Сочинение в начальной школе. Учитель Лаптева С.А.

Сочинение в начальной школе.

учитель начальных классов,

руководитель школьного м\о учителей начальных классов

Лаптева С.А.

Очень часто в нашей жизни мы сталкиваемся с людьми, не умеющими ясно и четко выражать свою мысль.

Поэтому важное место в начальном обучении занимает развитие речи. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, выказывать свое отношение к каким-то проблемам.

Сочинение является одним из видов работ, который позволяет развивать литературную речь. Оно развивает творческое воображение, дает ключ к успеху.

При обучении сочинению реализуются основные дидактические принципы: принцип доступности, преемственности, перспективности и  творчества.

Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. Написание сочинений - один из наиболее интересных и сложных методов, на котором  хочется остановить свое внимание.

Школьное сочинение – это творчество учащихся, т.к. ученик создает свой оригинальный текст.

Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание текста, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.
Учащихся необходимо обучать различным умениям: собирать материалы для сочинений, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям в поступках людей.
Работа над сочинением воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра.
Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребенка, так и для взрослого человека. Младшие школьники не умеют формулировать свою мысль и находить средства для ее выражения, имеют небольшой речевой опыт в осуществлении данной работы. Дети свободно выражают свои чувства в устной речи, но письменная речь требует выполнения определенных правил, которые порой затеняют творческий порыв ребенка.

Систематическая работа по развитию речи позволит достичь следующих предметных результатов: обучающиеся научатся

- понимать тему текста и определять её границы;

- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;

- делить текст на логически законченные части;

- выделять главную мысль и составлять план текста;

- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;

- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- распознавать значения незнакомых слов.

Классификация сочинений помогает учителю в планировании, как каждого отдельного сочинения, так и их системы.

Наибольшее распространение получили сочинения по картине, по серии картин, по экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей, об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному учителем началу или концу. К каждому из этих критериев могут быть применена следующая классификация.

По форме: устные, письменные, комбинированные (сочинения и иллюстрации к нему).
По источнику детской речи:

а) на основе наблюдения за предметом речи;

б) на основе личного опыта (о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

в) на основе воображения;

г) на основе восприятия произведения искусства (по книжному материалу, спектаклю, музыкальному произведению);

д) по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям).
По степени самостоятельности:
а) сочинения коллективные;
б) сочинения индивидуальные.
По типам текста:

а) Повествование – текст, в котором перечисляются предметы, события или действия, следующие одно за другим.

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова «однажды», «как-то раз», может быть указано место и (или) время события, действия).

Языковые средства: средства, передающие развитие действия, видовременные глагольные формы;

лексика обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения: потом, раньше, теперь и др.)
б)   Рассуждение – текст, в котором раскрываются причинно-следственные связи между фактами, событиями, явлениями, что-то обосновывается, доказывается или появляется.

Этот тип речи наиболее строгий, сложный. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и прочие; построение умозаключений; работа над обобщениями и выводами.
в) Описание – текст, в котором перечисляются предметы, их признаки, состояние и т.д., существующие в одно и то же время. Здесь нет событий. Описание может быть художественным, образным и строгим, научным «деловым».              
г) Сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или рассуждения).
По тематике:

а) на учебную тему;

б)  на свободную тему.

В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по литературному чтению для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям.
Типология сочинений на литературном материале:

  • отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях;
  • сочинения на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов;
  • сочинение о творчестве одного писателя: « Я люблю читать ….»
  • рассказ о героях произведений литературы.

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении – так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников.       Сочинения данного вида должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться текстом, словарями, справочниками. Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность.

Список используемых источников

1.Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа. -  2003. - № 4.

2.Загребельная С.В., Кащаева Г.С., Мамонова Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. - М.: АРКТИ, 2006.

3.Корешкова Т.В. Подготовка будущего учителя: как научить младших школьников создавать высказывания. // Начальная школа. - 2006. - № 3.

4.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.

5.Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в 3 – 4 классах. // Начальная школа. - 2006. - № 7.

 

 

 

 

 

важные ссылки...





Управление образования администрации Л-Кузнецкого гор. округа

Департамент образования и науки Кемеровской обл.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство образования и науки РФ

Государственные и муниципальные услуги в сфере образования


Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08. Региональная постоянно действующая «горячая линия»: http://образование42.рф/news/24/. Электронная почта приемных: • уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области ; • государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ; • департамента образования и науки Кемеровской области ; • управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа .