"Использование компьютерных технологий при подготовке и проведении уроков ОБЖ. З.Л. Савина. уч. ОБЖ
Использование компьютерных технологий
при подготовке и проведении уроков ОБЖ.
Савина З.Л.
учитель ОБЖ
МБОУ ООШ № 37
Целью преподавания курса ОБЖ в школе является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед нами учителями стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Напрашивается вывод, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно, так как преподавание связано с дефицитом наглядных пособий и их моральным устареванием.
Использование компьютерных технологий имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяет сочетать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся. Пользуясь возможностями компьютера, я могу изменить порядок и структуру урока, исходя из уровня подготовленности класса.
Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить). Задача учителя – правильно организовать эту работу при внедрении компьютерных уроков, а именно:
1) отработать механизмы совместной работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий;
2) подготовить учащихся к работе с программным обеспечением;
3) подготовка и разработка необходимой информации, презентаций по ОБЖ (для учителей и учащихся);
4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение по ОБЖ.
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют нам развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизировать и сделать творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ученик, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Для более успешной реализации цели обучения информационно-коммуникационные технологии мною используются на разных этапах урока.
- Организация проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
- Организация объяснения нового материала с помощью ИКТ:
На уроках усвоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Учитель перестает быть носителем информации. В обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. При этом учитель комментирует, разъясняет, поясняет информацию на экране. На данном этапе используются:
- мультимедиа технологии:
- - презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (Power Point), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом. Мной они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера, на уроках по основам военной службы: «История ВС РФ», «РСЧС» и др.;
- презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (Power Point), тема «Землетрясения» 7 класс, на экране представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;
- - слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (Power Point);
- - компьютерные технологии:
- схемы (Excel) – схема ВС РФ, схема действий при ЧС;
- таблицы (Word).
- На уроках изучения нового материала и закрепления пройденного материала можем использовать мультимедийные альбомы:
- - мультимедийные путеводители - интерактивная справочная информация по какому–либо объекту с красочными фотографиями, видеороликами;
- - мультимедийные энциклопедии – интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.
- Организация закрепления и систематизации знаний:
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. На данном этапе используются:
Все это реализуется только в тех случаях, когда урок хорошо оснащен технически и методически обеспечен и сам учитель непринужденно и свободно владеет общими навыками работы за компьютером. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных заданий. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает в значительной степени учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.
Во-первых, компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика. Ошибки, беспощадно фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени частным делом школьника. Учитель освобождается от необходимости выявлять слабые стороны в знаниях учащихся, его отношение к детям становятся более позитивными.
Во-вторых, компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого обучаемого. Благодаря этому учитель получает больше возможностей видеть обстановку в классе в целом или уделять внимание отдельному ученику.
Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий в освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике.
Для успешной реализации программы по курсу ОБЖ необходимо формировать на уроках дисциплину умственного труда. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится для них обузой. Поэтому в процессе своей деятельности я стараюсь решать вопросы, как учить с увлечением и как сделать процесс усвоения знаний творческим. Залогом успешности данной работы, я считаю, может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Ведь урок ОБЖ – это
- человекоформирующий процесс, урок-общение, т.е. через общение и общение через знание;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении;
- урок воспитания патриотизма, познавательных потребностей, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональной чувствительности и нравственных основ.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия, у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Таким образом, применение информационных технологий на уроках, дает возможность у учащихся развивать воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами. А главное – информационные технологии развивают способности читать информацию, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования на современной компьютерной базе.
На основании вышесказанного я пришел к выводу, что включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, что способствует интересу к ученью.
< Предыдущая |
---|