азии.

1-й Хранитель станции: предлагаю вам выполнить задание. Осмотрите представленные  фрукты и овощи. Как вы думаете, какие  представленные  экспонаты  содержат нитраты в большом количестве? А в каких нитраты отсутствуют?

Ответьте на вопросы:

1) в каких овощах накапливаются нитраты всегда в большом количестве? (Салат, петрушка, щавель, укроп свекла, огурцы, капуста)

2) существуют ли фрукты и овощи, в которых нитраты содержатся в минимальном количестве? (Фрукты, ягоды, лук) (Приложение 6)

2-й хранитель станции. А сейчас я предлагаю вам самостоятельно определить наличие или отсутствие нитратов в овощах и фруктах, выращенных в Средней Азии. (Приложение 7)

По внешнему виду сложно определить наличие нитратов в продуктах питания обычным покупателям, поэтому желательно при покупке требовать у продавца сертификат качества на овощи и фрукты.

1-й Хранитель: в Средней Азии произрастает огромное количество разнообразных растений кроме овощей и фруктов. Я предлагаю вам отыскать буквы, из которых нужно составить слово. Составив слово, вы узнаете название следующей станции. Буквы прикреплены к цветочным горшкам, в которых растут папоротники. Внимательно осмотрите все цветочные горшки с папоротниками и найдите буквы.

После сбора всех букв и составления слова («Вода»),  команда получает третий фрагмент мозаики эмблема «День экологических знаний» и небольшие экологические тексты. В маршрутный лист выставляют баллы.

Команда переходит на следующую станцию «Реки Кузбасса»

IV станция «Реки Кузбасса»

1-й Хранитель.  Здравствуйте, уважаемые участники игры. Экологическая ситуация в реках Кузбасса – неблагоприятная. Река Иня, на которой стоит наш город, за последние два десятилетия значительно обмелела, а запасы рыбы, некогда бывшие значительными, теперь минимальны. Связано это в первую очередь с разработкой угольных месторождений, сопровождающимися обильными промышленными сбросами в реку, с забором воды на технологические нужды. Экологи говорят о том, что донные отложения Ини теперь имеют в большей части техногенный характер. [3]

2-й Хранитель станции «Реки Кузбасса» предлагает  игрокам ответить вопросы спрятанные в одном из трёх пластиковых контейнеров, которые необходимо выловить с поверхности водоёма (аквариум). Задача игроков – как можно быстрее достать контейнер с нужной начинкой (запиской с вопросами) и правильно ответить на них. (Приложение 8) Может быть вы знаете что обозначают названия наших рек? За правильные ответы начисляются баллы.

1-й Хранитель. Уважаемые участники, а вы знаете, как образуется дождь? Просим вас, используя подручные средства (стеклянная банка, металлическая крышка и горячая вода) продемонстрировать процесс образования дождевых капель. (Приложение 9)

2-й Хранитель. Атмосферный водяной пар соединяется с газообразными выбросами промышленных предприятий и на землю выпадает уже не чистая живая вода, а кислотный дождь, воздействие которого может быть самым неблагоприятным как для живых организмов, так и для созданных человеком сооружений. Происходит загрязнение не только почвы, но и водных ресурсов.

1-й Хранитель. Мы с вами ежедневно используем воду, поэтому качество воды для всех нас много значит. Водой с мылом мы очищаем кожу от загрязнения. Давайте проверим, как мыло взаимодействует с водой. А для этого мы «намылим» воду в пробирке. (Участники выполняют действия под руководством Хранителя станции. Обсуждают результаты.)

1-й Хранитель. Т. к. вода из водопроводного крана жесткая, в пробирке появляется осадок, потому что мыло плохо растворяется.  [6]

Уважаемые участники, я назову вам три слова: вода, костер, палатка. Ответьте одним словом, что их объединяет? (Поход, отдых на природе)

Ваша следующая станция – «Экстрим в природе»

Команда получает следующий фрагмент эмблемы и небольшие экологические тексты. (Приложение 10) В Маршрутный лист выставляются баллы.

