Экстремизм недопустим.
Явление экстремизма хорошо знакомо истории человечества. До недавнего времени оно интересовало ограниченное количество людей нашей планеты. Однако, после ряда террористических актов в России и других странах мира, оно стало актуальным, требующим к себе пристального внимания, так как круг стран и народов, вовлеченных в эту проблему, исчисляется миллионами людей разных культур, рас, религий.
Экстремизм стал новой реальностью нашей жизни с конца XX века.
Мир и Россия оказались не готовы к этой реальности. Подрастающее поколение России, которое сформировалось в сложных противоречивых условиях социальной модернизации общества с начала 1990-х годов, оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме.
К нынешнему времени в России уже сложилось или формируется совершенно новое поколение, в среде которого наряду с позитивными характеристиками стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности; утраты национальной культурной идентичности.
В большинстве случаев люди, говоря об экстремизме, имеют в виду терроризм, который является лишь одной только разновидностью экстремизма,хотя и самой болевой.Остальные виды экстремизма остаются в тени, а их много, среди них и преступность, и сфера межличностных и межнациональных отношений.
Все чаще из СМИ мы видим как молодежь, сама того не понимая, становится заложником расприй, стычек, не зная истиной правды, включается в неоправданную борьбу.
Основанием для зарождения экстремистских идей в умах молодых людей становятся такие факторы, как:
− расслоение общества по признаку уровня благосостояния населения;
– слишком велик на сегодня разрыв между слоями населения, фактически находящимися за чертой бедности, либо на грани её, и представителями состоятельных слоев общества;
− высокий уровень межэтнической конфликтности;
– всё возрастающий наплыв мигрантов из ближнего зарубежья, их социальная незащищенность и,одновременно, довольно уверенное, а иногда и вызывающее, поведение в отношении коренного населения;
− постоянное стимулирование и раззадоривание интереса к различного рода происшествиям криминального характера через средства массовой информации, в первую очередь, Интернета и телевидения – web-сайты, телевизионные и Интернет-ролики изобилуют сообщениями, а зачастую и кадрами, смакующими криминальные «разборки» с участием экстремистских группировок, в том числе молодежных.
Наиболее частые нарушения поведения в подростковом возрасте могут быть следующие:
- реакция протеста (оппозиции). Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.
- реакция отказа. Она проявляется в отказе от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др. Особенно сильно реакция отказа выражается, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашних условий и где с ним чрезмерно строги, наказывают его, он лишен любви и заботы.
- реакция имитации. Это изменение поведения, связанное с подражанием поведению окружающих, которые обладают авторитетом в глазах ребенка или подростка.
В детском возрасте чаще всего имитируется форма поведения родителей и воспитателей, в подростковом – формы поведения более старших подростков, особенно обладающих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, созданного воображением подростка.
- реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда человек увлекается то одним, то другим. У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания.
Это не может оставлять равнодушными педагогов и родителей.
Поэтому, для того,чтобы наши дети не встали в ряды экстремистов, необходимо с двух сторон проводить профилактическую работу.
В рамках уроков обществознания был проведен опрос обучающихся 9 и 11 классов на предмет степени толерантного отношения к разным людям. Опрос показал, что 76% подростков терпимо относятся к разным поступкам людей. У остальных старшеклассников мнения разошлись. Были и те, кто колеблется в своих четких ответах. Во многом это может быть связано с некоторой неосведомленностью молодежи.
Поэтому, главная работа педагогов и родителей - это информационно-просветительская работа, которая позволит сминимизировать неграмотность детей.
Большую роль может сыграть и интерактивная деятельность, то есть деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Существует еще и альтернативная деятельность, то есть деятельность, организованная в свободное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности всех участников образовательного процесса. Большую роль в этом играет система дополнительного образования, занятость школьников во внеурочное время.
Вопросы профилактики экстремизма в прямом виде не включены в систему воспитательных мероприятий школы. Но они имеют иное проявление в рамках духовно-нравственного воспитания школьников.
Отношение к себе, к другим людям, к родным и близким, к окружающей действительности. Эти направления вплетены в программы воспитания "Начала нравственности" (1-4 классы) и "Будущее России" (5-11 классы) в разделе "Дорога к человечности - дорога к нравственности".
Регулярно и последовательно проводимые мероприятия (в том числе и совместно с родителями) помогут укоренить в школе дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни и выработать умения решать конфликты ненасильственным путем.
О.В. Давыдова,
заместитель директора по ВР
< Предыдущая | Следующая > |
---|