Сочинение в начальной школе. Учитель Лаптева С.А.
Сочинение в начальной школе.
учитель начальных классов,
руководитель школьного м\о учителей начальных классов
Лаптева С.А.
Очень часто в нашей жизни мы сталкиваемся с людьми, не умеющими ясно и четко выражать свою мысль.
Поэтому важное место в начальном обучении занимает развитие речи. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, выказывать свое отношение к каким-то проблемам.
Сочинение является одним из видов работ, который позволяет развивать литературную речь. Оно развивает творческое воображение, дает ключ к успеху.
При обучении сочинению реализуются основные дидактические принципы: принцип доступности, преемственности, перспективности и творчества.
Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. Написание сочинений - один из наиболее интересных и сложных методов, на котором хочется остановить свое внимание.
Школьное сочинение – это творчество учащихся, т.к. ученик создает свой оригинальный текст.
Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание текста, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.
Учащихся необходимо обучать различным умениям: собирать материалы для сочинений, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям в поступках людей.
Работа над сочинением воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра.
Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребенка, так и для взрослого человека. Младшие школьники не умеют формулировать свою мысль и находить средства для ее выражения, имеют небольшой речевой опыт в осуществлении данной работы. Дети свободно выражают свои чувства в устной речи, но письменная речь требует выполнения определенных правил, которые порой затеняют творческий порыв ребенка.
Систематическая работа по развитию речи позволит достичь следующих предметных результатов: обучающиеся научатся
- понимать тему текста и определять её границы;
- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
- делить текст на логически законченные части;
- выделять главную мысль и составлять план текста;
- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- распознавать значения незнакомых слов.
Классификация сочинений помогает учителю в планировании, как каждого отдельного сочинения, так и их системы.
Наибольшее распространение получили сочинения по картине, по серии картин, по экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей, об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному учителем началу или концу. К каждому из этих критериев могут быть применена следующая классификация.
По форме: устные, письменные, комбинированные (сочинения и иллюстрации к нему).
По источнику детской речи:
а) на основе наблюдения за предметом речи;
б) на основе личного опыта (о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
в) на основе воображения;
г) на основе восприятия произведения искусства (по книжному материалу, спектаклю, музыкальному произведению);
д) по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям).
По степени самостоятельности:
а) сочинения коллективные;
б) сочинения индивидуальные.
По типам текста:
а) Повествование – текст, в котором перечисляются предметы, события или действия, следующие одно за другим.
Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова «однажды», «как-то раз», может быть указано место и (или) время события, действия).
Языковые средства: средства, передающие развитие действия, видовременные глагольные формы;
лексика обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения: потом, раньше, теперь и др.)
б) Рассуждение – текст, в котором раскрываются причинно-следственные связи между фактами, событиями, явлениями, что-то обосновывается, доказывается или появляется.
Этот тип речи наиболее строгий, сложный. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и прочие; построение умозаключений; работа над обобщениями и выводами.
в) Описание – текст, в котором перечисляются предметы, их признаки, состояние и т.д., существующие в одно и то же время. Здесь нет событий. Описание может быть художественным, образным и строгим, научным «деловым».
г) Сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или рассуждения).
По тематике:
а) на учебную тему;
б) на свободную тему.
В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по литературному чтению для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям.
Типология сочинений на литературном материале:
- отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях;
- сочинения на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов;
- сочинение о творчестве одного писателя: « Я люблю читать ….»
- рассказ о героях произведений литературы.
Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении – так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения данного вида должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться текстом, словарями, справочниками. Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.
Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность.
Список используемых источников
1.Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа. - 2003. - № 4.
2.Загребельная С.В., Кащаева Г.С., Мамонова Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. - М.: АРКТИ, 2006.
3.Корешкова Т.В. Подготовка будущего учителя: как научить младших школьников создавать высказывания. // Начальная школа. - 2006. - № 3.
4.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
5.Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в 3 – 4 классах. // Начальная школа. - 2006. - № 7.
< Предыдущая | Следующая > |
---|