Команды следует на следующую станцию «Экстрим в природе»

V станция «Экстрим в природе»

1-й Хранитель станции. Здравствуйте, уважаемые участники игры. Вы добрались на станцию «Экстрим в природе». Находясь в походе с друзьями и отдыхая с родителями на природе, вы можете столкнуться с некоторыми ситуациями, которые могут испортить впечатления об отдыхе. Здесь сегодня мы с вами  разберем несколько ситуаций, которые, надеюсь,  вам будут вам полезны.

2-й Хранитель станции озвучивает первое задание.

Вы  с семьей или друзьями выбрали поляну для отдыха и хотите развести костер. Определите последовательность ваших действий для того, чтобы правильно разжечь костер. (Приложение 11)

1-й Хранитель  станции. Костер благополучно разведен. Желательно помыть руки перед приготовлением пищи. Предложите свой способ изготовления умывальника из подручных средств.( Из подручных средств – 5-ти литровая пластмассовая бутыль и гвоздь.) (Приложение 12)

2-й Хранитель. Молодцы. С задачей успешно справились. А теперь предложите 2-3 способа очистки воды в походных условиях. (Приложение 13)

1-й хранитель. В походе случается всякое. Продемонстрируйте ваши умения оказывать 1-ю помощь при травме ноги.

2-й хранитель. Отдыхая на природе, трудно отказаться от сбора ягод и грибов. На фото и рисунках изображены грибы и ягоды. (Приложение 14, 15, 16)  Из всего предложенного удалите ядовитые грибы и ягоды.

1-й Хранитель. В походе бывают случаи, когда необходимо завязать качественно узел. Наши помощники сейчас покажут вам несколько способов завязывания узлов. Вы можете вместе с помощниками попробовать завязать правильные узлы. (Помощники показывают способы завязывания узлов с пояснениями. Помогают завязать узлы участникам)

А сейчас, глядя на рисунок, ответьте на несколько вопросов. (Приложение 17)

1. Сколько туристов отдыхает на данной поляне? (4)

2. Они сюда приехали сегодня или несколько дней назад? (Несколько дней назад)

3. Куда ушел Шура? (Ловит бабочек)

4. Какое сейчас время дня? (Обед)

Я думаю, что и вам пора отдохнуть, перекусить, т.е. сделать что? …привал. Ваша следующая станция «Привал»

2-й Хранитель. Вот и закончилось ваше время пребывания на нашей станции. Вы получаете еще один фрагмент мозаики,  маршрутный лист с полученными баллами и небольшие экологические тексты.

Команда переходит на заключительную станцию «Привал»

VI станция «Привал»

1-й Хранитель. Я рада вас приветствовать на заключительной станции.

На привале вам нужно оформить плакат «День экологических знаний» на тему  «Это должен знать каждый»

Я вручаю вам  заключительную часть эмблемы. И предлагаю собрать картинку из частей мозаики. Что получилось? А в результате у вас получилась эмблема «День экологических знаний» Полученную эмблему приклейте  на плакат и  оформите плакат.

Материал для плаката находится у вас. Это те тексты, которые вы получали на каждой станции. Вы должны решить сами, какая информация является наиболее важной. Листочки с информацией нужно наклеить на плакат.

Каждая команда оформляет свой плакат. Подсчитываются полученные баллы, награждаются победители.

Литература и интернет ресурсы

1. http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-ekologicheskikh-znaniy/

2. http://odogde.ru/interesnoe-o-dozhde/kak-obrazuetsya-dozhd.html

3. http://nesiditsa.ru/city/leninsk-kuznetskiy#h2_1

4.  https://www.babyblog.ru/user/Nadejda25/3026636

6.  http://drvoda.com/post/1780

7. http://xn--80affab4a1bl1df4f.xn--p1ai/pages/2.html

8. http://nesiditsa.ru/city/leninsk-kuznetskiy#h2_1

9. https://otvet.mail.ru/question/79995401

10. http://gidroguru.com/vnutrennyaya-kanal/santeh-pribory/mojki/2446-umyvalnik-iz-butylki

11.http://ofiltrah.ru/ochistka_vody_v_pohodnyh_usloviyah_dlya_turistov_i_ne_tolko

 

Маршрут движения команд

Приложение 2

Маршрутный лист

Команда ______________________________________________

Стан-ция

Старт

Человек и Природа

Родом из

Азии

Реки Кузбасса

Экстрим в Природе

Привал

Всего

баллов

Баллы

Приложение 4

Вопросы на станции «Человек и Природа»

1 вопрос. Укажите главную причину, для чего вокруг крупных городов необходимо сохранить леса?

