Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла. Т.С. Скороходова
Системно-деятельностный подход в изучении предметов
естественно-научного цикла.
Скороходова Т.С.
учитель географии
МБОУ ООШ № 37
Проблемы обучения и воспитания в последнее время являются ведущими в педагогике. Современное производство на всех уровнях стало нуждаться в работниках нового типа, способных действовать самостоятельно, творчески, без подсказки и слепого копирования утвердившихся образцов.
Готова ли наша школа выполнить такой заказ общества?
Содержание традиционного обучения общеизвестно. Оно ориентировано на усвоение программных знаний, выработку умений и навыков, понимание учебного материала. Это обучение основано на принципах доступности и наглядности. Казалось бы, такая система настолько совершенна, что должна использоваться бесперебойно.
Еще в 20 веке форма производственно-практической деятельности людей менялась медленно, знаний, накопленных в школе и ВУЗе, могло вполне хватить на всю оставшуюся жизнь. Однако, в конце 20 века «информационный взрыв» с быстрым накоплением научных знаний привел к отставанию традиционного образования. В настоящее время в условиях ускоренного развития науки и техники, людям приходится порой на протяжении всей жизни менять специализацию или профессию. Соответственно, основным ресурсом современного общества становятся люди не столько подготовленные,сколько непрерывно развивающиеся. В связи с этим важно формирование способностей человека не только к самостоятельной, но и к разнообразной деятельности.
В 1978 в ходе исследований, группой зарубежных ученых было отмечено несоответствие принципов традиционного обучения современным требованиям общества. В качестве альтернативы, была предложена форма инновационного обучения, ориентированная на формирование готовности личности к быстрым переменам в обществе. Такое обучение нацелено на будущее учащихся, на развитие способности к творчеству, к самостоятельному мышлению, к сотрудничеству с другими людьми.
Сравним некоторые особенности традиционного обучения с современными требованиями к образованию.
Традиционное обучение |
Инновационное развивающее обучение |
Базируется на принципе доступности |
Опирается на зону ближайшего развития |
Учащийся выступает в роли объекта |
Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности |
Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний |
Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения |
Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания |
Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания |
Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы |
На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности |
В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности |
Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности |
Многие наши педагоги используют передовые инновационные технологии, среди которых хочется выделить компетентностный подход к образованию. В основе его заложена ориентация на деятельностную составляющую в обучении.
Компетентностный подход в обучении выступает как личностно-ориентированный, где каждый учащийся является активным участником учебной деятельности, так как только в деятельности проявляются способности, направленные на достижение цели.
В формировании коммуникативной компетентности учащихся большую роль играют методические, теоретические, экспериментально-практические, компьютерные и другие умения, специфика которых определяется предметным содержанием и особенностями естественно-научного познания.
При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию. В её основе лежат познавательная деятельность и взаимодействие учащихся, реализуемые прежде всего в диалоге.
Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.
< Предыдущая | Следующая > |
---|