Текст выступления "Экологическая образованность педагога..."
Экологическая образованность педагога
как важное условие для формирования экологической культуры и ценностного ориентирования обучающихся
«Проблемы образования и воспитания, и особенно экологического образования и воспитания, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества».
Моисеев Никита Николаевич, российский учёный, математик, механик.
Обострение планетарной экологической ситуации выдвигает в разряд первоочередных социально-педагогических проблем формирование экологической культуры человека. Это в свою очередь, возлагает особую ответственность на школу, где обучающиеся проводят большую часть времени, получают знания и приобретают умения.
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Сейчас перед нами, учителями, жизнь ставит задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Поэтому и процесс экологического воспитания должен быть также непрерывным.
Новая экологическая политика нашла отражение в принятом Законе «Об охране окружающей среды», который, в частности, гласит: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, повышения их квалификации…».
Приоритетное значение приобретает подготовка к экологическому воспитанию педагогов.
Учителя нашей школы получают знания в области экологического образования и воспитания через участие в различных теоретических и практических мероприятиях: конференциях, семинарах, консультациях, изучение литературы, СМИ. Большое значение имеет самообразование и проведение обучающих мероприятий: семинары, семинары-практикумы.
Основной своей задачей, как учителей мы считаем: использование разнообразных форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.
В соответствии с Концепцией развития школы важное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Процесс экологического воспитания должен начинаться в начальной школе.
Начальная школа формирует у обучающихся первичные знания о природе и навыки ее охраны. Это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности:
- эмоциональная отзывчивость;
- склонность к подражательности;
- восприимчивость к воспитательным воздействиям;
- любознательность;
Учитывая эти моменты, особенности окружающей среды нашего региона и требования ФГОС в школе была разработана программа «Начала нравственности». Программа рассчитана на начальную школу.
В программе имеется направление «Я гражданин России, гражданин Кузбасса».
Данное направление предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - Кузбассу, городу Ленинску-Кузнецкому, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде.
В основной и старшей школе реализуется комплексная программа «Надежда России». В данной программе 7 разделов.
Один из разделов, «Живая планета», нацелен на воспитание у обучающихся сознательного отношения к природе, экологической культуре человека.
Это направление предусматривает систему воспитательных мероприятий, призванных развивать экологическое сознание, созидательное, бережное отношение к окружающей среде.
Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей.
Есть необходимость приведения положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Решение данной проблемы нам видится через работу нашей школы как Ресурсного центра, который позволяет аккумулировать имеющиеся знания, передачи их друг другу и обучающимся, применение их в практической деятельности.
Воспитание в школьнике экологически грамотной личности является одной из задач работы Ресурсного центра.
Существует множество форм, методов, приемов и методик, с помощью которых можно решать поставленную эту и другие задачи.
Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которые придают экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки (например, «Праздник леса», «Лесной карнавал», «Береги природу», и др.).
Содержание натуралистических праздников направлено на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы.
"Охрана природы - долг каждого” - вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.
Велика роль экологических конференций, ролевых игр и других внеклассных мероприятий, которые способствуют:
• распространению и популяризации экологических знаний;
• переносу знаний на поведение детей, адекватности экологического сознания и поведения;
• утверждению в сознании, поведении и деятельности детей принципов ответственного отношения к природе, к своему и чужому здоровью;
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы и методы работы в этом направлении.
В начальных классах основным видом деятельности, в силу возрастных особенностей детей, является игра.
Чем полезна игра? Она помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей. Для формирования экологической культуры игра подходит как нельзя лучше.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать, и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к игре, тем больше сходства ищут с действительностью. Задача учителя - поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
В младшем школьном возрасте целесообразно использовать наблюдение как отдельный метод изучения, познания природы. Это самый доступный из методов. Необходимо лишь правильно выбрать объект для наблюдения, уметь грамотно вести себя в природе. Задача учителя – объяснить правила наблюдения за живыми объектами, правила поведения.
