Вода - источник жизни на Земле. Урок с городского семинара. Автор Е.А. Жердева, учитель нач.кл
Вода – источник жизни на Земле
занятие в рамках городского семинара
План мероприятия:
1.Приветствие гостей и обучающихся.
2. Целеполагание.
3.Основная часть.
Ход проведения мероприятия
У: Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы ли вы все к началу нашего занятия?
- Послушайте загадку, и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
У: Итак, сегодня мы с вами будем говорить о воде как источнике жизни на земле.
У: Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь.
В древних поверьях вода - это кровь живой Матери Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством. Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица»
Вода – это важнейшее условие существования жизни на земле. Все живые существа нуждаются в воде.
- А растения относятся к живым существам, и как вода помогает им жить?
Учащиеся:
Да все растения живые, они всасывают воду из почвы и воздуха. Потребность в воде у различных растений не одинакова. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений; испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева в летний зной.
- А кому ещё нужна вода для жизни?
- Учащиеся: всем животным. Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись
воды. Каждый организм может потерять только вполне определенную часть содержащейся в нем воды. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра.
- А как вы думаете, человек может обойтись без воды?
- Учащиеся: Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнет всё живое.
У: Как вы думаете много или мало воды на Земле?
- Воды на Земле одновременно и много и мало.
Давайте посмотрим, то мы увидим, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого, поэтому нашу планету называют голубой.
- Ребята, какая бывает вода?
- Учащиеся:
Талая вода (тает снег)
Пресная вода
Дождевая вода
Морская вода
Подземные воды (родники)
Минеральная вода
Сточные воды
Ливневая вода или поверхностные воды
Мёртвая вода и Живая вода — виды воды из сказок (со сказочными свойствами)
Святая вода — особый вид воды согласно религиозным учениям
- Мы сказали, что всем на земле нужна вода.
-А какая нам нужна вода? (чистая)
- А как вы думаете вода в наших водоёмах чистая?
- Учащиеся:
Нет, вода у нас грязная.
- Что загрязняет воду?
- Учащиеся:
В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы шахты. Дожди смывают удобрения с полей. В водоёмы попадают бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.
- Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Ребята, у нас с земном шаре случаются экологические катастрофы одна из них - это Аральское море. Исчезающее Аральское море.
Аральское море - это бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана.
Было четвёртым по величине озером в мире, занимая около 68 тыс. км²,
Но со второй половины 20 века стало мелеть ускоряющимися темпами.
Основная причина - это забор воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью полива хлопковых и рисовых полей на территории Узбекистана и южного Казахстана.
В последние десятилетия площадь Аральского моря сократилась более чем в два раза.
Физкультминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонились и обратно возвратились.
-А сейчас, ребята давайте мы с вами расскажем одну поучительную сказку, и называется она «Репка»
Ведущий. Посадил дед репку. А когда её сажают? (Весной)
Дед. Сколько времени прошло, а она не растёт?! Бабка, иди, помоги!
Бабка. Да, мала наша кормилица. Пойду, водички из речки принесу. Полью.
Несёт воду красного цвета.
Дед. Что – то водичка странная. Где ты её взяла?
Бабка. В нашей речке. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться.
Зовёт внучку.
Внучка, смотри, какая водичка красивая!
Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?
Бабка. В нашей речке.
Внучка. Что ты, что ты! Наш завод туда спускает отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Пойду, принесу воды из родника.
Приносит чистой воды и поливает репку.
Дед, бабка и внучка сели вокруг репки и ждут.
Дед, бабка, внучка (вздыхают). Не растёт!
Внучка. Жучка! Иди, помогай!
Жучка. Надо землю взрыхлить.
Лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет.
Жучка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка! Иди, помогай!
Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают различный мусор.
Кошка. Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а все вокруг засорили.
Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой и внучкой.
Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.
Репка начинает расти.
Мышка. А что меня не зовёте? Репка выросла?
Все. Пусть растёт до осени. Тогда и будем урожай собирать.
У: Ребята, ответьте, почему сначала репка не росла? (её хотели полить грязной водой, и земля была с мусором.)
Но сказка закончилась хорошо, потому что бабке и деду помогли друзья.
У: Ребята, нам тоже нужно полить наши цветы, прежде чем полить наши цветы, давайте узнаем, насколько наша вода чистая?
Для этого давайте проведём опыты
Опыт 1: Давайте определим вся ли вода на ваших столах прозрачная
Опыт 2: Мы убедились, что вода прозрачная, но насколько она чистая давайте проверим.
-Где же вода у нас чистая?
-А в какой пробирке у нас самая грязная вода?
-Ребята, давайте нашей чистой водой польём цветы
-Нельзя пить воду из грязных или просто неизвестных вам источников: вас поджидает множество вредных веществ и болезнетворных микробов. Но и с этим люди научились бороться: на водопроводной станции воду очищают, обеззараживают, доводят до нужной кондиции — пейте на здоровье! Хотя пить воду из-под крана не безопасно.
- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы наша вода всегда была чистая?
В заключение давайте составим правила бережного обращения с водой.
I. Не бросайте мусор в водоемы.
II. Не мойте автомобили вблизи водоемов.
-В начале нашего занятия мы говорили, что на нашей голубой планете много воды.
-А нужно ли её экономить и как?
Экономьте воду! Закрывайте краны!
-Для того чтобы нам лучше запомнить давайте нарисуем эти правила и покажем всем.
У: Ребята, будем бережно относиться к природе! Ведь охранять природу – значит охранять РОДИНУ!
(Выставка работ)
Рефлексия: Ребята, если вам понравился наше занятие, если было интересно, то давайте прикрепим на доску капитошек.
Итог занятия:
Стихотворение о воде
Берегите воду,
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
< Предыдущая | Следующая > |
---|