1. Для красоты
2. Для очищения воздуха +
3. Для того чтобы в них селились птицы и животные
4. Для заготовки дров

2 вопрос. Лучше всего поглощают выхлопные газы автомобилей и взамен выделяют кислород?

1 . Береза
2. Тополь +
3. Сирень
4. Ясень

3 вопрос. Какое дерево дольше живет?

1 . Сосна +
2. Осина
3 . Дуб
4 . Ель

4 вопрос. Быстрее всех вырастает?

1. Береза +
2 . Клен
3. Сосна
4. Ель

5 вопрос. Как бороться с пылью в городе?

Примерные варианты ответа:

- чаще убирать дворы, дороги, тротуары;
- сохранять газоны, лесопарковые зоны;
- озеленять территории с пустующими почвами;
- мыть колёса автомобилей, работающих на стройках;
- собирать пыль, образующуюся при ремонте в доме;
- регулярно проводить влажную уборку дома, подъезда, квартиры.

6 вопрос. Какие меры принимаются в Ленинске Кузнецком по улучшению качества воздуха?

Примерные варианты ответа:

- строительство скоростных магистралей:
- строительство транспортных развязок;
- развитие общественного транспорта.

Приложение 5

Экологические тексты станция «Человек и Природа»

Чемпион по очистке воздуха

Чем быстрее растет дерево, тем эффективнее оно в итоге очищает воздух. Из быстрорастущих пород – все виды тополя. Хвойные деревья и медленно растущие породы с плотной древесиной (дуб, вяз, клен, ясень, каштан) для этих целей неэффективны. Береза тоже плохо подходит для городского озеленения: растет сравнительно медленно, слишком габаритна, сравнительно хрупкая древесина (при больших размерах кроны в сильный ветер легко ломается). Поэтому пока что вне конкуренции пирамидальные тополя («свечки»): пуха не дают, очень быстро растут (до взрослого состояния за 20-30 лет), дерево компактно, не имеет пышной кроны (поэтому хорошо выдерживает ветровые нагрузки и не доставляет проблем при спиливании в условиях плотной застройки).

Величина выбросов в атмосферу в Кузбассе

В большинстве городов Кузбасса уровень загрязнения атмосферы значительно превышает санитарные нормы.

Проведено ранжирование городов: наибольшая величина выбросов в атмосферу отмечается по г. Новокузнецку 572,69 тыс.т. Далее следуют: Белово —113 тыс.т., Мыски 101,77 тыс.т., Кемерово 95,26 тыс.т., Прокопьевск 42,62тыс.т., Киселевск 31,57 тыс.т., Топки 30,3 тыс.т., Ленинск-Кузнецкий 27,2тыс.т., Междуреченск 22,38 тыс.т., Анжеро-Судженск 21,14 тыс.т., Гурьевск 13,79тыс.т., Березовский 12,07 тыс.т., Мариинск 9,52 тыс.т., Осинники 8,57 тыс.т.,Юрга 5,76 тыс.т., Тайга 3,91 тыс.т., Салаир 1,53 тыс.т.

Приложение 8

Вопросы на станции «Реки Кузбасса»

1 вопрос. Какой из водоёмов не протекает по территории Кемеровской области?

1. Чеболсу

2. Кия

3. Никитинка +

4. Аба

2 вопрос. По кому из обитателей водоёма можно определить чистоту озёр и рек?

