"Использование современных педагогческих технологий на уроках ОБЖ. З.Л. Савина, учитель ОБЖ
Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ
Савина З.Л.
учитель ОБЖ
МБОУ ООШ № 37
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому, что не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике.
Цель курса «ОБЖ» – научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.
Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:
а) авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный ;она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
В настоящее время весьма сложно оказывается понимание того, что развитие человечества в существенной мере зависит от уровня образования, что развитие общества предлагает внедрение современных педагогических технологий. Системы образования, основанные только на традиционных методиках, становятся тормозом в развитии образования.
Для решения современных психолого-педагогических задач необходимо на первый план выдвинуть развивающую функцию, направленную на становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей. Переход на новые технологии обеспечивает воспитание человека, заинтересованного в самообучении, в саморазвитии. Развитие умственной о творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду, как к умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умения себя организовать, умения критически осмыслить и оценить.
Коллективные способы обучения, такие как - пары сменного состава, пары и группы сменного состава, поабзацная проработка текста, - всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.
Можно выделить следующие преимущества коллективных способов обучения:
- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:
• наличие сменных пар учащихся;
• их взаимообучение;
• взаимоконтроль;
• взаимоуправление.
Применение данных технологий приводит к следующим выводам:
- учащиеся начинают лучше понимать текст и выделять стержневые мысли, ведущие идеи;
- происходит лучшее усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях;
- развиваются коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения;
- учащиеся обучаются навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности;
- воспитывается уверенность в своих способностях;
- учащимся предоставляются психологические средства и педагогические условия, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать и научиться понимать себя и других людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использовать в своей работе технологии КСО надо, т.к. они имеют определённые преимущества, а также необходимо всегда помнить, что выбор технологии остаётся за педагогом и зависит от его творчества.
Приложение 1
Технология КСО: поабзацная проработка текста
Технология поабзацной проработки текста позволяет эффективно организовать работу с учащимися на уроке по изучению письменных источников информации. При помощи этой методики можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала и его хорошего запоминания. Основоположником, чьи идеи использованы в данной технологии, является А. Г. Ривин.
Целевые установки рассматриваемой технологии:
• формирование умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать его;
• умение логически соединять основные мысли абзацев в ведущие идеи всего текста;
• развитие речи, умение передавать содержание текста своими словами, не искажая ведущие идеи.
Подготовительный этап работы учителя
Учитель подготавливает учебные тексты: это могут быть параграфы из учебника, статьи из газет, журналов, научные сообщения, отрывки художественных произведений, отражающие основы безопасности жизнедеятельности. Тексты должны быть пригодными для поабзацной проработки, а именно: в каждом абзаце отражаться только одна стержневая мысль изучаемой темы и они должны быть связаны друг с другом и с ведущей идеей.
К сожалению, не все учебные тексты соответствуют этим требованиям. К тому же встречаются тексты, в которых один абзац, например, занимает целую страницу, или непонятна мысль абзаца, или стержневые мысли логически не связаны, повторяются. Такие тексты для поабзацной проработки не пригодны.
Количество текстов может быть разное. Мы предлагаем брать три-четыре текста, а в упрощенной методике работать с двумя текстами. Такое количество текстов позволяет четко организовать работу учащихся и избежать перегрузки. Объем текста может быть от страницы до нескольких страниц. Это зависит от возраста учащихся, целей и времени, которым располагает педагог.
Организация деятельности учащихся.
1.Учитель выдает на парту двум ученикам одинаковый текст. Каждый ученик бегло просматривает (прочитывает) этот текст.
2. В каждой паре один из учеников (предположим, ученик А) читает вслух первый абзац. Второй ученик (скажем, ученик В) следит глазами по тексту, слушает. Таким образом, работают все пары.
3. На следующем этапе ученик А пытается озаглавить абзац (именно озаглавить, а не законспектировать). Он, размышляя вслух, подыскивает наиболее подходящее название. Ход размышления: «В этом абзаце говорится о том, как... Поэтому его можно озаглавить...». Ученик В слушает рассуждения первого ученика и задает вопросы, если что-нибудь неясно; возражает, если с чем-то не согласен.
4. После того как оба ученика пришли к соглашению по названию абзаца, они записывают его название каждый в своей тетради.
5. Далее идет работа со вторым абзацем в такой же последовательности, только учащиеся меняются ролями. Ученик В читает второй абзац, ученик А следит по тексту и слушает. Ученик В озаглавливает абзац, ученик А слушает рассуждения партнера, задает вопросы, соглашается или возражает. Записывается название второго абзаца в каждой тетради. Подобным образом, поочередно меняясь ролями, учащиеся прорабатывают весь текст.
6. После того, как весь текст изучен и все абзацы озаглавлены учащиеся благодарят друг друга и пара распадается. Учащиеся организуются в новые пары. Это можно сделать так: при сигнале «поднятая рука» пары обмениваются партнерами.
7. Во вновь образованной паре каждый ученик имеет свой проработанный текст и его поабзацно озаглавленный план. Теперь каждый ученик пересказывает свой текст согласно поабзацному плану, а партнер слушает, записывает поабзацный план текста партнера по мере его проговаривания в свою тетрадь, задает вопросы, если что-то оказывается непонятным. Партнеры обмениваются карточками, и каждый прочитывает про себя полученный текст.
Работа в паре заканчивается тогда, когда каждый пересказал свой текст, а партнер записал его поабзацный план, и каждый прочел полученный от партнера текст.
Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для учащихся «Поабзацное изучение текста».
1. Напишите в тетрадях дату и тему урока.
2. Бегло просмотрите (прочитайте) полученный текст целиком.
3. Прочитайте первый абзац партнеру вслух (партнер следит глазами по тексту, внимательно слушает).
4. Партнер задает вам вопросы для того, чтобы вы, отвечая на них, уточнили значение терминов, словосочетаний, уяснили смысл абзаца.
5. Обсудите, как озаглавить абзац. Заглавие должно выражать смысл абзаца.
6. Запишите заглавие первого абзаца в тетрадь.
7. Приступайте к работе над следующим абзацем в той же последовательности, поочередно меняясь ролями (кто читает, а кто слушает).
8. После изучения первого текста поблагодарите друг друга за работу и найдите себе партнера с другим текстом.
9. Перескажите свой текст партнеру, опираясь на поабзацный план. При этом дайте возможность партнеру по ходу пересказа задавать вам вопросы и записывать поабзацный план в свою тетрадь.
10. Подготовьтесь к подведению итога работы в той форме, которую предложил учитель.
< Предыдущая | Следующая > |
---|