"Что за прелесть эти сказки!", учебно-методическая разработка к уроку внеклассного чтения в 1 классе
Учебно-методическая разработка к уроку внеклассного чтения в 1-м классе по теме
"Что за прелесть эти сказки!"
Автор: учитель начальных классов Лемешко Л.В.
Цели:
Образовательные:
- Вспомнить прочитанные сказки; научить школьников различать виды русских народных сказок. Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.
 
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся.
 
- Воспитательные:
 
Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
Оборудование:
- презентация по теме;
 - мультимедийная техника, экран;
 
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте доброго настроения.
2. Объявление темы и целей урока.
Нас встречает в жизни сказка
                              Вместе с материнской лаской,
                              С добрым бабушкиным взглядом,
                              Чтоб идти по жизни рядом.
                              Никогда нам не наскучит.
                              Быть отважными научит.
В беде научит помогать.
                              Никогда не унывать
                              И пусть зло пока хитрее,
                              Всё равно добро мудрее
                              Сказка нам поможет жить
                              И все невзгоды победить.
- О чём это стихотворение? Вы догадались, о чём пойдёт сегодня разговор. Давайте сформулируем тему цели сегодняшнего урока. Итак, тема урока: "Что за прелесть эти сказки!”, и будем говорить о сказках".
Так что же такое сказка? (Сказка – это художественное произведение, в котором есть элементы волшебного и фантастического). Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.
В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны". Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.
Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро награждал "баянов" за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было!..
3. Актуализация знаний.
- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!”
- Как вы понимаете эти слова?
Назовите самых главных жителей сказочного мира. (Кощей Бессмертный, Баба -Яга, Красна девица и Добрый молодец)
Вспомните какими бывают в сказках Кощей Бессмертный, Баба-Яга?(злые)
Добрый молодец и Красная девица? (красивые, умные)
Заяц и волк? (трусливый, глупый, доверчивый)
Главными героями наших сказок являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои - Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная, Елена Премудрая. Кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
- На какие группы мы можем разделить русские народные сказки?
Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди.
Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Послушайте отрывки из сказок и определите, какая из них - сказка о животных, какая - о жизни людей, какая – волшебная.
1. Жили-были старик со старухой. Ели они как-то раз горох и уронили горошинку на пол. Покатилась горошинка по полу и скатилась в подполье.
Долго ли, коротко ли лежала там горошинка, только стала расти…
2. …Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из одного стакана, да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.
Как пошла танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались.
3. Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Заинька линять, а как пришла зима студёная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить. Увидала это лиса…
Волшебные сказки могут все. Превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них вы можете прочитать и о Змее – Горыныче.
В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.
1. Угадай сказку
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(Петушок – золотой гребешок.)
Эту  сказку вы читали к уроку?  - В какую группу её отнести? (русская народная сказка о животных)
                              - Понравилась вам сказка?
2.Тетрализация сказки «Кот, дрозд и петух»
3.Анализ содержания.
- Кто главные герои сказки? (Кот, дрозд, петушок – золотой гребешок)
                              - Какова же лиса?
                              - Кого она перехитрила?
- Докажите, что она хитрая? Какую песню она пела петушку?
                              - А каковы дрозд и кот? Что вы можете об этом сказать? Как они спешили на выручку петушку?
                              Чему учит эта сказка?
В сказке «Кот, дрозд и петух» Петушок не послушал наказ, выглянул в окошко, и унесла его лиса. Кот и петух отправились в погоню. Смекалка друзей помогла спасти петушка.
1.Узнай сказку по картинке.
2.Вспомни.
- Какую песенку пел Колобок?
                              - Что пела Коза своим семерым козлятам?
                              - Кто сможет позвать Сивку-Бурку?
                              
- Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
                              Отдохнём – и снова в путь!
                              Нам советует Мальвина:
                              - Станет талия осиной,
                              Если будем наклоняться 
                              Влево-вправо десять раз.
                              Вот Дюймовочки слова:
                              - Чтоб спина была пряма,
                              Поднимайтесь на носочки
                              Словно тянетесь к цветочкам
                              Раз – два – три – четыре – пять,
                              Повторите-ка опять:
                              Раз – два – три – четыре – пять.
                              Красной Шапочки совет:
                              Если будешь прыгать, бегать,
                              Проживёшь ты много лет.
                              Раз – два – три – четыре – пять,
                              Повторите-ка опять:
                              Раз – два – три – четыре – пять.
                              Дала нам сказка отдохнуть!
                              Отдохнули? Снова в путь!
3. Викторина «Узнай героя сказки».
- Он живет в народных сказках
 
И с прохожими неласков.
Огнем дышит, как дракон,
И летать умеет он. (Змей Горыныч)
- Уплетая калачи,
 
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
- Как у Бабы у Яги
 
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа)
- Он сумел поймать волчишку.
 
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (бычок – смоляной бочок)
- Работать умела красиво и ловко,
 
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
- Я семействе не один,
 
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк. (Иван)
- Я - богатый, всемогущий,
 
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
- Как настали холода,
 
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом.
Выгнала она косого
Из домишки лубяного.
Но пришёл петух с косой —
Снова в домике косой.
Кто в далёкие леса
Навсегда ушёл? ... (лиса)
4.Викторина.
- Поляки называют ее Едзина, чехи – Езинка, словаки – Ежи Баба, а как называем ее мы? (Баба яга)
 - Назовите грозное оружие Соловья – разбойника. (свист)
 - В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (Русская народная сказка «Репка».)
 - Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)
 - Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием? (игла)
 - Фрукт, обладающий омолаживающим эффектом. (яблоко)
 
5. Уроки добрым молодцам и красным девицам.
- Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сада – получишь жениха.
 
(«Крошечка-Хаврошечка).
- Без труда – не вынешь рыбку из пруда. («Лисичка-сестричка и серый волк»)
 - Как аукнется, - так и откликнется! («Лиса и журавль»)
 - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. («Кот, петух и лиса» «Репка»)
 - Слушайся старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
 
Творческое задание.
- Попробуйте дома выполнить иллюстрацию к сказке “Петушок – золотой гребешок ” дома.
Итог. Релаксация.
О чём мы сегодня говорили? Какую сказку пересказывали? Что особенно понравилось? Какое настроение у вас было на уроке?
                              Литература:
1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.
2. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. –сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. – м.: ВАКО, 2006 г.
3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. - М.:Вако,2007 г.
4. Летний лагерь на базе школы / Авт. – сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2007 г.
5. Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. - Вып.2. Кн. для учителя. – Волгоград, 2008 г.
| < Предыдущая | Следующая > | 
|---|