Постановка несложного эксперимента уже доступно ученикам начальных классов. Эксперимент или опыт позволяет наглядно изучить то, что уже известно или требует объяснения. Эксперимент, сделанный самостоятельно, позволит не только увидеть, но и надолго запомнить его суть и результат. Задача учителя - объяснить и показать постановку опыта, отследить безопасность в работе, добиться конечного результата и выводов.
Игра, как вид познавательной деятельности, переходит и более старшую ступень. Но, игра приобретает иной смысл, наполняется более сложным содержанием, требует от подростка больших знаний и умений.
Сюжетные игры, проигрывание ситуаций, оценивание их, прогнозирование результатов. Это является важным моментом в формировании экологического сознания и поведения.
Исследование, как метод в основной школе, занимает особое место. Экологическое образование строится именно на исследованиях. Исследовать можно объект, состояние. Понятию «исследование» синономично понятие «мониторинг» - долгосрочное изучение чего-либо. Такой вид деятельности позволяет школьникам и учителю отследить изменения, происходящие с исследуемым объектом. Исследовать можно не только практически, но и теоретически, например, по данным СМИ, литературы, периодической печати. Такое исследование позволяет накопить теоретическую базу и в дальнейшем использовать на практике.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных научно-исследовательских конференциях.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются турниры и экологические конкурсы.
Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности школьников являются экскурсии, туристические слёты и походы.
Экологические акции стали особенно популярны в последнее время.
Акции: «Цвети мой школьный двор!», «Чистый двор – хорошее настроение», «Посади деревце», «Скажи полиэтиленовому пакету «НЕТ!», благотворительная акция «Рука в руке», «Чистый берег» и так далее приобрели широкую популярность и значимость. Вовлекая в подобные мероприятия школьников, мы тем самым способствуем тому, чтобы они бережнее относились к своему труду и плодам. Но, здесь очень важна систематичность и последовательность. Разовые акции результата не дадут.
Метод проектов приемлем в более старшем возрасте, но не только.
В основу метода проектов положены:
- идея, составляющая суть понятия «проект»;
- его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, нужно учить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Проект (от лат. «брошенный вперед»)
1) план, замысел;
2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия,
3) предварительный текст какого-либо документа.
Поскольку проектирование - деятельность, то для обучения проектированию, безусловно, надо использовать деятельностные формы.
В новых ФГОС особое внимание уделяется методу проектов как решающему фактору в формировании у ребёнка умения учиться. Необходимость использования метода проектов обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания.
При вовлечении младших школьников в проектную деятельность появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов детей, удовлетворения любопытности.
Такие внеклассные экологические мероприятия как: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли можно назвать интерактивными.
«Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли». «Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют.
Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.
Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора.
Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания.
Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования.
Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
В нашей школе уже начала создаваться экологическая тропа в помещении – рекреации. Она представляет собой разные уголки земного шара: Африка, Азия, Австралия, Америка. Растения компонуются в ней с учетом их родины, места произрастания в диком виде.
До конца 2013-2014 учебного года мы планируем завершить создание экологической тропы в рекреации и в дальнейшем приступить к созданию экологической тропы на территории микроучастка школы.
Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов: география, биология, экология, литература, в чем-то, история, в чем-то – ИЗО, и, в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Нельзя выпускать из виду еще один очень важный момент экологического воспитания детей – участие родителей в экологических мероприятиях.
Семья в нормальном ее понимании – это первая ступенька в закладке всех стереотипов и поступков детей.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2.Индивидуальный подход.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
4.Готовимся серьезно.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы поддержки, демонстрация заинтересованности коллектива школы разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Участие родителей в конкурсах, выставках несет практическую пользу всем: и семье, и школе:
- «Рождественский букет»;
- «Осень золотая»;
- «Вторая жизнь вещей и материалов»;
- акция «Цвети мой школьный двор»; и так далее.
Используйте опыт и мастерство родителей, мягко объясняя это тем, что их знания и умения принесут неоценимую пользу школе и помогут детям приобщиться к прекрасному совместно.
< Предыдущая | Следующая > |
---|