1. Уж
2. Рак +
3. Лягушка
4. Ламинария

3 вопрос. Главные источники загрязнения водоёмов в городе:

1. Сточные воды шахт +
2. Автомобили
3. Мусор, который выбрасывают жители
4. Осадки

Приложение 9

Делаем облако

Налейте в 3-х литровую банку горячей воды (1/3 объем банки). Положите ни металлическую крышку несколько кубиков льда и закройте ею банку. Воздух, внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. [4] Капли, встречаясь в облаке увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Приложение 10

Экологические тексты станция «Реки Кузбасса»

1. Крылатая фраза Антуана де Сент-Экзюпери о том, что вода не просто необходима для жизни, а сама является жизнью, сегодня актуальна как никогда. Все мы знаем о том, что вода составляет от 70 до 80%  от массы тела человека, непосредственно влияя на наше самочувствие. Она обеспечивает метаболизм человеческого организма, входит в состав всех тканей, поддерживает теплообмен, участвует во всех биохимических реакциях. [7]

2. Проблема нехватки хорошей питьевой воды в Кузбассе стоит достаточно остро. Это не удивительно, ведь многие города области занимают лидирующие места в списке наиболее грязных населенных пунктов в  стране. О неприемлемом качестве воды говорят не только независимые эксперты, но и санитарные врачи. Поэтому важно проявлять повышенную осторожность к воде, которая вытекает из водопроводного крана. [7]

3. Экологическая ситуация с реками Кузбасса – неблагоприятная. Так,  Река Иня, на которой стоит наш город, за последние два десятилетия значительно обмелела, а запасы рыбы, некогда бывшие значительными, теперь минимальны. Связано это в первую очередь с разработкой угольных месторождений, сопровождающимися обильными промышленными сбросами в реку, с забором воды на технологические нужды. Экологи говорят о том, что донные отложения Ини теперь имеют в большей части техногенный характер. [8]

Приложение 11

Правила разжигания костра на природе

1. Необходимо убедиться, что костры в это время года разводить можно.

2. Выбрать место не ближе 5 метров от любых деревьев.

3. Расчистить  площадку от сухих листьев, хвои. Желательно убрать дерн.

4. Площадку для костра обложить камнями или землей.

5. Разжечь костер.

6. Перед уходом с этого места костер затушить, залить водой, а площадку заложить снятым дерном. [9]

Приложение 12

Изготовление умывальника проще простого

Изначально берется баклажка любой емкости и горячим гвоздем, шилом или любым другим острым предметом в днище проделывается небольшое отверстие, только отверстие должно быть действительно небольшое в районе 2 – 3 мм. Закрыть сделанную дырочку пальцем, наполнить емкость водой, плотно закрутить крышку.

Так как доступа воздуха сверху нет, вода через дырочку выливаться не будет. Но стоит нам немного ослабить крышку, воздух начнет поступать в емкость и по мере его поступления, вода будет течь из отверстия в днище. Если же вы снова закрутите крышку, процесс остановится. [10]

Приложение 13

Несколько способов очистки воды в походе

1. Простейший фильтр для воды может быть изготовлен из любой пустой ненужной емкости, например, консервной банки или пластиковой бутылки. Перед использованием в дне этой емкости необходимо пробить несколько небольших отверстий и застелить дно куском материи. После этого емкость нужно на 2/3 объема заполнить песком. Фильтр готов.

Подлежащая очистке вода заливается в фильтр сверху. Очищенная вода вытекает через отверстия. Процесс фильтрации может быть повторен многократно до достижения необходимой степени очистки. Периодически песок необходимо менять.

2. Если под рукой нет песка, то фильтрующая емкость может быть заполнена тем, что у туриста есть в большинстве случаев – древесным углем из прогоревшего костра. Крупные куски угля раскалывают на небольшие кусочки, сдувают с них золу и засыпают в фильтрующую емкость. При использовании древесного угля необходимо учитывать, что он должен быть получен сожжением только лиственных пород дерева, так как фильтрация воды через древесный уголь хвойных пород придаст ей специфический привкус и запах.

3. На расстоянии 50 до 100 сантиметров от водоема копается яма глубиной порядка 50 сантиметров. Вода, просачиваясь, будет постепенно ее заполнять. После того как яма до краев заполнится водой, ее осторожно вычерпывают. Воду из ямы удаляют несколько раз, пока она не очистится и станет прозрачной. Эту воду можно смело использовать. [11]

важные ссылки...





Управление образования администрации Л-Кузнецкого гор. округа

Департамент образования и науки Кемеровской обл.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования


Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .